Предмет, метод, система финансового права РФ. Место фин права в системе отраслей российского права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, система финансового права РФ. Место фин права в системе отраслей российского права.



Понятие и функции финансов.

Рын. отношения являются товаро - денежными, возникают они объективно в процессе развития человеч. об-ва и на определённом этапе развития гос-во признаёт их, формирует и участвует в них. Положение гос-ва в рын. отношениях двоякое. С одной стороны оно определяет правила поведения рын. отношений и их существования. А с другой стороны участвует в этих отношениях наряду с другими субъектами. Для участия в рыночных отношениях ППО, как и всем нужны ден. средства и исходя из этого, определяется особый прав режим формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

деньги и финансы - это разные экономико - правовые категории. деньги - всеобщий эквивалент, который выполняет 5 основных функций: как мера стоимости; как средство обращения; функция накопления (абсолютная ликвидность и моментальная способность обмениваться на другой товар); средство платежа (являются конечным способом исполнения любого обязательства) - уплата налогов, пенсии, стипендия; функция мировых денег (всеобщее средство платежа при осуществлении расчётов между иностранными субъектами); коммуникативная функция (универсальное средство связи между различными общественными элементами и структурами); регулятор производства, потребления; измеритель общ полезности человека; стимулятор научно - технического прогресса; криминальная функция; информационная функция денег (деньги- определённый вид информации о товаре).

в праве формируются частно - правовая и публично - правовая сущность денег.

* частно - правовая сущность. в гражданском праве деньги - вещь, определенная родовыми признаками. безнал деньги рассматриваются как право требования.

* публично - правовая сущность. эта теория денег рассматривает их как законное средство платежа, определяет денежную единицу и определяет её состав.

Законным платежным средством (ст.75 К РФ) является рубль, который состоит из 100 копеек. Эмиссией денежных средств (наличных) занимается ЦБ РФ.

финансы. Термин появился в конце 17 века. Термин финансы стал применяться к государственным публичным фондам денежных средств. на сегодняшний день существует фондовый и экономический (институциональный)аспекты понимания сущности финансов.

* Фондовый (материальный). финансы - совокупность денежных средств аккумулированных определенным образом. в зависимости от формы собственности на эти фонды денежных средств выделяют частные и публичные.частные финансы: фонды денежных средств хозяйствующих субъектов публичные финансы: фонды денежных средств находящихся в собственности публично - правовых образований. в связи с этим выделяют узкое и широкое понимание финансов.тШирокое понимание: все фонды денежных средствтУзкое понимание: фонды публично - правовых образований.

* экономический Финансы - имущественные денежные отношения, которые возникают по поводу формирования, распределения или использования фондов денежных средств. Эти отношения имущественные, неимущественные, но связанные с имущественными. как правило такие отношения без эквивалентные. широкий аспект: отношения о формировании, распределении и использовании всех фондов денежных средств. узкий смысл: отношения о формировании, распределении и использовании публично - правовых фондов.

функции финансов:

как фонды 1. фискальная. 2. накопительная (инвестиционная) - финансы должны обеспечивать доходы будущих периодов. 3. социальная - обеспечение потребностей третьих лиц. 4. регулирующая - посредством публичного фонда денежных средств осуществляется воздействие на все процессы

финансы как отношения: 1. аккумулирующая (формирующая) - посредством отношений создаются публичные фонды денежных средств 2. распределительная - посредством отношений осуществляется расходование публичных фондов денежных средств 3. контрольная - мониторинг, наблюдение, контроль за всеми производственными процессами.

гарантии реализации этих функций: принудительная сила государства.

роль финансов в обществе. 1. регулирующая - воздействие финансов на общественные процессы. Это воздействие осуществляется в разных направлениях: направление стимулирования и не стимулирования.2. стабилизирующая. 3. финансы являются гарантом экономического суверенитета любого публично- правового образования.

 

2. Финансовая деятельность государства: понятие, содержание, формы и методы осуществления.

термин финансовая деятельность - одно из центральных понятий финансового права. (в 50х гг)

финансовая деятельность - основанная на правовых нормах практически - организующая деятельность специальных субъектов о планомерном формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств публично - правовых образований.

Признаки:

1. Осуществляет её специальный субъект, участвуют в ней каждый и всякий субъект.

2. Объект финансовой деятельности (отношения – формирование, развитие, использование денежных отношений; фонды - ?)

3. Исключительно основана на правовых нормах.

4. Рассматривать как разновидность управленческой деятельности

5. Организующая (1) и практическая сущность (2)

1 – создание условий для формирования, развития и использование публичных фондов денежных средств

2 – непосредственное формирование, развитие и использование публичных фондов денежных средств

6. Плановый характер (вне плана финансовая деятельность не может существовать вообще)

7. Цель – материальное обеспечение задач и функций публично – правовых образований.

Задачи: формирование, развитие и использование фондов денежных средств.

Виды:

•От субъекта её осуществляющих - Органы государственной власти - Органы МСУ - Иные субъекты

•От территории на которой осуществляется финансовая деятельность – РФ - Субъекты РФ - Муниципальные образования

•От сферы общественных отношений, где осуществляется финансовая деятельность – Бюджетная – Налоговая – Кредитная - Страховая

Методы: - совокупность приёмов и способов её осуществления.

*общие методы – согласования – рекомендательный - командный

*специальные методы

1. От целевой направленности (2 вида)

- методы, посредством которых осуществляется формирование

а) обязательных платежей (налоги, пошлины, сборы)

б) добровольных платежей (пожертвование)

в) получения доходов от имущества, находящегося в публичной собственности

- методы, посредством которых осуществляется распределение и использование

а) финансирования (безвозмездное и безвозвратное использование денежных средств)

б) кредитования

Формы осуществления: - внешнее выражение финансовой деятельности

Правовые: 1. Принятие правовых актов 2. Заключение договоров 3. Иные юридически значимые действия

Неправовые: 1. Обещание 2. Рекомендации 3. Обмен опытом 4. Конференции и т.д.

Принципы:1. законности (вне прав. поля ФД не осущ-ся. Соблюдение режима законности обеспеч. возможн. применения мер гос. прин-ия) 2. федерализма 3. самостоятельность органов МСУ при осущ ФД. 4. равноправие S РФ (S РФ предоставлен равный объём правомочий по отношению к друг другу и к РФ при осущ ФД. Здесь именно юрид рав-во, а не экономическое) 5. принцип разделения властей (осущ всеми органами гос власти. закон орган – установил налог, издал акт; исполн орган – собрал налог; исполнил этот акт). 6. гласности (устан. процедура информирования населения о процессе осущ ФД) 7. приоритет публичных интересов при осущ ФД 8. принцип соц направленности (обеспечение достойной жизни в целом) 9. единство фин политики и ден системы РФ 10. плановость осуществления 11. участие граждан в ФД (выражается в возможности граждан быть избранными на должности, связ с осущ ФД).

3. Финансовая система РФ: понятие, содержание, структура.

 

Легального определения нет. В финансово – прав доктрине чёткого определения тоже нет. От целей исследования рассматривают в 3 аспектах: фондовая структура; институциональная стр-ра; организационная стр-ра.

Данный институт может быть рассмотрен в 3 аспектах: фондовый – совокупность фондов денежных средств ППО. Фонды РФ, субъектов РФ и МО. Институциональный – совокупность фин институтов, каждый из которых способствует ф, р и денежных средств. Институты – группа однородны ОО, связанных по формам и методам ф, р, и публ фондов ден ср-тв (ПФДС). В состав включают институты – гос. и мун. доходов, расходов, кредитования, институт кредитования; или бюджетная система, система гос. и внебюджетных фондов, финансы хозяйствующих субъектов (основа) и институт гос. и мун. кредитования и страхования. Запольский высказал др т.зр.(Омелёхина согласна): институт публ доходов; гос и мун расходов; гос и мун кредитования; денежной эмиссии. Организационный– совокупность органов власти и иных организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Строится исходя из принципов федерализма, самостоятельности МСУ, разделения властей.

Имеет 3 уровня организ стр-ры финн системы:

1Федеральный – представлен органами государственной власти. В зависимости от компетенции: Общие (для различных задач и наряду с иными выполняют фин деят-сть) – федеральное собрание, президент РФ, правительство РФ; Специальные (исключительно для осущ финн деят-ти) –МинФин РФ, Налоговый орган РФ (ФНС), Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Счетная палата РФ, Орган финансового контроля созданный в системе исполнительной власти (Федеральная служба бюджетного надзора).

2. Органы власти субъектов РФ (региональный): Общей компетенции – закон и представ орган власти S РФ (Законодательное Собрание НСО – исполн законов о регион бюджете; принятие законов о регион бюджете и т.д.); Высший исполнительный орган субъекта РФ (Правительство – составление проекта бюджета; исполнение бюджета в целом); высшее должностное лицо (вносить на рассмотрение и изменять ФЗ «О бюджете»)Специальной компетенции – Министерство финансов и налоговой политики, Счетные палаты субъектов РФ, Казначейства субъектов РФ (отдельно не создается, но в составе финансовых органов субъектов РФ создаются органы, которые обеспечивают исполнение задач казначейства), НЕ СОЗДАЮТСЯ и налоговые органы, т.к. ФНС имеет свои территориальные подразделения в субъектах, которые относятся к федеральному уровню, НЕ СОЗДАЮТСЯ и банки, все идет через центральный банк. Могут создаваться свои контролирующие органы исполнительными органами, для контроля за финансами РФ (1. может быть единый контрольный орган, 2. который следит и за финансами, а может быть и отдельный орган, 3. а в ряде субъектов в составе финансового органа создается контрольный орган)

3. Местный уровень (муниципальный):Общая компетенция – представительный орган МСУ (городской совет), исполнительный орган МСУ (мэрия); Специальная компетенция –Департамент финансов и налоговой политики; органы финн контроля: представ орган (контрольно – счётная палата); исполн орган (в Новосибирске нет). Не создаются казначейства, органы денежно – кредитного регулирования (банки), органы налогового контроля.

 

Бюджетное право как раздел финансового права. Бюджетные правоотношения.

 

Как подотрасль (раздел, институт) финансового права, бюджетное право (БП)есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов.

Предмет – бюджетные отношения: бюджетно – материальные (отнош-ия по поводу получения доходов, осущ-ия расходов, гос и муниц кредитования) и бюджетно – процессуальные (отн-ия, возник в прцессе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, исполн бюджета и контроль за исполнением, бюдж администрирование).

Особенность: возникают по поводу централиз фондов ден ср-тв

S (участники):легального понятия S нет, но есть понятие участника б. процесса. В теории S шире участника. 1. ППО; 2. органы гос власти 3. иные организации. Физ лица не относятся к участникам (S) бюджетных отношений.

Принципы БП:

1. Федерализма (гарантированность самостоят-ти бюджетной деят-ти и бюджетов S РФ)

2. Развития МСУ (выражается в закреплении права мун образ-ий на местный бюджет и полномочий органов МСУ по его самостоят формир-ию и исполн-ию в целях решения задач местного значения в соотв с зак-вом РФ и её S).

Эти принципы явл основополаг в организации бюджетной деят-ти гос-ва, она проялв и конкретизир в принципах бюдж. системы, закрепленных в БК РФ, а именно: принцип единства бюдж. системы РФ; самостоятельности бюджетов всех уровней; равенства бюдж. прав S РФ и муниц образ-ний; разграничение доходов и расходов между уровнями бюдж. системы соотв-но компетенции РФ, её S и муниц образ-ний.

Источники БП:(от юр силы)

1. Акты бюджетного зак-ва (ФЗ; БК РФ; Законы S РФ; НПА представ органов МСУ (общерегулятивные и акты о бюджете на фин год)).

2. Подзаконные акты – приним на федер, регион и местном уровне в развитие и исполнение бюдж зак-ва органами исполн власти или исполн органами МСУ в соотв и их компетенцией.

Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это — отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

БК выделяет несколько групп бюджетных правоотношений. В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

 

Понятие и функции финансов.

Рын. отношения являются товаро - денежными, возникают они объективно в процессе развития человеч. об-ва и на определённом этапе развития гос-во признаёт их, формирует и участвует в них. Положение гос-ва в рын. отношениях двоякое. С одной стороны оно определяет правила поведения рын. отношений и их существования. А с другой стороны участвует в этих отношениях наряду с другими субъектами. Для участия в рыночных отношениях ППО, как и всем нужны ден. средства и исходя из этого, определяется особый прав режим формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

деньги и финансы - это разные экономико - правовые категории. деньги - всеобщий эквивалент, который выполняет 5 основных функций: как мера стоимости; как средство обращения; функция накопления (абсолютная ликвидность и моментальная способность обмениваться на другой товар); средство платежа (являются конечным способом исполнения любого обязательства) - уплата налогов, пенсии, стипендия; функция мировых денег (всеобщее средство платежа при осуществлении расчётов между иностранными субъектами); коммуникативная функция (универсальное средство связи между различными общественными элементами и структурами); регулятор производства, потребления; измеритель общ полезности человека; стимулятор научно - технического прогресса; криминальная функция; информационная функция денег (деньги- определённый вид информации о товаре).

в праве формируются частно - правовая и публично - правовая сущность денег.

* частно - правовая сущность. в гражданском праве деньги - вещь, определенная родовыми признаками. безнал деньги рассматриваются как право требования.

* публично - правовая сущность. эта теория денег рассматривает их как законное средство платежа, определяет денежную единицу и определяет её состав.

Законным платежным средством (ст.75 К РФ) является рубль, который состоит из 100 копеек. Эмиссией денежных средств (наличных) занимается ЦБ РФ.

финансы. Термин появился в конце 17 века. Термин финансы стал применяться к государственным публичным фондам денежных средств. на сегодняшний день существует фондовый и экономический (институциональный)аспекты понимания сущности финансов.

* Фондовый (материальный). финансы - совокупность денежных средств аккумулированных определенным образом. в зависимости от формы собственности на эти фонды денежных средств выделяют частные и публичные.частные финансы: фонды денежных средств хозяйствующих субъектов публичные финансы: фонды денежных средств находящихся в собственности публично - правовых образований. в связи с этим выделяют узкое и широкое понимание финансов.тШирокое понимание: все фонды денежных средствтУзкое понимание: фонды публично - правовых образований.

* экономический Финансы - имущественные денежные отношения, которые возникают по поводу формирования, распределения или использования фондов денежных средств. Эти отношения имущественные, неимущественные, но связанные с имущественными. как правило такие отношения без эквивалентные. широкий аспект: отношения о формировании, распределении и использовании всех фондов денежных средств. узкий смысл: отношения о формировании, распределении и использовании публично - правовых фондов.

функции финансов:

как фонды 1. фискальная. 2. накопительная (инвестиционная) - финансы должны обеспечивать доходы будущих периодов. 3. социальная - обеспечение потребностей третьих лиц. 4. регулирующая - посредством публичного фонда денежных средств осуществляется воздействие на все процессы

финансы как отношения: 1. аккумулирующая (формирующая) - посредством отношений создаются публичные фонды денежных средств 2. распределительная - посредством отношений осуществляется расходование публичных фондов денежных средств 3. контрольная - мониторинг, наблюдение, контроль за всеми производственными процессами.

гарантии реализации этих функций: принудительная сила государства.

роль финансов в обществе. 1. регулирующая - воздействие финансов на общественные процессы. Это воздействие осуществляется в разных направлениях: направление стимулирования и не стимулирования.2. стабилизирующая. 3. финансы являются гарантом экономического суверенитета любого публично- правового образования.

 

2. Финансовая деятельность государства: понятие, содержание, формы и методы осуществления.

термин финансовая деятельность - одно из центральных понятий финансового права. (в 50х гг)

финансовая деятельность - основанная на правовых нормах практически - организующая деятельность специальных субъектов о планомерном формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств публично - правовых образований.

Признаки:

1. Осуществляет её специальный субъект, участвуют в ней каждый и всякий субъект.

2. Объект финансовой деятельности (отношения – формирование, развитие, использование денежных отношений; фонды - ?)

3. Исключительно основана на правовых нормах.

4. Рассматривать как разновидность управленческой деятельности

5. Организующая (1) и практическая сущность (2)

1 – создание условий для формирования, развития и использование публичных фондов денежных средств

2 – непосредственное формирование, развитие и использование публичных фондов денежных средств

6. Плановый характер (вне плана финансовая деятельность не может существовать вообще)

7. Цель – материальное обеспечение задач и функций публично – правовых образований.

Задачи: формирование, развитие и использование фондов денежных средств.

Виды:

•От субъекта её осуществляющих - Органы государственной власти - Органы МСУ - Иные субъекты

•От территории на которой осуществляется финансовая деятельность – РФ - Субъекты РФ - Муниципальные образования

•От сферы общественных отношений, где осуществляется финансовая деятельность – Бюджетная – Налоговая – Кредитная - Страховая

Методы: - совокупность приёмов и способов её осуществления.

*общие методы – согласования – рекомендательный - командный

*специальные методы

1. От целевой направленности (2 вида)

- методы, посредством которых осуществляется формирование

а) обязательных платежей (налоги, пошлины, сборы)

б) добровольных платежей (пожертвование)

в) получения доходов от имущества, находящегося в публичной собственности

- методы, посредством которых осуществляется распределение и использование

а) финансирования (безвозмездное и безвозвратное использование денежных средств)

б) кредитования

Формы осуществления: - внешнее выражение финансовой деятельности

Правовые: 1. Принятие правовых актов 2. Заключение договоров 3. Иные юридически значимые действия

Неправовые: 1. Обещание 2. Рекомендации 3. Обмен опытом 4. Конференции и т.д.

Принципы:1. законности (вне прав. поля ФД не осущ-ся. Соблюдение режима законности обеспеч. возможн. применения мер гос. прин-ия) 2. федерализма 3. самостоятельность органов МСУ при осущ ФД. 4. равноправие S РФ (S РФ предоставлен равный объём правомочий по отношению к друг другу и к РФ при осущ ФД. Здесь именно юрид рав-во, а не экономическое) 5. принцип разделения властей (осущ всеми органами гос власти. закон орган – установил налог, издал акт; исполн орган – собрал налог; исполнил этот акт). 6. гласности (устан. процедура информирования населения о процессе осущ ФД) 7. приоритет публичных интересов при осущ ФД 8. принцип соц направленности (обеспечение достойной жизни в целом) 9. единство фин политики и ден системы РФ 10. плановость осуществления 11. участие граждан в ФД (выражается в возможности граждан быть избранными на должности, связ с осущ ФД).

3. Финансовая система РФ: понятие, содержание, структура.

 

Легального определения нет. В финансово – прав доктрине чёткого определения тоже нет. От целей исследования рассматривают в 3 аспектах: фондовая структура; институциональная стр-ра; организационная стр-ра.

Данный институт может быть рассмотрен в 3 аспектах: фондовый – совокупность фондов денежных средств ППО. Фонды РФ, субъектов РФ и МО. Институциональный – совокупность фин институтов, каждый из которых способствует ф, р и денежных средств. Институты – группа однородны ОО, связанных по формам и методам ф, р, и публ фондов ден ср-тв (ПФДС). В состав включают институты – гос. и мун. доходов, расходов, кредитования, институт кредитования; или бюджетная система, система гос. и внебюджетных фондов, финансы хозяйствующих субъектов (основа) и институт гос. и мун. кредитования и страхования. Запольский высказал др т.зр.(Омелёхина согласна): институт публ доходов; гос и мун расходов; гос и мун кредитования; денежной эмиссии. Организационный– совокупность органов власти и иных организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Строится исходя из принципов федерализма, самостоятельности МСУ, разделения властей.

Имеет 3 уровня организ стр-ры финн системы:

1Федеральный – представлен органами государственной власти. В зависимости от компетенции: Общие (для различных задач и наряду с иными выполняют фин деят-сть) – федеральное собрание, президент РФ, правительство РФ; Специальные (исключительно для осущ финн деят-ти) –МинФин РФ, Налоговый орган РФ (ФНС), Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Счетная палата РФ, Орган финансового контроля созданный в системе исполнительной власти (Федеральная служба бюджетного надзора).

2. Органы власти субъектов РФ (региональный): Общей компетенции – закон и представ орган власти S РФ (Законодательное Собрание НСО – исполн законов о регион бюджете; принятие законов о регион бюджете и т.д.); Высший исполнительный орган субъекта РФ (Правительство – составление проекта бюджета; исполнение бюджета в целом); высшее должностное лицо (вносить на рассмотрение и изменять ФЗ «О бюджете»)Специальной компетенции – Министерство финансов и налоговой политики, Счетные палаты субъектов РФ, Казначейства субъектов РФ (отдельно не создается, но в составе финансовых органов субъектов РФ создаются органы, которые обеспечивают исполнение задач казначейства), НЕ СОЗДАЮТСЯ и налоговые органы, т.к. ФНС имеет свои территориальные подразделения в субъектах, которые относятся к федеральному уровню, НЕ СОЗДАЮТСЯ и банки, все идет через центральный банк. Могут создаваться свои контролирующие органы исполнительными органами, для контроля за финансами РФ (1. может быть единый контрольный орган, 2. который следит и за финансами, а может быть и отдельный орган, 3. а в ряде субъектов в составе финансового органа создается контрольный орган)

3. Местный уровень (муниципальный):Общая компетенция – представительный орган МСУ (городской совет), исполнительный орган МСУ (мэрия); Специальная компетенция –Департамент финансов и налоговой политики; органы финн контроля: представ орган (контрольно – счётная палата); исполн орган (в Новосибирске нет). Не создаются казначейства, органы денежно – кредитного регулирования (банки), органы налогового контроля.

 

Предмет, метод, система финансового права РФ. Место фин права в системе отраслей российского права.

- система юр норм, регулир имущ и связанные с ними неимущ отношения, вознакающие в процессе ф, р, и фондов ден ср-тв ППО, необходимых для выполнения соотв задач и функций.

предмет – ОО, возник в процессе деят-ти по планомерному ф, р, и госуд, муниц, и иных публичных ден фондов в целях реализ задач публичного хар-ра. Особенность предмета финансового права состоит в том, что эти отношения имеют экономическую сущность, но в них выражается публичный интерес, т.е. интерес общества в целом. В качестве особенностей финансовых отношений, можно выделить: Имущественный характер – возникают по поводу имущества (денежных средств); Имеют властный характер; Рассматриваются как управленческие отношения; Большинство финансовых правоотношений безэквивалентны; Причиной возникновения является обеспечения задач и функций публично-правовых образований; Финансовым правоотношениям свойственна изначальная конфликтность – несовпадение воли лица и государства; Конформизм; Политическая компромиссность.

метод:Существует 3 точки зрения на метод: Не имеет своего метода, а использует исключительно административно-правовой метод; Не имеет своего метода, а использует административное и гражданское правовое регулирование; Имеет свой собственный метод и особенности этого метода – подчинение одной стороны другой стороне (властный характер), во вторых основывается посредством императивных предписаний. Власть-подчинение имеет функциональный характер и только в части формирования, распределения и использования финансовых средств, а в остальном они независимы. И использование диспозитивности очень специфичное установление альтернативных вариантов поведения и предоставление участникам финансовых правоотношений выбора одного из них.

Система: Это – единство, взаимосвязь и дифференциация правовых норм по отраслям, институтам с учетом их специфики. Общая часть – в целом регуляция (правовое регулирование институтов финансовой деятельности, институт правового статуса субъектов, понятие видов финансовых правоотношений, принципы финансового права, финансовый контроль, институт финансово-правовой ответственности (только формируется)) Особенная часть – особенности регулирования видов финансовых правоотношений (нет единой точки зрения: институт централизованных фондов денежных средств или бюджетное право, институт гос. и мун. доходов (входит налоговое право), государственное и муниципальное кредитование, эмиссии денежных средств и регулирования денежных отношений, валютное регулирование и валютный контроль).

соотношение: 1. конституц. право –закрепляет исходные начала как ФП в целом, так и каждого фин – правового института (нормы, устанавл компетенцию Гос Думы, Федер Собрания РФ по принятию законов о федер бюджете, налогах и сборах и т.д.; полномочия прав-ва РФ по обеспечению единой фин, кредитной и ден политики; права органов МСУ утверждать местный бюджет и устанавл местные налоги). Эти нормы конкретизируются в фин праве.

Административное право – значит часть образования, распределения и использования гос ден фондов осуществляется в процессе гос управления как деят-ти органов исполнит власти; ФП определяет источники и порядок образования ден фондов министерств, ведомств, источники и порядок их финансирования; АП закрепляет стр-ру фин-кредитных органов, организац формы их деят-ти, порядок назначения и увольнения должн лиц.

Гражданское право –гос органы, в том числе и фин-кредитные, осущ гос регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в кач-ве ЮЛ. Поэтому вместе с выполнением ф-ций по мобилизации и распред-ию гос, мун и иных ден ср-тв они вступают в отн-ия на основе договора. Нормы ФП в данном случае устанавливают порядок мобилизации ден ср-тв в распоряжение гос-ва этими органами, источники фин-кредитных ресурсов которыми они оперируют, порядок планирования процесса образ-ия и распред-ия создаваемых ими ден фондов, способы проведения контроля за фин деят-тью организаций и др.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.018 с.)