Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место юридической науки в системе наук
Место юридической науки в системе наук 2. Теория государства и права: понятие, предмет, функции Функции государства: 1. Внутренние: функция поддержания общественного порядка, экономическая функция, политическая функция, культурная функция, экологическая, развлекательная 2. Внешние: внешнеполитические, внешнеэкономические, внешне развлекательные Происхождение государства и права Понятие и признаки государства Гос-во – политич.организация, поддерживающая господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством; суть заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Гос-во – политич.организация, ассоциация, члены которой объединены публично властными структурами и отношениями; гос-во в этом случае есть орудие и средство достижения компромисса между людьми Гос-во – объединение людей, подчиненных правовым законам. Основными признаками гос-ва являются: территория; власть; законодательство; наличие гос.символики; суверенитет; сбор налогов; гражданство; наличие денежной единицы; армия
Функции государства Внутренние функции государства: • Правовая — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. • Политическая — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. • Экономическая — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. • Социальная— обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. • Экологическая — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. • Культурная — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. • Образовательная — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования. Внешние функции государства: • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета ибезопасности государства. • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами
Формы государства - Форма государственного правления Монархия (с греч. единовластие): абсолютная, ограниченная, конституционная Республика (лат. res publica, «дело народа») парламентская, президентская, смешанная (Смешанные формы правления:Монархическая республика;Республиканская монархия)
- Форма государственного устройства Унитарное государство форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования (единая правовая система и т.д. все у них единое) • Централизованное; • Децентрализованное • Сложное; • Простое; • Национальное. Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз)- форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью • Территориальная (административная); • Национальная; • Национально-территориальная; • Централизованная; • Симметричная; • Конституционная; • Договорная; • Дуалистическая; • Кооперативная. Конфедерация союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы
- Политический режим Демократический: • Социально-демократический; • Либерально-демократический. Антидемократический: • Аристократический; • Олигархический; • Авторитарный; • Деспотический; • Тиранический; • Тоталитарный.
Правовое государство. Его принципы Правовое гос-во – тип гос-ва, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система соц.контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечение ей активного и беспрепятственного пользования демократич.правами и свободами. Принципы правового гос-ва: -народный суверенитет; -нерушимость прав и свобод человека со стороны гос-ва; -верховенство закона(конституции); -разделение властей; независимость суда; связанность гос-ва конституционным строем
Понятие, признаки, функции права. Взаимосвязь государства и права Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия Признаки права: - Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера); - Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов); - Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения); - Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей); - Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме); - Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм). Функции: а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка; б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм; в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
Понятие нормы права. Виды юридических норм. Структура норм права Норма права – исходящая от гос-ва и охраняемая им общеобязательное, формально определенное предписание, которое выражается в виде правил поведения и является регулятором отношений. Структура норм права – это внутреннее деление нормы права. Бывают нормы: 1) Позитивного регулирования. это нормы гр.права, трудового права и системного права. Они состоят из 2х частей: 1.гипотеза-условие, при котором норма будет действовать. 2.диспозиция-часть нормы, которая определяет права и обязанности участников общественных отношений 2) Правоохранительные нормы. Это нормы уголовного и административного права. Состоят из 2х частей: 1.диспозиция-указание на правонарушение. 2.санкция-мера юридической ответственности
Правовые системы Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин. 1. Англосаксонская правовая система. Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями. Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует. 2. Романо-германская (континентальная) правовая система. В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей. 3. Система мусульманского (религиозного) права. Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения. 4. Система традиционного (обычного) права. Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны. Федеративное устройство РФ Федерализм – одна из основ конституционного строя России. Федеративное устройство характеризуется делением государственной власти на три ветви еще и разделением ее по вертикали на исключительную общефедеральную власть, власть субъектов Российской Федерации и совместную власть Российской Федерации и ее субъектов. РФ состоит из: республик, краев; областей; городов федерального значения,автономной области; автономных округов. В состав Российской Федерации входят: 89 равноправных субъектов: 21 республика; 6 краев; 49 областей; 2 города федерального значения; 1 автономная область; 10 автономных округов. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В отличие от основного принципа деятельности органов государственной власти РФ (разделение властей) органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения. Конституция РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. В конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены общие принципы административно-территориального устройства: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ обладают собственной территорией. Вопросы административно-территориального устройства субъекта Федерации являются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия
Федеральное собрание – Парламент РФ. Функции, компетенция Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица). Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой. Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием. Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью. В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России. Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ. Судебная система РФ Виды юридических лиц Усыновление Опека и попечительство Приемная семья Место юридической науки в системе наук 2. Теория государства и права: понятие, предмет, функции Функции государства: 1. Внутренние: функция поддержания общественного порядка, экономическая функция, политическая функция, культурная функция, экологическая, развлекательная 2. Внешние: внешнеполитические, внешнеэкономические, внешне развлекательные
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.24 (0.008 с.) |