Конституционная система высших органов государственной власти РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционная система высших органов государственной власти РФ



Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

Совокупность органов российского гос-ва, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления гос. власти, образует систему органов гос. власти РФ. В связи с федеративным гос-ным устройством России в данную систему входят органы гос. власти РФ и органы гос. власти суб-в. Фед. На основании чего, система гос. власти России является двухуровневой (фед. органы и органы власти суб-в Фед.).

Разграничение предметов ведения и полномочий между фед. органами и органами гос. власти суб-в Фед. осуществляется на основе двух документов: К* РФ гл. 1 ст. 11, гл. 3 и ФД от 1992г.

Система фед. (высших) органов гос. власти РФ согласно ст. 11 К* РФ включает в себя: П* РФ, Фед. Собр. РФ (СФ и ГД), Прав-во РФ, суды РФ

Гос. власть в суб-х РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти (ст. 11 К* РФ).

Гос. орган - это юр-ски оформленная, организационно обособленная, часть гос. аппарата, наделенная гос.-властными полномочиями и необходимыми матер-ными средствами для осуществления задач и функций, возложенных гос-вом. Гос. органы образуются и действуют на основе НПА, закрепляющих компетенцию данных органов.

Гос.-властные полномочия заключаются в: во-первых, наделении правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юр. лицами, на которых распространяется компетенция данного гос. органа; во-вторых, обеспечении организации исполнения принятых решений; в-третьих, принятии мер по охране принятых решений (убеждение, поощрение, гос. принуждение);

I. Принципы организации и деят-ти органов гос. власти РФ

РФ является гос-вом с республиканской формой правления. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть:

- непосредственно (референдум и выборы);

- через органы гос. власти;

- через органы МСУ.

Это означает, что в России все высшие фед. органы гос. власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

На местном уровне действует система органов МСУ, которые не входят в систему органов гос. власти. В пределах своих полномочий самостоятельна. (ст.12 К*).

II. Порядок образования органов гос. власти РФ:

• избрание (П* РФ, Гос. Думы);

• назначение (Прав-ва РФ, судей фед. судов);

• формирование (Совета Фед.).

В ст.10 К* РФ закреплено осуществление гос. власти в России на основе ее разделения на законод., исполн. и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

Система органов гос. власти в РФ отражает единство конституционных принципов построения и деят-ти гос. органов. К ним относятся:

- Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 К* РФ).

- Народовластие (ст.3 К* РФ).

- Федерализм (ст.5 К* РФ) - децентрализация гос. власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

- Разделение властей (ст.10,11 К* РФ) - как по гориз-ли (ветви власти), так и по вертикали (фед. уровень и суб-ы Фед.)

- Законность (ст.15 К* РФ) – главный закон К*.

- Деидеологизация (ст. 13 ч.2 К* РФ) – никакой идеологии.

- Светский характер гос-ва (ст.14 К* РФ) - религия во всех ее видах отделена от гос-ва.

Вывод. Под системой органов гос. власти РФ будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих фед. и рег-ных (суб. Фед.) органов законод., исполн. и судебной власти, осуществляющих в присущих им организ.-правовых формах функции единой гос. власти.

------------------------------------------------------------------------

11. Глава государства. Полномочия П* РФ в сфере исполнительной власти.

Глава́ гос-ва — высшее должност. лицо, реже коллегиальный орган, считающийся верховным представителем гос-ва.

Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Институт П* в марте 1990г. был введен до распада СССР (декабрь 1991г), Съездом народных депутатов СССР, путём прямого и тайного голосования. А в России введен в марте 1991г. на основе результатов референдума. В нашей стране существуют различные взгляды о месте П* в системе гос. власти:1. он не входит ни в какую ветвь власти, не определяя его место;2. выражается в отнесении его к исполн. власти;3. П* характеризуется только как глава гос-ва, опираясь на положения п.1 ст.80 К* РФ.

На основании мнения научных кругов, предлагается выделить институт П* в особую ветвь гос. власти и рассматривать ее как координационно-арбитражной по своему характеру. Гл. 4 К* РФ (1993г.) посвящена институту П* РФ, тем самым подчеркивается особое место института П* в осуществлении гос. власти. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за П* по К*, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов гос. власти. Формой выражения полномочий П* является издание им двух видов нормативных актов: указов и распоряжений.

К функциям П* как главы гос-ва относятся:

- представление гос-ва внутри и вне страны – постоянный и официальный представитель;

- является гарантом К*, контролирует ее исполнение;

- определяет основные направления внешней и внутр. политики страны;

- является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти;

- принимает меры по охране суверенитета гос-ва.

Институт П* РФ занимает обособленное положение и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Можно сказать, что он стоит выше их, осуществляет не только координацию их деят-ти, но и контролирует. Не смотря на сильную президентскую власть, Россию относят не к президентским, а полупрезидентским республикам (смешанным).

Одним из решающих факторов, определяющих особый правовой статус П*, является его избрание непосредственно народом путем тайных прямых выборов. В отличие от депутатов, которые избираются от отдельных групп населения (по округам), Прав-во и судьи назначаются.

Правовой статус П* РФ имеет некоторые особенности:

- не является главой исполн. власти, выступая скорее гарантом разделения властей и координатор;

- имеет большое влияние на назначение премьер-министра и меньше зависим от соотношения полит. сил в парламенте (чем П* Франции);

- не связан обязательствами ни с одной из партий и опирается на собственный аппарат (администрация П* и Совет безопасности и др.), формируемый на профес-ной, а не на партийной основе и назначаемый самим П*. В силу своего особого положения и характера функций, П* сочетает отдельные черты всех 3х ветвей власти:

- издает указы, выступает с законод. инициативой, подписывает принятые ГД законы и может вносить предложения об изменении и дополнении действующих законов, назначает референдум;

- имеет полномочия исполн. власти по руководству министерствами и ведомствами, подчиненными только ему, а также осуществляет отдельные функции, присущие исполн. власти (может отменять постанов. Прав-ва и принять решение о его отставке, решает вопрос о приеме в гражданство, вопросы обороны и безоп-ти, ин. дела, имеет свою администрацию и т.п.);

- решает вопросы помилования в последней инстанции и тем самым может изменить приговор суда, что является только прерогативой вышестоящего звена судеб. власти. Представляет Совету Фед. для назначения кандидатуры судей.

Исходя из особенной деят-ти П*, можно выделить две стороны его статуса: как руководящий орган гос-ва (подписывает законы, издает указы, назначает судей и др.) и как высшее должнос. лицо (председательствует на заседаниях Прав-ва, Совета Безоп-ти, является Верховным главноком-ющим и др.).

Вместе с этим П* обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти не только различных ветвей, но и разных уровней. Как глава гос-ва П* выступает арбитром при разрешении конфликтов и разногласий между ветвями власти, между органами гос. власти фед. уровня и суб. Фед., между органами власти разных суб. Фед. (ст.85 К*.).

Несмотря на особое положение П* в системе гос. власти и исключительный характер его полномочий, его власть имеет пределы благодаря принципу сдержек и противовесов (пример, при введении П* военного или чрезвыч. положения: указ об их введении незамедлительно должен передаваться на утверждение Совету Фед.).

Согласно ст. 81 К* РФ кандидатом на пост П* может быть гражданин РФ, достигший 35 лет и проживающий непрерывно на территории РФ не менее 10 лет, имеющий высшее образ.. Особые ограничения: не может быть кандидатом лицо, прекратившее ранее исполнение обязанностей П* в результате:

- отставки,

- стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять эти обязанности,

- отрешения от должности.

Кандидаты на должность П* могут быть выдвинуты:

1) полит. партиями (1кандидат). В Послании П* РФ 2011г. – 300 тыс.

2) в порядке самовыдвижения (кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центр. избирательной комиссии). В Послании П* РФ 2011г. – 100 тыс.

В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один суб. Фед. Не обязателен сбор подписей для партий, имеющих фракции в ГД. Согласно ст.82 К* РФ, избранный П* вступает в должность с момента принесения присяги. Вопрос вступления П* в должность регулируется ст. 82 ФЗ-19 от 2003г (изм. 10.2011) «О выборах П* РФ». Принесение присяги П* – инаугурация – является формальным мероприятием гос. значения, фиксирующим официальное вступление законно избранного народом в ходе голосования П*. Приведение к присяге П* проходит обязательно в присутствии членов Совета Фед., депутатов ГД, судьи Конст. Суда РФ. Присутствие представителей ин. гос-в.

Срок полномочий П* РФ согласно К* ст. 81 составляет 6 года. Пост П* не может заниматься одним лицом более 2х сроков подряд.

Прекращение полномочий П* возможно в случае:

- по истечении установленного К* срока;

- отставки; (31.12 1999г. – Ельцин Б.Н.);

- в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья выполнять эти обязанности;

- в результате отрешения от должности (в связи с совершением тяжкого преступления), который предусматривает особый порядок и процедуру импичмента, в котором участвуют ГД (2/3 голосов), Совет Фед., Верх. Суд и Конст. Суд.

Согласно К* РФ П* предоставляются определенные льготы и гарантии. Он обладает неприкосновенностью ст.91 К*

Законодательные полномочия П* связаны со сферами законодательства и исполнения законов. П* имеет право закон-ой инициативы и отлагательного вето. Но право отклонения законов охватывает не все ФЗ. Оно не применимо к ФКЗ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Фед. Собрания.

В сфере исполн. власти роль П* определяется не только его активным влиянием на деят-ть Прав-ва, поскольку П* принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики гос-ва, но и тем, что он с согласия Гос.Д назначает Предс-ля Прав-ва, а по предложению последнего - и персональный состав Прав-ва. П* имеет возможность ограждать Прав-во от необоснованного, вмешательства в полномочия Прав-ва законод. власти. П* имеет право не согласиться с выражением ГД недоверия Прав-ву, а если Дума в течение 3х мес. повторно выразит недоверие Прав-ву, то П* объявляет об отставке Прав-ва либо распускает ГД.

------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.018 с.)