Правопонимание в современной юрид лит-ре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правопонимание в современной юрид лит-ре



Правопонимание является ключевым аспектом всей проблематики современной теории права. От того, какой концепции права придерживается исследователь, на каких методологических позициях он стоит, зависят и его дальнейшие теоретические построения, касаются ли они вопросов источников права или природы прав человека, суверенитета народа или существования гражданского общества, системы права или правовой системы.

Понятие типа правопонимания. Отсутствие общепринятых критериев классификации

По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания.

Общепринятым является то, что тип правопонимания – это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения. Рассматривая типы правопонимания необходимо выделять определенные критерии их классификации. Однако и типы правопонимания и критерии их классификации пока еще слабо изучены в современной юридической науке. Так, академик В.С. Нерсесянц выделяет три, по его мнению, основных типа понимания права: легистский (позитивистский), естественно-правовой (юснатуралистический) и либертарно-юридический.

Другим российским ученым – О.В. Мартышиным – различаются четыре типа: юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философское понимание права. Помимо этих классических подходов, О.В. Мартышин говорит еще об одном, производном от них, - интегративном, который основан на сочетании в разном соотношении принципов, лежащих в основе первых четырех подходов.

И.Л. Честнов рассматривает три критерия классификации правопонимания, исходя из трех типов рациональности, формирующих критерии научности: философский, социологический и культурно-исторический.

А.В. Поляков предлагает, по крайней мере, два основания для классификации типов правопонимания: практический и теоретический. Практический тип правопонимания отражается в общественном правовом сознании в виде наиболее общих признаков, характеризующих отношение общества к праву, его особое правоведение и правочувствование. Каждая цивилизация имеет свой тип правопонимания. Можно выделить и более общие группы, например правопонимание Востока и Запада.

 

Теоретическое правопонимание, по мнению А.В. Полякова, оформлено концептуально, а ценностные мотивы в нем идеологизированы и зачастую завуалированы. Исходя из этого критерия, А.В. Поляков рассматривает три, по его мнению, основных теоретических подхода к пониманию права: естественно-правовой, этатистский и социологический.

Существуют иные подходы. Однако и представленных подходов достаточно, чтобы сделать вывод, что на данный момент нет общепринятой классификации типов правопонимания, поскольку разные подходы обозначают эти типы по-разному.

 

Право в объективном и субъективном смыслах. Объективное и субъективное в праве.

Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.

Субъективное право – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающиеся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.

Между двумя названными значениями существует связь.

Субъективное право возникает на основе норм объективного права;

объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав и гарантии их реализации.

От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве.

Объективным признается все то, что справедливо, верно, закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта.

Субъективное в праве – то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки идеи о сущности права в целом и отдельных категорий и институтов, закрепленных на законодательном уровне.

Право, ценности и интересы

Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в об

ществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

В праве возможно сочетание различных интересов – частных и общественных, государственных и групповых. Ценность права становиться тем выше, чем полнее в нем отражаются и обеспечиваются частные, групповые, нац, местные и другие специфические интересы. Тем самым полнее реализуются возможности правовых компромиссов, согласований, предупреждений соц конфликтов. Право служит исключению из общественной жизни произвола лиц, противопоставляющих свои интересы, свои представления о их личной свободе достигнутому и закрепленному в праве уровню соц свободы. Право наполняется идеями свободы. Равенства, справедливости и вследствие этого оказывает нравственное влияние на общество. В праве должны находиться гарантии защищенности человека.

Шкала жизненных ценностей, которые исповедует тот или иной чел-к, в значительной степени обусловлена его нравственными представлениями, и здесь поступки направляются моральными правилами. Но у людей немало пристрастий, различных увлечений, имеющих для них определенную ценность, но выходящих за рамки нравственных стереотипов и в немалой степени влияющих на поведение. Примером может служить любовь к опр стилю музыки, искусства, спорт увлечения, мода и т.п. указанные факторы обладают широким диапазоном воздействия на поведение. Но они не типизированы, не носят всеобщего хар-ра, необязательны для исполнения. Их относят к ненормативным регуляторам человеческого поведения.

В любом обществе имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве, поскольку сами нормы объективно имеют такое общеобязательное значение. Подобные социальные правовые нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их права и обязанности, причем неисполнение последних может быть связано с возможностью применения принудительных мер к правонарушителю.

Право и экономика

Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм, саморегулирующихся начал хоз деятельности общества, что, однако, не означает изоляции гос-ва, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая и кредитная политика – все это свидетельствует об активной роли гос-ва и права в новом устройстве хоз жизни страны.

Границы и способы правового регулирования экономики – главная проблема законодательства, особенно, в регулировании рыночной экономики.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Пределы гос-правового вмешательства в эк-ку:

1. правом определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития;

2. фиксируются законодательным путем рамки и пределы вмешательства гос-ва в экономику;

3. законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности;

4. запрещаются монополии и недобросовестная конкуренция;

5. четко регламентируется законодательный порядок хозяйствования, а также порядок хозяйственных и правовых споров;

6. устанавливается правовая ответственность за нарушение в сфере экономики.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Право и политика

Право возникло и развивалось вместе с государством. Политика – искусство управления гос-вом, определение форм, задач, содержания и сферы его деятельности, связанной с отношениями между различными субъектами по поводу осуществления власти.

Виды политики:

- по направлениям – внутренняя и внешняя

- по сферам общественной жизни: эконом, военная, социальная и т.д.

Политика более широкое понятие, чем деятельность гос-ва. Однако гос-во занимает особое место в выработке и осуществлении политики и выступает как орган выражения нац интересов всего населения страны, социальных групп.

Соотношение права и политики в истории складывалось по-разному.

Коренной поворот в соотношении права и политики произошел во время буржуазной революции, т.е. в новое время. Посредством выборов, распространения законов на исполнительную власть право начинает обусловливать политику гос-ва. Все большее значение придается правовым средствам осуществления гос власти. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества.

В зависимости от концептуальных пристрастий ученые по-разному отвечают на вопрос о соотношении гос-ва и права. Шершеневич: Гос-во всегда над правом, т.к. издаваемые гос-вом правовые нормы – его требования. Другие правоведы считают, что гос-во само вытекает из права. Сабо (венгерский юрист): гос-во не может существовать без создаваемого им права, а право – без гос обеспечения.

В демократическом об-ве соотношение права и политики осуществляется следующим образом:

1. Право - средство осуществления гос политики в различных сферах общественной жизни.

2. Полит деятельность всех субъектов политики и прежде всего гос-ва и его органов должна быть жестко регламентирована нормами права и не выходить за установленные им рамки.

Создавая право в соответствии с требованиями, условиями гражданского общ-ва, гос-во может успешно и стабильно функционировать на основе и в рамках им же созданного права.

Власть и право.

Слово «власть» широко употребляется как в обыденной речи, худ литре, так и в науч исследованиях.

Философская литра, власть:

1. власть – общ волевое отношение, волевой акт,

2. власть – орг сила соц общества

3. способность индивидов, соц групп общества в целом подчинять своей воле поведение других людей

есть определение власть в социолог, псих, др науках.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью к-либо средств. В науч литре выделяют эк.власть, религ, военную и тд.

Полит власть - разновидность соц власти, являющ фундаментальным понятием науки об обществе и одним из важн в социологии.

Понятие гос.власть состоит из двух слов. Первое – «публичная, политическая». Второе – право, воля, сила, подчинение, способность. Вывод – формализация понятия гос власть как правовой категории крайне сложна.

Вопрос о соотношении этих двух категорий основан на том или ином правопонимании. Если придерживаться норм-позитивистского подхода, то право является своего рода произведением гос-ва и выступает как приказ, те это явление полностью зависит от госва, гос власти.

Если исходить от соц правопонимания, то право зависит не только от гос структур, а может быть результатом иных органов и организаций.

Государственная власть — это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти.

1. верховенство

2. легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей.

3. легальность

4. Субъект и объект государственной власти не совпадают,

5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения.

6реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

7. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.018 с.)