![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличительные признаки монархииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству; 2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно). Виды монархий Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан). — форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. · Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на: · Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет. · Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на: · Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания,Марокко). · Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
46. Республиканская форма правления. Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями. Отличительные признаки республиканской формы правления · Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик. · Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок. · Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. · В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
· Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[3]).
1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей); 2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа; 3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем: 4. · они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться; · возможно досрочное прекращение полномочий. Виды республик Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность. · Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США,Эквадор). · Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ). · Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).
47. Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство. Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации. Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный. Унитарное государство. характерно наличие следующих основных признаков: - единая конституция; - единая система высших органов государственной власти, единое гражданство; - единая система права; - территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Большинство все х существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Делятся на: 1) простые и 2) сложные. 1) состоят только из АТЕ. 2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований.
Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные. 1) органы управления назначаются сверху донизу; 2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления. Автономия в унитарном государстве:
Территориально-автономное образование это административно обособленная часть унитарного государства (обладает привилегией в отношениях с центральной властью о решении вопросов внутренней жизни). Автономные образования создаются по следующим принципам: экономический (автономным статусом обладает экономически единая территория (район)), территориально-географический (обособляется территория обладающая территориальными особенностями (например, Крымская автономная республика)), национальный (по компактному проживанию социально-этнической общности), по условиям быта (например, Донская советская республика, на данным момент подобных республик нет).
Все автономные образования делятся на группы: по политическому признаку: государственно-политическая, законодательная (субъекты могут принимать собственные законы по вопросам внутренней жизни), по административному признаку (законов принимать не могут, самостоятельно принимают только исполнительно-распорядительные акты).
Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше.
Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).
Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе РФ является государством с унитарной формой правления.
Основные признаки унитарного государства Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов.
Федеративное государство. Конфедерация Второй основной вид формы государственного устройства - федерация. - это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Признаки федеративного государства следующие: - территория состоит из территорий субъектов федерации; - субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции; - субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы; - одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации); - двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «государственный союз государств». Иными словами, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерация представляет собой союз, в котором образующие его государства сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления. Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция - это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.
Тот факт, что федерации образуются разными путями, часто налагает серьезный отпечаток и на основы федеративных отношений в стране. Одно дело, когда федерация складывается в результате объединения ранее независимых государств (государственных образований) обычно на основе заключения между ними специального договора о федеративном союзе или о вхождении в такой союз. Таким образом в свое время сложились как федерации, например, США в 1787 г., Швейцария в 1848 г., СССР в 1922 г., Закавказская федерация (ЗСФСР) в составе Грузии, Армении и Азербайджана в 1922 г., бывшая Югославия (ФНРЮ) в 1945 г., Танзания в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г., сербо-хорватско-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине в 1995 г. Иногда формой такого договора может оказаться принятие конституции на договорной основе. Другое дело, когда федерация создается «сверху», путем принятия соответствующей новой конституции, поправок к старой конституции или иного законодательного акта. Таким путем, например, утвердились федерации в России в 1918 г., в Индии в 194 8 г., в ФРГ в 1949 г., в Пакистане в 1970 г. и в Бельгии в 1993 г. В связи с этим первые обычно именуются договорными или союзными федерациями, а вторые — конституционными или автономными, поскольку их субъекты чаще всего складываются на основе расширения автономности прежде негосударственных территориальных единиц. В этом отношении федерация может превращаться из договорной в конституционную и наоборот или носить смешанный, конституционно-договорной характер, примером чего может служить современная Российская Федерация, которая до 1992 г., когда был заключен Федеративный договор, была конституционной федерацией, основанной на автономии ее субъектов, а после этого и принятия Конституции РФ 1993 г. стала конституционно-договорной федерацией, опирающейся как на Договор, так и на Конституцию. Федеративные государства неодинаковы и по их структуре и составу. Есть немало федераций, в состав которых входят только одинаковые по своему политико-правовому статусу субъекты (например, земли в ФРГ или в Австрии, эмираты в ОАЭ — сегодня; республики в СССР, Югославии и Чехословакии — в прошлом), в связи с чем они именовались и именуются симметричными. Но у большинства федераций их структура и состав неодинаковы, ибо включают в себя разнопорядковые субъекты или политико-территориальные единицы, не являющиеся субъектами данной федерации. Например, РСФСР в прошлом и современная РФ имели или имеют несколько различных по статусу субъектов — республики, автономные области, области, края, города федерального подчинения, автономные округа. США, наряду со штатами, включают федеральный округ, ассоциированные территории; Индия — штаты, один штат с особым статусом, союзные территории; Бразилия — штаты, федеральный округ, муниципии и т.д. Такие федерации рассматриваются поэтому как асимметричные. Абсолютно симметричных федераций, в которых все территориальные единицы имели бы во всем одинаковый статус, были бы полностью равноправны и имели бы одни и те же полномочия, сегодня практически не существует. Даже названные выше в целом симметричные федерации могут включать в себя некоторые частичные элементы асимметрии (например, неодинаковое представительство земель в верхней палате парламента Германии и эмиратов в Национальном собрании ОАЭ). Федерация может быть в основном и главном симметрична, но включать разнородные территориальные единицы (в США, например, все штаты — субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус, но федеральный округ и ассоциированные территории, не являющиеся субъектами федерации, имеют существенно иной статус). Различаются федерации также и по характеру и содержанию взаимоотношений между федеральным государством в целом и его частями — субъектами, по уровню самостоятельности последних. Конечно, уже сам факт политико-территориального построения страны на базе принципа федерализма означает достаточно высокую степень децентрализации государственной власти по сравнению с унитарными странами. Но и внутри федеративных государств имеют место существенные различия по характеру и уровню распределения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. В одних из них львиная доля государственной власти сосредоточивается в центре, предметы же ведения и полномочия субъектов федерации серьезно ограничены задачами самостоятельного решения региональных и местных проблем в рамках, установленных федеральным центром, и под его строгим контролем. Такие федерации являются централизованными в той или иной мере (Индия, Пакистан и др.). В других федерациях предметы ведения и компетенция (совокупность полномочий) федеральных органов сравнительно ограничена, а предметы ведения и компетенция органов субъектов федерации достаточно широки, последние обладают высокой самостоятельностью и не подвергаются широкому и жесткому контролю со стороны федеральных органов. Такие федерации обычно признаются децентрализованными в той или иной мере (например, США, ФРГ, Швейцария и др.). Подробнее об этом будет сказано ниже. Здесь же важно отметить, что одно и то же федеративное государство со временем может эволюционировать в сторону усиления либо централизации, либо децентрализации и даже превращаться из децентрализованного в централизованное и наоборот
48. Государственно-правовой режим и его виды. 1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.50.163 (0.018 с.) |