Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос. аппарат: понятие, структура и система органов гос-ва

Поиск

Гос. аппарат – это разветвленная система гос. органов и должностных лиц по управлению гос-вом.

В широком смысле в гос. аппарат входят: президент, правительство, парламент, суды, контроль и др.

В широком смысле гос. аппарат понимается как синоним механизма гос-ва.

В узком смысле гос. аппарат – это система органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В юридической лит-ре доминирует широкий взгляд на гос. аппарат, где гос. аппарат – это система органов и организаций, наделенных государственно-властными полномочиями и реализующих функции гос-ва.

В настоящее время нет реального определения «гос. аппарат».

Законом от 23 ноября 1991г. «Об основах службы в гос. аппарате», который был отменен законом от 14 июня 2003г. «О гос. службе в РБ», он определялся как система органов гос-ва, через которую служащие от имени гос-ва обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Первичной ячейкой общества выступают его органы и организации.

Гос. орган –это образованная в соответствии с Конституцией РБ и другими законодательными актами, организация, осуществляющая гос.-властные полномочия в соответствующей сфере гос. деятельности.

Признаки гос. органов:

· Формируется гос-вом и от его имени осуществляет свои функции и полномочия.

· Обладает официальными властными полномочиями, их осуществление происходит в порядке, установленном гос-вом.

· Функционирует строго в рамках закона.

· Структурная обособленность, т.е. гос. орган всегда строго обособлен от других органов. Это выражается в том, что он в конкретных правоотношениях – самостоятельный субъект и в пределах своей компетенции принимает решения, не требующие какого-либо предварительного или последующего одобрения другими органами или должностны4ми лицами. Исключения возможны лишь в случае совместных полномочий, когда для совершения определенных действий или принятия решения требуется согласие других органов (как правило, в законодательных актах «по согласованию, с согласия, согласно»)

· Материальная обеспеченность, т.е. гос. орган наделяется определенными материальнами средствами, имеет здание, деньги, транспорт и т.д.

· Наличие, как правило, статуса юридического лица.

В процессе участия в правоотношениях гос. орган выступает в качестве юридического лица, те. Организации, имеющей обособленное имущество, несущей ответственность по своим обязательствам, от своего имени приобретающей права и исполняющей обязанности, способной выступать истцом и ответчиком в суде.

Первичным элементом гос. органа выступает гос. служащий, который своими действиями обеспечивает выполнение функций гос. органов.

Гос. служащим является гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке гос. должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местного бюджетов или других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Система гос. органов

Гос. аппарат как всякое системное образование состоит не только из гос. органов, но и их связей. Конкретные связи органов гос-ва многооразны и изучаются конституционным, административным, финансовым и иными отраслями права. ОТП изучает лишь основные связи и объединяет все органы гос-ва в единый механизм.

В зависимости от воспринимаемых в гос-вах концепций гос.аппарата различают 2 основных способа построения гос. аппарата:

· На принципе механизма единства гос. власти

· Разделение властей

Примером использования принципа единства было советское гос-во. Советы всех уровней были органами гос. власти. Исполкомы являлись исполнительно-распорядительным органом Советов. Иное их название: органы гос. управления, поэтому использовался такой термин как «органы гос. власти и управления».

Действия Советов обжаловались только в вышестоящие органы, суды не могли рассматриавть жалобы на действие должностных лиц исполкомов.

Второй способ формирования гос. аппарата основан на принципе разделения властей и имеет несколько относительную самостоятельность, но действует как единое целое подсистем гос. органов.

К подсистеме гос. органов относятся: парламент, законодательные (представительные) органы на местах.

К подсистеме исполнительной власти относятся: президент, правительство, министерство, местные органы.

К судам: конституционный, общий и хозяйственный суды.

 

 

Принципы организации и деятельности гос. аппарата

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

 

В РБ можно выделить следующие принципы:

· Верховенство права

· Служение народу

· Законность

· Приоритет прав и свобод гражданина, гарантии их реализации.

· Социальная справедливость

· Единство системы гос. органов и ее диференцация, исходя из концепции разделения властей

· Гласность

· Профессионализм и компетентность гос. служащих

· Подконтрольность и подотчетность гос. служащих, персональная ответственность за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей

· Добровольное поступление граждан на гос. службу

· Выборность и назначаемость гос. служащих

· Стабильность гос. аппарата

 

Правовое гос-во и политика правовых доктрин: формальный и содержательный компоненты

Относительно идеи правового гос-ва существуют разные точки зрения: относительно времени возникновения и практики реализации этой концепции. Различные мнения обусловлен тем, что в термин «правовое гос-во» вкладывают разное понимание.

Становление теории и практики правового гос-ва имеет долгую историю.

Сам термин сформировался и утвердился в немецкой лит-ре в начале 19 в. Велькеном, Фон Моле. Он получил широкое распространение в Российской империи в 19в. (сторонники Чичерин, Новгородский и др.)

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически разработанные концепции и доктрины правового гос-ва были сформулированы в период перехода от феодализма к капитализму.

Теоретические концепции правовой государственности были разработаны в трудах Локка, Монтескье, Канта и др.

Вместе с тем уже в древности ведутся поиски принципов и форм для взаимодействия права и власти. Идею единения силы и права в организации Афинского гос-ва на демократических началах сознательно проводил в 6 в. до н.э. Солон.

Платон в своем проекте идеального гос-ва говорил о разделении труда между 3 сословиями: философами, ремесленниками, стражниками.

Аристотель отмечал, что в любом гос. строе есть 3 элемента: законосовещательный орган о делах гос-ва, магистратура, судебные органы. Они составляют основу каждого гос-ва. В средние века идея правового гос-ва нашла отражение в трудах Ф. Агвинского, Падуанского.

Философское обоснование идей правового гос-ва многими исследователями считается, что дал Кант, который указал многие признаки, которые мы относим к правовому гос-ву.

Позитивистские концепции правового гос-ва заключаются в том, что гос-во ограничивается правом, созданным им самим, поэтому любое гос-во – правовое. Поэтому в этих концепциях речь по существу идет не о правовом гос-ве, а о «гос-ве законности». Вместе с тем для правового гос-ва необходимо не только господство права и правового законодательства (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая организация самой системы гос. власти, учреждений различных гос. органов, четкое определение их компетенции, место в системе, характер взаимоотношений между ними, способов их формирования (организационный, властно-институциональный аспект).

Без надлежащей организации гос. власти не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни их верховенства.

С другой стороны без соответствующего праву соблюдения требований закона невозможна самоорганизация системы власти правового гос-ва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.53 (0.028 с.)