Место юридической науки в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место юридической науки в системе наук



Место юридической науки в системе наук

2. Теория государства и права: понятие, предмет, функции

Функции государства:

1. Внутренние: функция поддержания общественного порядка, экономическая функция, политическая функция, культурная функция, экологическая, развлекательная

2. Внешние: внешнеполитические, внешнеэкономические, внешне развлекательные

Происхождение государства и права

Понятие и признаки государства

Гос-во – политич.организация, поддерживающая господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством; суть заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

Гос-во – политич.организация, ассоциация, члены которой объединены публично властными структурами и отношениями; гос-во в этом случае есть орудие и средство достижения компромисса между людьми

Гос-во – объединение людей, подчиненных правовым законам.

Основными признаками гос-ва являются: территория; власть; законодательство; наличие гос.символики; суверенитет; сбор налогов; гражданство; наличие денежной единицы; армия

 

Функции государства

Внутренние функции государства:

• Правовая — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

• Политическая — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

• Экономическая — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

• Социальная— обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

• Экологическая — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

• Культурная — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

• Образовательная — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

• Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

• Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета ибезопасности государства.

• Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

• Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами

 

Формы государства

- Форма государственного правления

Монархия (с греч. единовластие): абсолютная, ограниченная, конституционная

Республика (лат. res publica, «дело народа») парламентская, президентская, смешанная

(Смешанные формы правления:Монархическая республика;Республиканская монархия)

 

 

- Форма государственного устройства

Унитарное государство форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования (единая правовая система и т.д. все у них единое)

• Централизованное;

• Децентрализованное

• Сложное;

• Простое;

• Национальное.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз)- форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

• Территориальная (административная);

• Национальная;

• Национально-территориальная;

• Централизованная;

• Симметричная;

• Конституционная;

• Договорная;

• Дуалистическая;

• Кооперативная.

Конфедерация союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы

 

- Политический режим

Демократический:

• Социально-демократический;

• Либерально-демократический.

Антидемократический:

• Аристократический;

• Олигархический;

• Авторитарный;

• Деспотический;

• Тиранический;

• Тоталитарный.

 

Правовое государство. Его принципы

Правовое гос-во – тип гос-ва, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система соц.контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечение ей активного и беспрепятственного пользования демократич.правами и свободами.

Принципы правового гос-ва:

-народный суверенитет; -нерушимость прав и свобод человека со стороны гос-ва; -верховенство закона(конституции); -разделение властей; независимость суда; связанность гос-ва конституционным строем

 

Понятие, признаки, функции права. Взаимосвязь государства и права

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений;

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

Признаки права:

- Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

- Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);

- Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

- Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

- Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

- Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

 

Понятие нормы права. Виды юридических норм. Структура норм права

Норма права – исходящая от гос-ва и охраняемая им общеобязательное, формально определенное предписание, которое выражается в виде правил поведения и является регулятором отношений.

Структура норм права – это внутреннее деление нормы права.

Бывают нормы:

1) Позитивного регулирования. это нормы гр.права, трудового права и системного права. Они состоят из 2х частей: 1.гипотеза-условие, при котором норма будет действовать. 2.диспозиция-часть нормы, которая определяет права и обязанности участников общественных отношений

2) Правоохранительные нормы. Это нормы уголовного и административного права. Состоят из 2х частей: 1.диспозиция-указание на правонарушение. 2.санкция-мера юридической ответственности

 

Правовые системы

Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

1. Англосаксонская правовая система.

Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

2. Романо-германская (континентальная) правовая система.

В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.

3. Система мусульманского (религиозного) права.

Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права.

Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

Федеративное устройство РФ

Федерализм – одна из основ конституционного строя России.

Федеративное устройство характеризуется делением государственной власти на три ветви еще и разделением ее по вертикали на исключительную общефедеральную власть, власть субъектов Российской Федерации и совместную власть Российской Федерации и ее субъектов.

РФ состоит из:

республик, краев; областей; городов федерального значения,автономной области; автономных округов.

В состав Российской Федерации входят: 89 равноправных субъектов:

21 республика; 6 краев; 49 областей; 2 города федерального значения; 1 автономная область; 10 автономных округов.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В отличие от основного принципа деятельности органов государственной власти РФ (разделение властей) органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения.

Конституция РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

В конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены общие принципы административно-территориального устройства: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ обладают собственной территорией.

Вопросы административно-территориального устройства субъекта Федерации являются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия

 

Федеральное собрание – Парламент РФ. Функции, компетенция

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Судебная система РФ

Виды юридических лиц

Усыновление

Опека и попечительство

Приемная семья

Место юридической науки в системе наук

2. Теория государства и права: понятие, предмет, функции

Функции государства:

1. Внутренние: функция поддержания общественного порядка, экономическая функция, политическая функция, культурная функция, экологическая, развлекательная

2. Внешние: внешнеполитические, внешнеэкономические, внешне развлекательные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.05 с.)