Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.



Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и много-образные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания.

Объект правоведения - это государство и право во всех их прояв-лениях как разновидность социальной практики.

Государство и право в той или иной мере изучаются и другими об-щественными науками. Философия изучает сущность, социальное назна-чение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными яв-лениями. Социология изучает государство и право как важнейшие соци-альные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения го-сударство и право являются основным объектом. К особенностям право-ведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях.

Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:

1)теоретические и исторические юридические науки

2)Отраслевые юридические науки (гражданское право, административное право,уголовное). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни.

3)Науки,изучающие систему,полномочия,принципы деятельности государственных органов(судоустройство,прокурорский надзор)

4)Науки,изучающие международное право (науки международное публичное право,международное частное право).

5)Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология,судебная статистика,судебная психиатрия и др.).Это весьма специфические юридические науки.Они наполнены,в основном,специальными неюридическими знаниями,которые используются для решения юридических вопросов.

Предмет ТГП.Соотношение с предметами других наук.

Все юридические науки имеют общий объект познания.Многие авторы,говоря об объекте и предмете юридических наук,не делают между ними никаких различий. Думается,это не совсем верно,необходимо чётко различать эти категории.Объект-это реально существующие государство и право,которые изучаются всеми юр науками,а предмет конкретной юридической науки - это отдельная сторона, часть государственно-правовой системы Каждая юридическая наука имеет свой предмет, отличающийся от предметов других юридических наук.Предмет ТГП — это государство и право как целостные явления общественной жизни,их сущность,назначение,формы,

содержание,наиболее общие закономерности,возникновения, развития,функционирования.

От отраслевых юридических наук ТГП отличается тем,что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые науки изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты.

Ещё одно отличие ТГП от отраслевых юри наук и от истории государства и права(которая, как и теория государства и права изучает государственно-правовую систему в целом) заключается в том,что она изучает наиболее важные и общие стороны этой системы,тогда как исторические науки изучают её фактическое бытие> развитие во времени и пространстве,а отраслевые науки - закономерности и свойства,касающиеся лишь её части.

Наряду с наукой существует и учебная дисциплина под названием «ТГП»,которая представляет собой «выжимку» из науки.Учебная дисциплина отличается от науки не только объёмом и глубиной содержащихся в ней знаний,но и своими целями.Цель науки-познание гос-правовой действительности, цель учебной дисциплины - передача,полученных наукой знаний объектам обучения.

 

Структура ТГП.

Структура-это внутреннее деление объекта на относительно самостоятельные и усПо содержанию ТГП подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права. тойчиво взаимосвязанные элементы.В настоящее время некоторыми теоретиками высказывается мысль о том, что, так как государство и права являются самостоятельными яв-лениями, то их необходимо изучать в рамках отдельных наук - теории государства и теории права.Государство и право, действительно самостоятельные явления социальной действительности. Однако, между ними существует реальная органическая связь.Во-первых,данные явления,с точки зрения многих учёных,меют одни и те же причины возникновения и появляются одновременно.

Во-вторых,они тесно взаимосвязаны.Не затрагивая причины формирующие право,мы обязаны констатировать, что, в основном,оно является результатом правотворческой деятельности государства.

В современной юридической науке предлагается и иные структуры теории государства и права. В.М. Сырых:

1)Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят:

а)проблемы сущности, содержания и формы права;

б)проблемы структуры, строения и действия права.

2)Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества).

3)Общие проблемы истории государства и права.

4)Проблемы методологии ТГП.

5)Проблемы функционирования и развития юридической науки.

6)Проблемы использования юридической техники, методов толкования права.

 

 

Функции ТГП

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

 

 

Система методов.

Методы теории государства и права обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы.С 60-х г. в российской правовой науке используется классификация методов в зависимости от их распространённости на общие, специальные и частноправовые.

Общие методы используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей, по отношение к всеобщему методу они выступают как специальные (системный метод,исторический метод, метод сравнительного анализа).

Специальные методы-это приёмы и способы,разрабатываемые в различных науках и используемые в правоведении для спец исследований(статистический метод,кибернетический метод,математический метод,психологические).

Частноправовые методы разработаны и используются в рамках правоведения(метод толкования права,сравнительно-правовой, метод гос и правового моделирования).

Многие авторы объединяют две последние группы методов в единую группу специальных(частных)методов.

В.М. Сырых:

В соответствии с задачами науки на этих ступенях можно выделить следующие взаимосвязанные группы методов:

1)Методы эмпирического уровня:

а)методы сбора и изучения единичных фактов;

б)методы обобщения единичных фактов.

2)Методы теоретического уровня:

а)методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному);

б)методы познания закономерностей.

К группе методов, которые используются на эмпирической стадии, и основной задачей которых является сбор и изучение отдельных фактов, относятся различные специальные и частнонаучные методы.

 

Системе общества.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общест-венные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации).Роль общественных объединений в политической системе опреде-ляется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти.

Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё.

Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп.

Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами.

Виды политических систем.

Каждое общество характеризуется собственной политический сис­темой, обладающей своими уникальными чертами. Это позволяет отгра­ничивать одни политические системы от других. С другой стороны, многие политические системы обладают сходными чертами в своих сущест­венных проявлениях, что позволяет их объединять в группы одноимённых политических систем.

На основе формационного критерия с учётом исторической ретро­спективы можно выделить следующие политические системы: рабовла­дельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

В последнее время наиболее распространено рассмотрение видов политических систем с социологической точки зрения, в зависимости от системообразующей социальной среды. Например, А. Б. Венгеров в этой связи выделяет распределительные, либерально-демократические и кон-вергенционные политические системы.

Распределительная политическая система характеризуется в экономической сфере господством государственной собственности, рас­пределительных товарно-денежных отношений. Социальным отношениям присуща уравнительность. В сфере идеологии господствует одна система ценностей. Граждане имеют минимум политических прав.

Роль государства в таких системах чрезмерна. Госу­дарственный аппарат вмешивается не только в экономическую, но даже в личную жизнь членов общества.

Либерально-демократическая политическая система в экономи­ческой сфере основывается на многообразии и равноправии форм собст­венности, на рыночных товарно-денежных отношениях. Для социальных отношений характерно неравенство, основанное на экономическом нера­венстве. Идеология такой системы характеризуется многообразием. Ин­дивид здесь наделяется многочисленными политическими правами.

Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как охранитель прав и свобод граждан, оно призвано обеспечивать правопо­рядок и создавать условия для развития рыночной экономики, прямое вмешательство в которую со стороны государства допускается лишь с це­лью обеспечения социальной защиты малоимущих слоев.

Конвергенционными политическими системами Венгеров назы­вает системы, сочетающие черты вышеназванных, и как пример им при­водится политическая система России. Подобные системы являются след ствием переходов от одной социальной среды к другой. Они очень неус­тойчивы. Именно в силу этого их выделение наравне с двумя другими ви­дами является неверным, так как они ещё не проявили свои существенные и устойчивые признаки, отражающие их суть. (смешанные).

Легальность (законность)

6. Отделение церкви от гос-ва (ст.14)

7. Федерализм (ст.5) – предполагает наличие 2х уровней госорганов.

- федеральный

- субъектов федерации.

ЦЕЛЬ: децентрализация властью, обеспечение эффективности управления большим государством.

8. Профессионализм -означает необходимость использования в дея­тельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью от­ветственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы про­фессионального образования и переподготовки кадров.

9. Сочетание единоначалия и коллегиальности -заключает­ся в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.

Самостоятельность органов местного самоуправления (ст. 12)

Властность.

Из С.С. Алексеева

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные -права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

I. Афинский

Классический: ложится в основу государств среднеземноморья, городов-полисов

Ведущий фактор: классообразование, интенсивное формирование частной собственности и её концентрация в руках отдельных семей, возможность круглогодичного земледелия, производства.

Государство формируется:

1) Из классовых противоречий и функционирует как аппарат господства одного класса над другим

2) Частная собственность существует на средства производства

3) Государство базируется на эксплуатации, на использовании рабского и казенного труда

Государство принимает форму рабовладельческой демократии или аристократии.

II. Германский

В формировании государства ведущий фактор - захват древнегерманскими варварами римской империи.

Древние варвары вели кочевой образ жизни, воевали. Формируется частная собственность, и разделения труда не происходит.

Рабство для варваров экономически невыгодно. Производительные отношения возникают в рамках общества: племенной общественной структуры, но между бедными и богатыми возникает протофеодальная зависимость (за труд платят).

При завоевании Древнего Рима варварами и воцарении варварства на всей территории римской империи, существующая в Риме государственная структура накладывается на протофеодальную структуру древних варваров. Это приводит к формированию раннефеодального государства.

III. Азиатский

Обуславливается азиатским способом производства.

Засушливый климат - необходимость ирригационных систем. Основное назначение власти - управление большими массами людей.

Власть возникает в форме бюрократии.

Черты бюрократии:

· политика государства основана на отправлении общественных должностей

· возникает явление власти-собственности, т.е. распоряжение собственностью в силу занятия определенной должности

· формально все ресурсы находятся в общей собственности

Однако в рамках созданного бюрократического аппарата постепенно устанавливается наследование должностей, разделение государственной и общественной собственности, возникает деспотический тип организации власти, сакрализация (обожествление власти).

Типология Государств.

Тип - это общие системообразующие признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология - классификация государств, отражающая логику, историческое развитие, существование отдельных конкретно-исторических форм и видов государств, позволяющая объединить их в группы на основании определенных критериев.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

В юридической науке существует ряд разнообразных критериев типологий государств:

1. по территории

· малые

· средние

· великие

2. исторически

· древние

· средневековые

· современные

3. по уровню культурного развития

· доиндустриальные (аграрные)

· индустриальные (промышленные)

· постиндустриальные(научно-технические, информационные)

4. по цивилизационному признаку

· восточные

· западные

· смешанные

5. по экономическому развитию

· высокоразвитые

· низкоразвитые

· среднеразвитые

6. по цивилизационной принадлежности

· члены цивилизации

· сердцевинные

· одинокие

· подтреснутые

· расколотые

7. классификация Аристотеля - по количеству властвующих субъектов

· монархии

· аристократии

· республики

8. в отечественной литературе - по политическим режимам

· демократические

· авторитарные

· тоталитарные

· либеральные

9. классификация государств династически и демократически

10. по отношению к религии

· теократическое - есть господствующая религия, нет других

· клерикальное - есть господствующая религия, допускаются другие

· светское - нет господствующей религии, допускаются другие

· атеистическое - не признается ни одна религия

 

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и много-образные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания.

Объект правоведения - это государство и право во всех их прояв-лениях как разновидность социальной практики.

Государство и право в той или иной мере изучаются и другими об-щественными науками. Философия изучает сущность, социальное назна-чение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными яв-лениями. Социология изучает государство и право как важнейшие соци-альные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения го-сударство и право являются основным объектом. К особенностям право-ведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях.

Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:

1)теоретические и исторические юридические науки

2)Отраслевые юридические науки (гражданское право, административное право,уголовное). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни.

3)Науки,изучающие систему,полномочия,принципы деятельности государственных органов(судоустройство,прокурорский надзор)

4)Науки,изучающие международное право (науки международное публичное право,международное частное право).

5)Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология,судебная статистика,судебная психиатрия и др.).Это весьма специфические юридические науки.Они наполнены,в основном,специальными неюридическими знаниями,которые используются для решения юридических вопросов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.06 с.)