Юридическая наука в системе соц наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая наука в системе соц наук



Юридическая наука в системе соц наук

Юридическая наука является одной из наук об обществе. Наука – это система достоверных, основанных на доказательствах, непрерывно восполняющихся знаний о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности.
Научные дисциплины в совокупности образующие систему науки в целом условно можно разделить на 3 группы:

-Естественные
-Общественные
-Технические

По своей направленности и отношению к практике различают фундаментальные и прикладные.

Точными называют те, которые основаны на мере и числе.(матем, физика)

Общественные науки познают общество в целом, его возникновение и развитие, а также его отдельные явления(экономику, мораль, религию) и происходящие в них процессы.

Ю.н.(юриспруденция) - от лат juridicus – судебный, правовой, относящийся к правоведению. Является одной из древн наук, поскольку уже в др риме были поставлены важнейшие теоретические проблемы правоведения.А римские юристы выработали правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение в современности.

Правоведение как наука хар-ся определенными чертами:


  • Системность
  • Последовательность
  • Всесторонность
  • Объективность
  • Достоверность
  • Историческая предопределенность
  • Проверяемость
  • Целеориентированность

Правоведение состоит из совокупности отдельных юрид наук, каждая из которых изучает свои аспекты права. В сист юр науки выделяют

1. Общетеоретические и историкоправовые науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, его развития и функционирования.(общая теория права, философия права, социолог права, истории гос-ва и права зс и рб)

2. Отраслевые юр науки раскрывающие закономерности какой-либо одной отрасли права(кп, гражданское, административное, уголовное)

3. Межотраслевые науки (прикладные, спец юр науки) изучающие положение, выводы, закономерности, неюридических наук при разрешении правовых задач.(криминалистика, суд медицина, юр психология)

4. Международно-правовые науки, исслед возникновение, развитие и функционирование права в отношении между различными гос-ми, иными субъектами межд права, в том числе м/д гражданами разл го-в(межд публ право и частное)

Следовательно совр юр науки явл сложными комплексами юрид наук.

 

Понятие и предмет ОТП

ОТП занимает фунд место в системе юрид наук.

В рамках данной науки выявляется определение и разрабатывается вся общенаучная проблематика предмета и метода юриспруденции в целом, ее науче концепция и понятийный аппарат, ее система и структура, сущность, познавательные и ценностные хар-ки, а так же место и роль в системе др наук.

Предмет ОТП включает:

1.Сущность и закономерности права

В первую очередь его основных кеомпонентов(правосознания, правоотношения, юр отвественности и тд)

2.закономерные связи права с гос-вом, экономикой, политикой

3.закономерности познания права, т е методология юр науки

Обобщенно научные проблемы, которые относятся к отп можно разделить на несколько групп:

1.проблемы сущности и формы права

2.структуры и действия

3.становления и развития

4.проблемы путей и способов познания права

5.развитие и функционирования юр науки

 

Отп имеет дело не с частными явлениями правовой жизни, поскольку они св-венны отраслевым юр наукам,, а изучает наиболее общие понятия и разрабатывает методолог бузу для отрасл юр наук.

ОТП – вводная наука, изучает закономерности гос-прав. явлений, формирует категор.- понятийный аппарат и разрабатывает методы для отрасл наук и методолог базу.

 

 

ОТП в ситеме юр наук

В соотношении ОТП с историей полит и правовых учений, последняя выступает как историческая дисциплина, по своему предмету ориентир на изучение политико-прав теорий, закономерностей историч процесса возникновения и развития теоретич знаний о праве, гос-ве, политике.

ИГИП в отличие от ОТП, изуч современные проблемы функционирования права, в том числе и на основе исторического опыта исследует историч периоды в их хронологической последовательности,выявляет основные закономерности развития, структуры деятельности органов гос власти, правового отношения сословий, соц групп, выявляет и изучает исторические источники права, анализирует развитие отд отраслей права.

Философия права в отличие от отп изучает госуд-прав явления в мировоззренческом плане, данное научное направление интересуют проблемы более глоб хар-ра (например, природа права, сущность права, соотнош закона и права)

Право рассматривается в соотношении с такой сферой соц жизни как экономика в целом, политика, куль-ра, управление.вопрос о соотнош права и экономики – это вопрос отп, а если же изучается вопрос о влиянии права на какую-либо отрасль экономики, то это уже явл предметом не отп, а какой- либо другой отрасли права.

Методология ОТП

Для того, чтобы познавать право успешно необходимо изучать методы познания данной науки и различать понятие «метод» и «методология» метод- опред способ достижения опред цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Методология- учение(наука) о способах организации и построения теоретич и практической деятельности человека. Таким образом, методология- это наука о методе или методах, а методология отп – это наука о системе методов теории права.

Методология познания, изучения права в целом, и соотв отп включает в себя 4 уровня:

1.философские, мировоззренческие ср-ва, методы общей теории права (всеобщие принципы познания) диалектический метод, материалестический.

2.общенаучные методы (общелогические методы теоретического анализа, т е анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция)

3. специальные методы (эти методы разрабатываются в рамках отдельных наук для изучения гос- прав явлений) статические, математич, психологические, конкр- социологические, например опрос, анкетирование.

4.Частнонаучные методы исследования(ср правой, метод правового экспериментирования, формально юрид метод, генетический, исторический, историко- политический, логико- юридический)

Метод системного анализа

В основе данного метода лежит рассмотрение объекта как системы. Данный метод ориентирован исследов на раскрытие целостности объекта, на определение многообразия типов связи, которые сущ в нем и сведения их связей в единую теоритич картину.Данный метод базируется на том, что система есть целостная, упорядоченная совокупность иерархически организованных,т е наход в соподчинении элементов, вышестоящий из которых всегда выступает в качестве системы по отношению к нижестоящим, выступающим в качестве подсистемы и объединенных единой общей целью. При этом каждый нижестоящий элемент системы на ряду с общими функциями и целями всех элементов этой системы имеет свои специф т е свойственные только ему цели и функции. Поэтому каждый элемент системы в том числе и системы права явл с одной стороны частью целого, а с другой относит самостоят звеном. Например, система права делится на отрасли права, отрасль права- это подсистема целостной системы права рб.Система права может рассматриватья с различных точек зрения, но основными аспектами любой системы явл:

Структурный- это те структуры, которые сост систему в его структурном выражении

Функциональный- это то что хар-ет деятельность организ структур системы.

 

Право и мораль

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - "добро" и "зло", без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. мораль не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: "впереди" могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Право и религия

Религия (от лат. "religio" - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

 

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

 

В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась "юридическим мировоззрением", в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

 

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

 

Право, ценности и интересы

Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в об

ществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

В праве возможно сочетание различных интересов – частных и общественных, государственных и групповых. Ценность права становиться тем выше, чем полнее в нем отражаются и обеспечиваются частные, групповые, нац, местные и другие специфические интересы. Тем самым полнее реализуются возможности правовых компромиссов, согласований, предупреждений соц конфликтов. Право служит исключению из общественной жизни произвола лиц, противопоставляющих свои интересы, свои представления о их личной свободе достигнутому и закрепленному в праве уровню соц свободы. Право наполняется идеями свободы. Равенства, справедливости и вследствие этого оказывает нравственное влияние на общество. В праве должны находиться гарантии защищенности человека.

Шкала жизненных ценностей, которые исповедует тот или иной чел-к, в значительной степени обусловлена его нравственными представлениями, и здесь поступки направляются моральными правилами. Но у людей немало пристрастий, различных увлечений, имеющих для них определенную ценность, но выходящих за рамки нравственных стереотипов и в немалой степени влияющих на поведение. Примером может служить любовь к опр стилю музыки, искусства, спорт увлечения, мода и т.п. указанные факторы обладают широким диапазоном воздействия на поведение. Но они не типизированы, не носят всеобщего хар-ра, необязательны для исполнения. Их относят к ненормативным регуляторам человеческого поведения.

В любом обществе имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве, поскольку сами нормы объективно имеют такое общеобязательное значение. Подобные социальные правовые нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их права и обязанности, причем неисполнение последних может быть связано с возможностью применения принудительных мер к правонарушителю.

Право и экономика

Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм, саморегулирующихся начал хоз деятельности общества, что, однако, не означает изоляции гос-ва, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая и кредитная политика – все это свидетельствует об активной роли гос-ва и права в новом устройстве хоз жизни страны.

Границы и способы правового регулирования экономики – главная проблема законодательства, особенно, в регулировании рыночной экономики.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Пределы гос-правового вмешательства в эк-ку:

1. правом определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития;

2. фиксируются законодательным путем рамки и пределы вмешательства гос-ва в экономику;

3. законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности;

4. запрещаются монополии и недобросовестная конкуренция;

5. четко регламентируется законодательный порядок хозяйствования, а также порядок хозяйственных и правовых споров;

6. устанавливается правовая ответственность за нарушение в сфере экономики.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Право и политика

Право возникло и развивалось вместе с государством. Политика – искусство управления гос-вом, определение форм, задач, содержания и сферы его деятельности, связанной с отношениями между различными субъектами по поводу осуществления власти.

Виды политики:

- по направлениям – внутренняя и внешняя

- по сферам общественной жизни: эконом, военная, социальная и т.д.

Политика более широкое понятие, чем деятельность гос-ва. Однако гос-во занимает особое место в выработке и осуществлении политики и выступает как орган выражения нац интересов всего населения страны, социальных групп.

Соотношение права и политики в истории складывалось по-разному.

Коренной поворот в соотношении права и политики произошел во время буржуазной революции, т.е. в новое время. Посредством выборов, распространения законов на исполнительную власть право начинает обусловливать политику гос-ва. Все большее значение придается правовым средствам осуществления гос власти. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества.

В зависимости от концептуальных пристрастий ученые по-разному отвечают на вопрос о соотношении гос-ва и права. Шершеневич: Гос-во всегда над правом, т.к. издаваемые гос-вом правовые нормы – его требования. Другие правоведы считают, что гос-во само вытекает из права. Сабо (венгерский юрист): гос-во не может существовать без создаваемого им права, а право – без гос обеспечения.

В демократическом об-ве соотношение права и политики осуществляется следующим образом:

1. Право - средство осуществления гос политики в различных сферах общественной жизни.

2. Полит деятельность всех субъектов политики и прежде всего гос-ва и его органов должна быть жестко регламентирована нормами права и не выходить за установленные им рамки.

Создавая право в соответствии с требованиями, условиями гражданского общ-ва, гос-во может успешно и стабильно функционировать на основе и в рамках им же созданного права.

Власть и право.

Слово «власть» широко употребляется как в обыденной речи, худ литре, так и в науч исследованиях.

Философская литра, власть:

1. власть – общ волевое отношение, волевой акт,

2. власть – орг сила соц общества

3. способность индивидов, соц групп общества в целом подчинять своей воле поведение других людей

есть определение власть в социолог, псих, др науках.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью к-либо средств. В науч литре выделяют эк.власть, религ, военную и тд.

Полит власть - разновидность соц власти, являющ фундаментальным понятием науки об обществе и одним из важн в социологии.

Понятие гос.власть состоит из двух слов. Первое – «публичная, политическая». Второе – право, воля, сила, подчинение, способность. Вывод – формализация понятия гос власть как правовой категории крайне сложна.

Вопрос о соотношении этих двух категорий основан на том или ином правопонимании. Если придерживаться норм-позитивистского подхода, то право является своего рода произведением гос-ва и выступает как приказ, те это явление полностью зависит от госва, гос власти.

Если исходить от соц правопонимания, то право зависит не только от гос структур, а может быть результатом иных органов и организаций.

Государственная власть — это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти.

1. верховенство

2. легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей.

3. легальность

4. Субъект и объект государственной власти не совпадают,

5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения.

6реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

7. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Принципы права

Принципы права – основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе; начала, отличающиеся универсальностью, общей значимостью.

Принципы права имеют общеобязательный характер и способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей права, норм права и правоотношений субъективного и объективного права. Принципы права не являются произвольными, они объективно обусловлены экономическим и социальным строем. Наука не придумывает заложенные в праве принципы, а открывает их, показывает их роль, значение, содержание, функционирование.

В зависимости от функционального назначения принципы подразделяются на:

- социально-правовые (общесоциальные);

- специально-правовые.

Соц-правовые пр-пы отображают систему ценностей свойственных обществу, выражают соц-политическое содержание права. Данные пр-пы присущи всем отраслям права, отображают природу и качественное своеобразие права в целом:

1. Пр-п гуманизма – приоритет в правовой системе неотъемлемых прав и свобод; предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести.

Понятие и признаки права

Единого определения права нет, на сегодняшний день существуют сотни дефиниций права. Существуют различные подходы к праву, но имеются также у основных правовых концепций и точки соприкосновения, которые могут быть использованы для выработки единого, научного понятия права. Без единой трактовки права, прежде всего в гос аппарате, в правоприменительной деятельности, не могут быть достигнуты прочная законность и стабильный правопорядок.

Классификация определений права:

- по содержанию. Прежде всего это относится к определению права как нормы и меры свободы. Кант: «Действуй и поступай так, чтобы моя свобода совмещалась со свободой всех и каждого» однако под такое определение нельзя подвести все позитивные нормы права. Давая такое определение, Кант имел в виду естественные права.

- исходя из источника, форм права (теологический подход – источник – бог)

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общ. характера, выражающих волю больш. народа с учетом интересов меньшинства, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

1. Нормативность. Право представляет собой систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

2. Системность. Право представляет собой целостную систему норм, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, характеризующихся иерархичностью, непротиворечивостью, согласованностью.

3. Общеобязательность. Общий характер. Правовые нормы регулируют широкий круг однородных общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население.

Историческая школа права

Историческая школа права зародилась в к.18-н.19вв в Германии. Основателем данной школы был Гуго, однако широкое распространение она получает после выхода в свет трудов немецкого юриста Савиньи. В основе ист школы лежит вопрос о том, как право возникает и какова его история. Представители данной концепции считали, что право в своем развитии проходит 3 стадии:

1. Стадия спонтанного возникновения норм обычного права через развитие «нац духа».

2. Стадия права, излагаемого учеными-юристами, совершенствующими право в соответствии с усложнившимися общественными отношениями.

3. Стадия кодифицированного права, т.е. объединение обычного права и права юристов (позитивного)

Своим происхождением право не обязано законодателю в лице гос-ва. Как язык не устанавливается договором и не вводится по чьему-либо указанию, так и право не задается законодателем. Право самостоятельно развивается, создается через стихийное образование соответствующих норм общения, принимаемых народом в силу их адекватности.

Позитивное право, которое устанавливается гос-вом, - производное от обычного, которое произрастает от «нац духа».

Некоторые исследователи к заслугам данной школы относят критику естественно-правовой концепции.

Типология права.

Типология исторически известных видов права и государства — это их классификация по единому критерию, их деление на однотипные группы.

Понятие и виды норм права.

Норма права - это установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Таким образом, это охраняемое государством общее правило поведения, в котором определяется круг субъектов правоотношения, их права и обязанности, гарантии.

В зависимости от отрасли права: нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы

В зависимости от их функциональных особенностей отрасли права подразделяются на:

-нормы материального права - закрепляют права и обязанности субъектов права у

- нормы процессуального права - регулируют порядок разрешения

дел, т.е. порядок реализации норм материального права.

По их назначению правовые нормы подразделяются на:

- РЕГУЛЯТИВНЫЕ /правоустановительные/ относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав возложения на них обязанностей.

- ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъектов прав.

По форме предписания или способам воздействия делятся на:

- обязывающие, - управомачивающие, - запрещающие, Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанностей, установление запрета или предоставление права. По времени действия могут быть: ВРЕМЕННЫЕ /на время стихийного бедствия/, ПОСТОЯННЫЕ нормы с неопределенным сроком действия, т.е. действующие до их официальной отмены, а также нормы с ОБРАТНОЙ силой.

По месту действия можно выделить:

- ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА

- ДЕЙОТВУИЩИЗ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

- ЛОКАЛЬНЫЕ нормы, т.е. нормы, действующие на определенном предприятии, в организации /например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии /,

По кругу лиц бывают:

- ОБЩИЕ нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах,

- СПЕЦИАЛЬНИЕ нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, принадлежности к определенной социальной группе, возрасту, состоянию здоровья

Структура норм права.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

Структура правовой нормы показывает из каких элементов /частей/ состоит норма и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три:

- ГИПОТЕЗА /предложение/ - это элемент правовой нормы, в которой указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

- ДИСПОЗИЦИЯ /распоряжение/ - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

- САНКЦИЯ /взыскание/ - это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы прав.

ВИДЫ САНКЦИЙ:

- абсолютно-определенная

- относительно-определенная

- альтернативная

ВИДЫ ДИСПОЗИЦИИ:

- альтернативная

- прямая

- бланкетная

ВИДЫ ГИПОТЕЗ:

- простая

- сложная

- альтернативная

30. Понятие и виды правовых отношений
Право отнош-ие - это урегулированная нормами права общественная связь (отнош-ие), участники которой имеют соответствующие субъективные права и юр. обязанности.
Признаки: 1. это общественное отнош-ие, кот. Представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами.
2. оно возникает на основе норм права. 3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юр. обяз-ей. 4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля хотя бы одной стороны. 5. это отнош-ие возникает по поводу реального блага, ценности. 6. это отнош-ие, охраняемое и обеспечиваемое государством.
Структура: субъект, объект, субъективное право и юр. обяз-сть.
Виды: 1. по предмету правового регулирования конституционные, административные, уголовные, гражданские и т. д.. 2. по характеру (материальные(финансовые, трудовые) и процессуальные). 3. по функциональной роли (регулярные и охранительные). 4. по природе юр. обязанности (пассивные - связанные с осуществлением запретов и пассивных обязанностей и активные). 5. по составу участников (простые - 2, сложные - более 2). 6.по продолжительности действия (кратковременные и долговременные). 7. по степени определенности сторон (относительные - конкретно определены, абсолютные - известна управомоченная сторона, общие - дискуссионный вопрос)

31Содержание правовых отношений: субъекты права, законный интерес и юр. обязанности.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы; это есть средство для достижения определенного блага. Структура Субъект. права состоит из возможности: определенного поведения управомоченного лица; требования соответствующего поведения от обязанного лица; обращаться с защитой к компетентным гос. Органам (в суд); пользоваться определенным социальным благом.
Юр. обязанность - это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица; гарантия осуществления субъективного права. Ее структура включает необходимость: совершать определенные действия или воздерживаться от них; отреагировать на законные требования управомоченного; нести юр. ответственность за неисполнение этих требований; не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.109 с.)