Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности института глава государства в развивающихся странахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияние на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать. В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов. В некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки липа, занимающие пост главы государства и именуемые президентами, не избирались, а были назначены военными кругами или иными политическими группировками в результате государственных переговоров (пронунциаменто). Глава государства — монарх. Монарх рассматривается правовой доктриной и нередко законодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления. Важнейшие сферы государственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Глава государства — президент. Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.
Субъекты права на обращение в конституционные суды в зарубежных странах.
Под субъектами конституционного права понимаются лица, органы или общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения.
Расмотрим классификацию субъектов конституционного права в зарубежных странах, начиная с групповых субъектов и завершим индивидуальными субъектами: 1) государство и его органы, т. е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и многое другое 2) народ, нация или избирательный корпус, т. е. правоспособные и дееспособные граждане каждого государства, которые принимают активное участие в политической жизни 3) политические партии и общественные организации, которые принимают участие в политической жизни страны 4) территориальные образования государства, т. е. составные части федеративного государства, субъекты федерации, автономные единицы 5) органы местного самоуправления, к которым относятся муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы 6) судебные органы как органы конституционного надзора 7) индивидуальные субъекты права – граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды, беженцы 8) религиозные конфессии.
Субъекты конституционного права обладают правосубъектностью, т. е. имеют правоспособность и дееспособность. Эти правомочия субъекта относятся к индивидуальным субъектам права. Когда речь идет об органах власти, то используются термины «компетенция» или «правомочия». Совокупность правомочий субъекта конституционно-правовых отношений есть правовой статус. Субъект права на обращение в Конституционный Суд РФ - это публично- или частноправовой, единоличный либо коллективный субъект права, управомоченный, а в ряде случаев и обязанный Конституцией, законами или правовыми позициями самого Конституционного Суда на инициирование в нем процедур нормоконтроля, разрешения споров о компетенции, толкования, а также иных конституционно-правовых вопросов Инициатор судопроизводства, реализовавший свое право на обращение в Конституционный Суд РФ посредством внесения запроса, жалобы или ходатайства, становится субъектом конкретного конституционно-процессуального правоотношения, обретает соответствующий процессуальный статус стороны-заявителя и наделяется комплексом процессуальных прав и обязанностей Компетенции парламентов Компетенция парламента — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа — парламента. Виды компетенции парламента: по объему конституционных полномочий 1) Неограниченная (во многих странах с парламентарной формой правления) (Великобритания – верховенство законодательства; право утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги; коллективная ответственность Правительства перед парламентом; право утверждать судей; отсутствие других подобных конкурирующих властей). 2) Абсолютно ограниченная (Франция – в конституции содержится точный перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы и другие решения, решение остальных вопросов принадлежит правительству). 3) Относительно ограниченная (характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств – компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (парламент может действовать только в этих рамках)) (США, Испания). По направлениям деят-ти: 1.Законодательная компетенция (совокупность полномочий по принятию законов) (образует главную часть компетенции парламентов, ее реализация занимает в их деятельности наибольшее место). Два аспекта закона (с формальной точки зрения – всякое определение, исходящее от органа, который в данной стране рассматривается как непосредственный выразитель суверенной воли народа; с материальной точки зрения – всякий акт, который по своему существу является законом, независимо от государственного органа, издавшего его). Теоретическое расщепление понятия закона – обоснование делегированного законодательства, осуществляемого органами исполнительной власти (Франция – правительство может для выполнения своей программы просить парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов мероприятия, обычно относимые к сфере закона). Социалистические страны (компетенция законодательных органов практически осуществляется постоянно действующими высшими коллегиальными органами, которые формально избираются верховными представительными органами). 2. Финансовая компетенция (полномочия парламентов утверждать бюджет государства, отчет правительства об его исполнении, устанавливать налоги) (реализуется обычно в форме особых законов, принимаемых по специальной процедуре, отличной от процедуры принятия обычных законов). Государственный бюджет принимается парламентом ежегодно (утверждая бюджет, парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в соответствии с ним; на правительство возлагается обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов государства суммы налогов и других поступлений). К финансовым полномочиям парламента принадлежат (налоговые (часто входят в исключительную парламентскую компетенцию); денежная эмиссия (в некоторых странах – Турция); внешние и внутренние займы (Мексика); создание внебюджетных фондов (Индия)). Ратификация и денонсация международных договоров (ратификация – окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме; денонсация – волеизъявление государства, направленное на расторжение договора). 3.Парламентские полномочия по формированию государственных органов (выборы главы государства; участие парламента в формировании правительства; участие в формировании судебной власти; участие в формировании иных органов и учреждений и в назначении или избрании иных должностных лиц). Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц (объект парламентского контроля чаще всего – исполнительная власть; в отдельных случаях – глава государства, судебная власть, местное самоуправление, вооруженные силы) (в отношении исполнительной власти носит политический характер, в отношении иных субъектов – юридический контроль). При авторитарных и тоталитарных политических режимах контрольная функция фиктивна. 4. Полномочия в области обороны и безопасности (цель – обеспечение законности в случае возникновения войны или ее угрозы, в случае прекращения войны) (право объявлять войну (состояние войны, состояние обороны) и заключать мир или участвовать в его заключении). Парламент подтверждает принятые исполнительной властью меры по защите страны (объявление военного положения, осадного положения, общей или частичной мобилизации). Мир заключается посредством специального договора, подлежащего ратификации. 5. Судебные полномочия (не типичны для парламентов – отход от системы разделения властей; в ряде стран у парламентов существуют отдельные судебные или квазисудебные полномочия). Следственные комиссии парламентов близки к специализированным органам расследования, входящими во многих странах в систему органов судебной власти. Нередко парламентам предоставляется право возбуждать перед судебными органами обвинение против высших должностных лиц. В некоторых странах для суда над высшими должностными лицами, обвиняемыми в серьезных правонарушениях, парламенты создают специальные судебные органы из своего состава. Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии
Конституция Индии 18 июля 1947 года Парламент Великобритании принял Закон о независимости Индии. Данный Закон предусмотрел создание с 15 августа 1947 года на территории полуострова Индостан, находившегося под властью британской Короны, двух независимых государств Индии и Пакистана.
До принятия указанного Закона в 1946 г. в Индии было избрано Учредительное собрание, которое около 3-х лет разрабатывало проект Конституции. 26 ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Индии, вступившую в силу 26.01.1950 г. Учредительное собрание за 3 года разработало самую большую по объему Конституцию в мире. В настоящее время она насчитывает около 500 статей, объединенных в 25 частей. Составными частями ее являются Преамбула и 13 приложений.
Одна из основных целей принятия Конституции 1949 года заключалась в правовом оформлении существования Индии как суверенного государства. Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона (установленного для Индии британским парламентом 18.07.1947г.), провозгласив парламентскую республику. За пять с половиной десятилетий в Конституцию Индии внесено более 500 различных изменений. Принятая уже в 1951 году 1 поправка ввела ограничения частной собственности, что позволило провести реформы в экономической области, в частности аграрную, устранившую феодальное землевладение. Целый ряд поправок (7, 14, 42-44) посвящен радикальной реформе федеративного устройства, а также роли политических партий в политической системе страны.
Порядок изменения Конституции Индии комбинированный. Согласно ст.368 Конституции проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату и проходит обычную законодательную процедуру. Получив одобрение в палатах парламента большинством общего числа членов, но не менее 2/3 присутствующих и голосующих (воздержавшиеся не учитываются) законопроект о поправке поступает к Президенту, который обязан его подписать. Президент Индии избирается сроком на 5 лет особой комиссией выборщиков: выборными членами обеих палат Парламента и выборными членами законодательных собраний всех штатов. Одно и то же лицо может быть переизбрано на пост Президента несколько раз подряд. Никто не может быть избран на пост Президента, если он не является гражданином Индии, достигшим 35-летнего возраста.
Полномочия Президента Индии: он признается неразрывной частью Парламента и обладает совместно с палатами законодательной властью; ему предоставлена вся полнота исполнительной власти; Президент созывает и закрывает сессии палат Парламента; может объявлять чрезвычайное положение; в области федерального законодательства Президенту принадлежит право законодательной инициативы. В период между сессиями Парламента Президент может издавать указы (ордонансы), имеющие силу закона.
Ведущую роль в осуществлении полномочий, принадлежащих Президенту, играет Правительство, в состав которого Президент не входит и на заседаниях не присутствует.
Вице-президент Индии избирается сроком на 5 лет на совместном заседании обеих палат Парламента. Его функции во многом сходны с функциями вице-президента Великобритании. В обычное время он председательствует в верхней палате Парламента, а в случае болезни, смерти или отстранения Президента выполняет его функции.
Правительство Индии называется Советом министров. Глава Правительства – Премьер-министр, которым назначается лидер партии, располагающей большинством мест в Народной палате. Все министры должны быть членами одной из палат Парламента. Правительство формируется на однопартийной основе. Совет министров фактически все вопросы решает узким кругом Правительства – Кабинетом. В состав Кабинета входит Премьер-министр и министры, отвечающие за наиболее важные вопросы управления. Младшие министры, заместители министров и парламентские секретари в состав Кабинета не входят, хотя и являются членами Парламента.
Компетенция Совета министров Индии не определена Конституцией. Федеральная исполнительная власть принадлежит Президенту и Кабинету (поскольку ими на практике решаются все важнейшие вопросы по управлению государством).
Высший орган судебной власти Индии – Верховный суд Индии – высшая инстанция по гражданским и уголовным судам. 18 судей и главный судья назначаются Президентом по согласованию с Правительством. Судьи остаются на должности до 65 лет. Член Верховного суда может быть смещен единогласным решением членов обеих палат Парламента. В качестве первой инстанции Верховный суд рассматривает споры между Правительством Индии и отдельными штатами и споры между штатами, осуществляет толкование Конституции, а также толкование и аннулирование федеральных законов и законов штатов в порядке конституционного надзора.
Судебная система ФРГ
Судебная система в Германии состоит из 5 основных областей юстиции: общей, трудовой, социальной, финансовой и административной – и утверждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом.
Суды общей юрисдикции:
1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.
2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.
3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.
Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам.
Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.
Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле).
Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.73 (0.008 с.) |