Система органов исполнительной власти субъектов РФ: проблемы организации и функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов исполнительной власти субъектов РФ: проблемы организации и функционирования.



Государственно – правовая природа субъектов различна: с одной стороны республики вошедшие в состав РФ со своими Конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны – края и области типично административно – территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третей стороны – автономные образования (области, округа) как форма государственного определения малых народов; с четвертой города федерального значения, в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все образования в отдельности.

I. ОИВ в республиках входящих в состав РФ. Варианты:

1. Президентская республика (ст.25 Степного Уложения Республики Калмыкия. Президент – высшее должностное лицо и глава исполнительной власти); Бурятия – Президент глава республики ее исполнительной власти и председатель республиканского Правительства (ст.69 Конституции); Президент Кабардино-Балкарии ст.79 – глава государства и исполнительной власти; КОМИ – исполнительную власть осуществляет Глава республики и возглавляемое им Правительство; тоже в Татарстане и Марий Эл.

2. Республика, в которой главой исполнительной власти признается Правительство. Например, Хакасия. В ее Конституции не предусмотрен пост Президента, исполнительную власть осуществляет председатель Правительства и Правительство. То же и в Мордовии, Ингушетии. В Карелии Председатель Правительства глава Исполнительной власти и высшее должностное лицо избираются всем населением.

3. Республика, в которой ИВ принадлежит особому органу государственной власти. В Дагестане возглавляет ИВ и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Председатель республиканского Правительства вправе утверждать структуру правительства, председательствовать на заседаниях (Северная Осетия), устанавливать структуру ОИВ (Марий ЭЛ), возглавлять Правительство (Тува).Характерной чертой республиканских Правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть под руководством Президента, либо являются исполнительно-расп. органом, формируются Председателем, либо исполнительным органом, под. Президенту, либо всем ОИВ (Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего ИОГВ.

В республиканских Конституциях фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств, гос. комитетов, других подведомственных Правительству органов, а также распоряжения ОМСУ (Ингушетия). В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно созданные как на уровне РФ, так и на уровне исполнительных органов субъектов.

II. ОИВ в территориальных субъектах. Здесь ОИВ признается администрация края, области, ГФЗ, автономной области, автономного округа.

действий.

Необходимо подчеркнуть такую особенность компетенции, как своеобразное соотношение между предметами ведения, органами управления и полномочиями.

Подвижность и перемещение первых и вторых могут либо вести к расширению, либо к сужению полномочий, к видоизменениям их характера и методов осуществления. Пример: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ».

Ставропольский край: губернатор и возглавляемое им правительство; Иркутская обл.: губернатор и возглавляемая им Администрация, Пермская область: губернатор, который возглавляет Администрацию области и руководит на принципах един.; Курганская область: администрация (Правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов; Ленинградская область: губернатор является главой ИВ и ОИВ областного правительства. В автономных округах ИВ осуществляют либо глава администрации, либо губернатор и правительство. В Свердловской области структура ИОГВ утверждена Указом Губернатора (от 1.10.99 № 475-УГ):

1. Отраслевые ИОГВ: 1) министерство общего и профессионального образования, 2) министерство здравоохранения, 3) министерство культуры, 4) министерство финансов, 5) министерство сельского хозяйства и продовольствия, 6) министерство социальной защиты населения, 7) министерство международных и внешних связей, 8) министерство экономики и труда, 9) министерство промышленности, 10) министерство металлургии, 11) министерство природных ресурсов, 12) министерство торговли, питания и услуг, 13) министерство по управлению госимуществом, 14) министерство строительства и архитектуры, 15) министерство энергетики, транспорта, связи и ЖКХ, 16) министерство по физической культуре, спорту и туризму, 18) департамент по обеспечению деятельности мировых судей, 18) департамент по делам молодежи, 19) комитет ценовой политики, 20) главное управление по делам ГО и ЧС, 21) управление печати и массовой информацией, 22) управление архивами, 23) свердловская государственная нефтеинспекция, 24) центр содействия предпринимательству, 25) областная энергетическая комиссия.

2. территориальные отраслевые ИОГВ: 1) управление с/х и продовольствия мин.с/х и продовольствия Свердловской области, 2) управление социальной защиты населения министерство соц.защиты Свердловской области, 3)комитет по земельным ресурсам и землеустройству с функциями специально - уполномоченных ГО по управлению земельными ресурсами, 4) финансовые и финансово – бюджетные управления минфина Свердловской области, 5) государственное управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Свердловской области.

3. территориальные межотраслевые ИОГВ Свердловской области: 1-6) администрации Восточного округа, Центрального, Южного, Горнозаводского, Западного, Северного округов, 7) управление по птицеводству комбикормовой промышленности.

 

 

53. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

 

Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:

- принцип законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;

- принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции);

- принцип независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);

- принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);

- принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);

- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);

- принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48 Конституции);

- гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);

- принцип участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);

- принцип охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции);

- непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.

 
Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:
  1. конституционное правосудие;
  2. общее правосудие;
  3. арбитражное правосудие.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
  1. федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  2. конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;
  3. договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;
  4. не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
  1. между федеральными органами государственной власти;
  2. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  3. между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи. Требования к кандидату на должность судьи следующие:
  1. гражданство РФ;
  2. возрастной ценз (не моложе 25 лет);
  3. высшее юридическое образование;
  4. стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;
  5. отсутствие медицинских противопоказаний.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов Российской Федерации, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

· Конституционный Суд РФ (разрешает дела в соответствии с Конституций РФ, разрешает споры о компетенции (между федеральными органами государственной власти), рассматривает дала, связанные с охраной Конституции РФ и дает ее толкование);

· Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· соответствующие суды субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

 

54. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

Государственный орган—это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Каждый орган характеризуется наличием определенной компетенции, структуры, кадрового состава.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.

Признаки государственных органов:

— образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

— являются самостоятельными элементами государственного аппарата;

— взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита зак онных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Класификация государственных органов:

1. По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач:

- представительные (законодательные) (дума, собрание,совет.)

- исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы);

— судебные (правоохранительные) органы.

2. По структуре или способу организации:

— простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат);

— сложные (обладают соответствующей структурой организаций например, министерства, ведомства);

3. В зависимости от территориальной сферы деятельности:

— федеральные;

— субъектов Федерации (региональные);

— местные.

4. По характеру полномочий:

— органы общей компетенции (например, Правительство РФ);

— органы специальной компетенций (например, Министерство внутренних дел).

5. В зависимости от порядка формирования:

— наследственные (например, монарх, отчасти палата лордов в Великобритании);

— избираемые (представительные органы) или формируемые другими государственными органами.

6. По порядку осуществления компетенции:

— коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ);

— единоличные (состоит из одного должностного лица государства, например Президент РФ).

По способу образования:

выборные (представительные органы);

назначаемые (напр., органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы);

наследуемые (наследственный монарх).

• По времени функционирования:

постоянные — создаются без ограничения срока действия;

временные — создаются для достижения краткосрочных целей.

• По правовым формам деятельности:

правотворческие;

правоприменител ьн ые;

правоохранительные;

контрольно-надзорные;

учредительные.

 

 

55. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

Для обеспечения выполнения своих функций государство формирует структурную организацию – государственный аппарат.

Государственный аппарат – система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций (государственные органы – структурные звенья государственного аппарата).

Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти (имеют право издавать НПА, обязательные для исполнения, наделены властными полномочиями, имеет свою сферу (предмет ведения), компетенцию (круг полномочий и обязанностей)).

Четы государственного аппарата:

– состоит из людей, профессионально выполняющих работу по реализации функций государства;

– его деятельность обеспечивается необходимыми организационными, финансовыми, правовыми средствами, а в случае необходимости – возможностью государственного принуждения;

– при помощи него осуществляется государственная власть и, тем самым, реализуются функции и задачи государства.

Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры, обладающие квалификацией и профессионализмом.

Бюрократия – слой людей, занятый в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами. Бюрократы физически оторваны от материального производства, но выполняют важные управленческие функции (обеспечивают выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1) Законность (механизм государства действует на основе закона, норм права).

2) Профессионализм (каждый элемент механизма государства и сотрудник аппарата более ничем не занимается, как только профессиональным выполнением функций государства).

3) Разделение полномочий и компетенции между различными элементами механизма государства (государственные органы выполняют каждый свою задачу, которая вытекает из общей задачи государственного аппарата – реализации функций государства).

4) Сочетание коллегиальности и единоначалия (государственный аппарат и государственные органы имеют многообразные формы (коллегиальная деятельность, единоличное принятие решений)).

5) Иерархичность и системность (государственный аппарат – сложная система, в которой органы государства выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единого целого).

6) Демократизм и представительство интересов народа или отдельных его частей, широкое участие в управлении народа.

7) Гласность (государственный аппарат как внешний выразитель воли государства как публичной властной организации, действует, как правило, открыто).

8) Разделение властей.) сменяемость;

10) сочетание коллегиальности и единоначалия;

11) гласность и учет общественного мнения;

12) профессиональная компетентность;

13) экономичность, программирование, научность;

14) право равного доступа к государственной службе.

 

 

56. Понятие и основные элементы политической системы общества.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

 

57. Место государства в политической системе общества.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

политическая практика, состоящая из политической деятельности.

 

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

Политическая социализация — приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.

Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.

Регулирующая функция — управленческие действия

 

58. Партии в политической системе общества.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Можно выделить следующие группы субъектов политической системы: 1) Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это государство и политические партии. 2) Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы). 3) Неполитические организации - эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (спортивные общества)

ПАРТИЯ - это общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан на основе общности их интересов и ставящие своей непосредственной целью участие в политической жизни страны и завоевание. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом.

Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны с партийной дисциплиной.

Политические партии можно считать общественными объединениями. Так же, как и общественные объединения, политические партии должны действовать на принципах добровольности и самоуправления и не должны создаваться для достижения коммерческих целей.

Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения граждан в политическую жизнь общества и в дела государства.

Своей конечной целью политические партии ставят завоевание большинства мест в парламенте, думе или других представительных органах государства с тем, чтобы проводить свои программные установки в жизнь, придавая им общеобязательное значение.

Сегодня партии (парламентские) образуются, как правило, по схеме, ставшей уже традиционной для мировой цивилизации. Одним из двух элементов формирования новой партии становится группа в парламенте, объединяющая депутатов одного политического направления. Второй – избирательные комитеты разных уровней, главное для которых – возможно более широкое внедрение в избирательные округа, популяризация кандидатов и платформы партии, а в случае победы на выборах – осуществление постоянной связи депутата с его округом.

Можно выделить такие образующие партию признаки:

Во-первых, любая партия есть носитель идеологии или по меньшей мере особого видения мира и человека,

во-вторых, партия это организация, существующая в виде достаточно длительного объединения людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного,

в-третьих, цель партии – завоевание и осуществление (в том числе и в коалиции) власти,

в-четвертых, каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа от голосования за нее до активного членства.

По характеру доктрин партии делятся на:

революционные,
реформаторские,
консервативные,
реакционные.

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

государственные (партийная идеология становится государственной, партия

формирует государственную систему управления);

авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу
политического режима и пользующиеся его поддержкой);

парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

Существует классификация партий по критерию организационной структуры:

централизованные;
децентрализованные;
кадровые;
массовые;
партии с формально определенными принципами членства;
партии со свободным членством.

По виду партийного руководства партии бывают:
коллективного руководства;
коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
личностного руководства;
харизматического руководства;
консенсуального руководства.

59. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

Правовым государством считается государство, в котором господствует право.

Основными признаками правового государства являются: верхо­венство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей

Правовое гос-во – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

1) господство права во всех сферах жизни общества – - предполагает правовую организацию гос. власти, т.е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона;

- правовой хар-р принимаемых законов и верховенство правового закона;

- связанность гос-ва им же созданными законами, т.е ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деят-ти гос-ва, его органов и должностных лиц;

- верховенство Конституции в системе НПА, т.к. в К. закремпляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина – означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью.

Гос-во может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3) взаимная отв-ть личности и гос-ва - проявл. в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

4) принцип разделения властей –предполагает самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Построение правового государства в России

Процесс становления правовой гос-сти занимает длительное историческое время. Правовое гос-во не вводится единовременным актом, и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной связать гос-во – задача первостепенной важности.

Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому гос-ву. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (идея правового гос-ва – западная идея) принесет в Россию согласие, порядок, демократию.

Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового гос-ва, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

 

60. Понятие, признаки и модели социального государства.

Под социальным государством понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Характерными условиями социального государства признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал.

4. Социально ориентированная структура экономики.

5. Правовое развитие государства.

6. Существование гражданского общества.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства.

1. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

2. Наличие развитого социального законодательства.

3. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

4. поддержка социально незащищенных категорий населения;

5. охрана труда и здоровья людей;

6. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

7. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

8. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

9. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.251.51 (0.754 с.)