Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки появления государства. Европейская и Восточная модель возникновения государства.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восточная модель: Восточный путь – это постепенный переход первобытно-родового строя в общество с государственной организацией. Причины этого: 1)Потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ – необходимость объединить для этого большие массы людей. 2) Необходимость в учреждении единого, централизованного руководства. Признаки: 1)Всесилие верхов над обществом и жестокость форм социальной консолидации. 2)Родо-племенная знать исполняя общественные должности плавно трансформируется в государственно-чиновничьи аппарат, а общественная собственность в государственную. 3)Сохранение сильной общины, служившей социальной опорой восточной деспотии. Европейская модель: Причины: Определяющим фактором в образовании европейского государства является возникновение частной собственности и, как следствие, классовое деление. Признаки: 1)Формирование сословного представления граждан. 2)Возникновение института частного права. 3)Постепенное ограничение власти правителей законом. Причины возникновения государства: 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества. Формы возникновения государства: 1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах: а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов); б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании; в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом); 2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией); 3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами); 4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ. Отличия государства от общественной власти родового строя: 1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку; 2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения: 1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства; 2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Признаки обычаев: 1) создание их обществом; 2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание; 3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей; 4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения; 5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше; 6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований; 7) отсутствие специального органа, охраняющего исп олнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно; 8) Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. Признаки права: 1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности; 2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур; 3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества; 4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
4. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.). 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
5. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.). Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного. Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в т.ч. в санкционируемых ею обычаях). Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на положительное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву. Историческая школа права. 1-ая треть XIX века – Германия, представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Закон – не единственный и не основной из источников права. На первом месте – обычай. Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологическую и социологическую теории). Психологическая теория права. Начало XX века Германия (Кнапп) и Фрнация (Тард), Россия (Петражицкий). Различается позитивное право (официально действующее в государстве) и интуитивное право (его истоки – в психологии людей, они складываются из того, что люди, их группы и объединения переживают как право). Позитивное право, выражаемое в законах мало доступно гражданам. С интуитивным правом люди постоянно сталкиваются. Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые). Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое права, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав. Под правом Петражицкий понимает правосознание и правоотношения. Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Начало – категорический императив Канта как общеобязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (способствовала упрочению, выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом). Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Они формально устанавливаются государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права. Социологическая теория права. (Эрлих) живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы. Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол. Марксистская теория права. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации.
6. Понятие и признаки права. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право. Вопрос о понятии права дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции. Представители теории естественного права считают, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, оно исходит от самой природы. Право по исторической школе развивается органически: оно исходит от того, каким его делает историческая жизнь данного народа. Психологическая школа объясняет возникновение и действие права психологией личности. Оно рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов. Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон. Существуют и иные подходы к определению права. Право — это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы. В юридической науке понятие права используется в двух значениях: 1) объективное право (право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм); 2) субъективное право (право, принадлежащее конкретному лицу). Признаки права: 1) общеобязательность (право является единст-. венной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь); 2) формальная определенность правовой нормы (именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей); 3)обеспеченность исполнения принудительной силой государства (поддержка требований права государством. Если предписания не исполнятся добровольно, государство примет меры для их выполнения); 4) многократность применения (в большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Они обладают определенной неисчерпаемостью); 5) справедливость содержания юридических норм (право призвано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов Справедливости в обществе).
7. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.009 с.) |