Вопрос 70. Субъекты правотворчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 70. Субъекты правотворчества.



Субъекты правотворчества (по Дубовицкому):

1. Народ (при решении республиканских и местных референдумов);

2. Участники договорных отношений

a. На внутригосударственном уровне (трудовые коллективы и наниматели, когда заключают коллективный договор);

b.Объединения профсоюзов (когда заключаются соглашения);

c. Полномочные государственные структуры (парламент, президент и т.д.);

d.Граждане.

Субъекты правотворчества также можно разделить на: официальные, официозные, юридические, научные, политические, общ. объединения, персональные. Официальные – те, кому законом предоставлено право устанавливать соответствующие источники права; те, кто осуществляет надзор за результатами правоустановления. Официозные – все гос. и общ. структуры, которые полномочны устанавливать нормы права, КРОМЕ субъектов с правом законодательной инициативы. Юридические – научно-исследовательские структуры, занимающиеся проблемами права и гос-ва, адвокатские коллегии и т.д. Персональное участие гражданина в правотворческом процессе выражается в том, что он вправе обращаться во всякий правоустановительный орган с предлагаемым им проектом нормативного акта.

Вопрос 71. Законодательный процесс в РБ.

Законодательный процесс в РБ нашел свое отражение в положениях, закрепленных Конституцией РБ, в законе о парламенте, а также в регламентах палат. Особо стоит сказать о таком законе, как “закон о нормативно правовых актах” от 10 января 2000г. Стадии законотворческого процесса:

1. Планирование;

2. Законодательная инициатива;

3. Подготовка проекта закона;

4. Принятие закона;

5. Включение закона в нац. реестр;

6. Опубликование.

Правом законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Республики Беларусь обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также проекты актов толкования конституционных положений вносятся на рассмотрение Национального собрания только по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. К исключительной компетенции Президента относится также внесение в Парламент проекта республиканского бюджета. Кроме того, Конституция устанавливает особый порядок для внесения законопроектов, следствием принятия которых может стать сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. В этом случае требуется согласие Президента либо по его поручению Правительства. Право законодательной инициативы реализовывается в правительстве путем предложения проекта закона. Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

Вопрос 72. Юридическая техника.

Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство. В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:

а) логическую последовательность изложения;

б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

в) компактность нормативного материала;

г) ясность и доступность языка закона;

д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

е) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся: 1) методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой; 2) общенаучные методы познания; 3) частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта. Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

1. языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций и др.);

2. логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта и т. д.);

3. гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами. Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

Вопрос 73. Систематизация законодательства: основные формы.

Формы (виды, способы) систематизации законодательства:

1. учёт законодательства;

2. инкорпорация законодательства;

3. консолидация законодательства;

4. кодификация законодательства.

Учёт законодательства – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, которая обеспечивает розыск необходимой информации среди массива актов, взятых на учёт. Виды учёта: а) журнальный; б) картотечный; в) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; г) автоматизированный учёт законодательства (основанный на применении компьютерной техники, постепенно становится доминирующим).

Инкорпорация законодательства – это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или неофициальном сборнике (собрании).

Консолидация законодательства – это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт. Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим органом и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его особенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, только вносит изменения, относящиеся к форме законодательства.

Кодификация законодательства – это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно-качественной переработке формы и содержания законодательства путём создания нового, сводного, систематизированного нормативного акта повышенного уровня стабильности. Виды кодификации:

а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства);

б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.);

в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.). Главная конечная цель кодификации – создание т.н. кодификационного акта. Формы кодификационных актов: а) основы законодательства; б) кодекс; в) устав; г) положение; д) правила.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.006 с.)