Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение пропорциональной системы «наибольшего остатка» в зарубежных странах.

Поиск

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется пропорциональная избирательная система. Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуправления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Распределение депутатских мест по пропорциональной системе осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется по-разному (метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.).

Система наибольшего остатка- вид пропорциональной системы, при которой одно место должна получить партия, имеющая наибольшее количество "неиспользованных" голосов избирателей.

Еще в 1855 г. английский барристер (адвокат высшей квалификации) Томас Хэр предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: х: у, где х - число голосов, а у - число мандатов. После того как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии положено. Однако у этой формулы есть заметный недостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов. Поэтому квоту Хэра начали совершенствовать, главным образом путем прибавления к знаменателю но одной, две, три и т.д. единицы. Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенные другим английским барристером Генри Друпом (Droop) в 1868 г. и профессором Базельского университета Эдуардом Гогенбах-Бишофом (Holienbacli-Bischof) в 1888 г. Квота Друпа определяется по формуле: [х:(у+1)]+1, а квота Гогенбах-Бишофа - по формуле: х:(у+1). При использовании этих квот удается сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра. В целях исключения возможности засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое "заградительный пункт" или "избирательный барьер". Согласно ему, партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов.

В некоторых странах применяются определенные разновидности распределения оставшихся в избирательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран (Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распределяемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного определения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математика — изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков.

Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 тысяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 манда­та, партия Б — 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, дающие более или менее приближенный к пропорциональному соотношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д.

Судебная система Франции.

Во Франции, как и во многих других странах, создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением. Во Франции - четыре различные ветви осуществления правосудия.:

1) общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями - медиаторами (посредниками);

2) иерархическая система общих судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3) различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);

4) иерархическая система административных судов.

Кроме того действуют некоторые квазнсудебные органы (например, при

Счетной палате).

Основную роль в системе правосудия играют общие суды. Низшая ступень в их системе - трибуналы малой инстанции. Они создаются в главном городе департамента, в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела - с ценой иска до 20 тыс. франков. Судья рассматривает и мелкие уголовные дела - лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует в форме полицейского суда (трибунала).

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем несколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции. Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). Лишь по мелким преступлениям следствие проводит полиция.

Высшее звено - апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3-4 департамента. В составе апелляционного суда множество палат - по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.

 

Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела.

Также по различным вопросам создаются Специальные суды.

Возглавляет судебную систему Кассационный суд (его часто называют Верховным судом). В его составе несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы - жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов.

 

16.Конституция Великобритании — это совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

 

Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие у Великобритании самой Конституции. Нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны.

 

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты (к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти)), судебные прецеденты (ими регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина) и конституционные соглашения.

 

Полное название государства – Соединённые королевство Великобритании и Северной Ирландии. Сокращённо – Великобритания. По форме государственно-территориального устройства это унитарное государства. По форме правления – это конституционная парламентарная монархия.

 

Великобритания является конституционной монархией. Считается, что вся власть идёт от монарха, поэтому как такового разделения властей нет, однако соответствующие учреждения, которые выполняли бы функции законодательной, исполнительной и судебной власти есть.

 

Парламент считается триединым учреждением, куда входят Палата общин, палата лордов и Монарх.

Палата общин избирается по мажоритарной системе. Она исторически считается палатой простолюдинов. Палата лордов формируется по наследственному принципу + по избирательному принципу. Пэры из своего состава избирают 90 человек, которые и входят в палату лордов. Нижняя палата – палата общин, формирует правительство и перед ней правительство несёт ответственность.

 

Юридически премьер-министра и министров назначает монарх, но по традиции монарх назначает премьер-министром лидера победившей партии и утверждает тех министров, которых предлагает премьер-министров. Министры могут быть в палате общин, а премьер-министры обязательно должны быть там.

 

Монарх. Исполнительную власть в Великобритании осуществляют монарх и правительство её величества.

 

Главную роль в управлении государство в Великобритании играет премьер-министр. Монархия является символом единства власти и рассматривается как гарантия стабильности в обществе.

 

Наследование происходит по кастильской системе. В соответствии с этой системой наследует старший сын, если сыновей нет – то тогда старшая дочь. Монарх лицо неприкосновенное, его нельзя привлечь ни к какому виду ответственности. Но это касается только монарха, а не членов его семьи. Монарх должен быть политически нейтральным, не являться членом какой-то партии, придерживаться определённой религии – англиканская протестантская церковь, в брак он может вступать только с согласия церкви и палаты общин и только с тем лицом, которое исповедует такую же религию.

 

Полномочия монарха характеризуются термином «королевская прерогатива». Она состоит из полномочий по управления государством и прерогативы личного характера. К полномочиям по управлению относятся:

Право подписывать законы.

Право вето, с 1707 года это право не используется.

Монарх открывает ежегодную сессию палаты общин (парламента), выступает с тронной речью (зачитывает то, что подготовлено премьер-министром).

Монарх назначает премьер-министра (лидер победившей партии на парламентских выборах) и министров (предложенные премьер-министром кандидатуры).

Монарх может распустить палату общин по совету премьер-министра и назначить новые выборы.

Монарх в Великобритании назначает генерал-губернаторов в страны британского содружества (Канада и Австралия, к примеру). Страны британского содружества – это объединение государств, в которых монарх Великобритании является и их главой (монархом) государств.

К прерогативам короля относятся вопросы войны и мира и помилования.

 

Как правило, все эти действия происходят с контрасигнатуры премьер-министра. «Монарх царствует, но не правит».

 

При монархе есть орган «Тайный Совет», туда входят члены королевской семьи, министры и высшее духовенство и многие вопросы внутренней и внешней политики обсуждаются на этом совете. Таким образом, монарх является символом власти и реального управления в государстве не осуществляет.

 

Правительство Великобритании называется «Правительство Её Величества», состоит из премьер-министра, министров и иных должностных лиц. Назначаются они монархом, министры и должностные лица по предложению премьер-министра назначаются.

 

В Великобритании различаются правительство широкого состава (туда входят 95 человек), которые редко заседают в таком составе и выделяется так называемый «узкий кабинет», куда входят около 20 министров (государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд канцлер (министр юстиции), канцлер казначейства (министр финансов) и другие…). Деятельность кабинета является закрытой, с его документами запрещается знакомиться в течение 30 лет. Парламент может делегировать правительству право принимать нормативные акты.

 

Судебная система Великобритании является сложной и сильно децентрализованной. В 2005 году создан Единая высшая Судебная инстанция – Верховный Объединённого Королевства. До этого были три высших судебных органа, помимо общих действуют и специализированные суды (военные, административные – при органах исполнительной власти как трибуналы…).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.011 с.)