Природа и сущность полит. конфликтов в современном мире.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность полит. конфликтов в современном мире.



Конфликт- столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликт как соц.-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления полит. процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как соц. явление впервые был исследован в трудах А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

Впервые попытку анализа конфликта, как соц. явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и эконом-ое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества. Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.

Выделение полит. конфликтов в самостоятельную проблему мировой полит. науки приходится на сер. ХХв. Для современной России проблема изучения природы конфликтов и способов их урегулирования очень важна, во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации; во-вторых, в силу непосредственной близости многих конфликтов от границы страны; в-третьих, из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон.

Полит. конфликт – это столкновение, противоборство различных соц.-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их полит. интересов и ценностей.

По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, полит. конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, полит. конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто.

Объектом и предметом полит. конфликтов является полит-кая гос. власть, обладание ею, устройство властных институтов, полит. статус соц. групп, ценности и символы, являющиеся базой полит. власти данного общества.

В качестве субъектов полит. конфликта могут выступать индивид, малые и большие соц. группы, гос-ва и их коалиции.

Существует несколько основных методологических подходов к изучению природы конфликтов, связанных с разными парадигмами (достижениями) полит. науки.

1. Натуралистическая: объясняет природу конфликта, основываясь на факторах, которые имеют врожденный и по сути неизменный для человека и общества характер. Направления:

- биополитика – объясняет существование конфликта в полит. жизни общества наличием и доминированием у человека инстинктивных свойств и естественной агрессивности, проявляющейся в борьбе за обладание жизненными ресурсами.

- геополитика – рассматривает конфликт как проявление и способ реализации полит. интересов целых гос-тв в обеспечении благоприятных для них географических преимуществ.

- психологизаторство. Психологические свойства людей рассматриваются как главная составляющая часть возникновения, развития и окончания конфликтов.

2. Социальная:рассматривает характер полит. процессов в обществе в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к политике факторами (эконом-ми, соц-ми, идеологическими и др.). Например, борьба за обладание собственностью, полит. конфликт (борьба за полит. власть) является не самостоятельным явлением, а отражением процесса перераспределения собственности.

Здесь нужно отметить в качестве причины, порождающей политику - право. Именно право, а не политика формирует общую властную волю общества. Поэтому от его совершенства зависит наличие или отсутствие полит. конфликтов. И именно право способно предотвратить конфликт или обеспечить его разрешение.

3. Рационально-критическая:стремится объяснить природу полит. взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами, а ее внутренними причинами и свойствами. Так, вне зависимости от конкретной исторической эпохи и господствующих в обществе соц.-экономических отношений полит. конфликт играет одну и ту же роль – он является внутренним двигателем развития человеческой цивилизации.

Т.о., несмотря на разные подходы к объяснению природы полит. конфликта, он признается закономерным явлением.

Причинами конфликтов также являются: зависть; ненависть; расовая, нац-ная и религиозная неприязнь и др.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии. Известны разные классификации полит. конфликтов – они строятся по различным основаниям.

1. По субъектам: межгосударственный; межнациональный (этнический); межклассовый; между соц. группами и общест-ми организациями; между расами и др.

2. По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

3. По масштабности: мировой; региональный; локальный.

4. По уровню формирования: на межличностном уровне; на групповом уровне; на уровне подсистем общества или гос-ва; на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:

- накопление противоречий и формирование отношений сторон;

- нарастание и эскалация подготовки;

- собственно конфликт;

- разрешение конфликта.

Обстоятельством, способствующим перерастанию полит. конфликтов в полит. кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, полит. амбиций конфликтующих сторон.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы:

- правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

- парламентский кризис - расхождение решений законод-ной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

- конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны. Прежняя К* утратила легитимность, что послужило одной из причин принятия в РФ новой К* в 1993 г.

- соц.-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Полит. конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Полит. кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Являясь постоянно действующим фактором, полит. конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные.

Позитивные функции конфликта

- Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;

- способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;

- ускоряет создание новых структур;

- обеспечивает лучшее познание его участников

Негативные функции конфликта

- приводит к дезинтеграции общества;

- приводит к соц. взрыву, гибели людей, ликвидации мат-ных ценностей;

- приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;

-приводит к абсолютизации вооруженного насилия как ср-ва разрешения конфликта, к установлению военной или др. диктатуры

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования.

Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие. Оно подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.); разрешение конфликтов путем устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба.

Методы урегулирования конфликтов - Способы применения

1. «Избегание» - временный уход с полит. арены, уклонение от встреч с противником.

2. Подмена конфликта - перемещение его в иную плоскость

3. Конфронтация - жесткие, «революционные» решения

4. Приспособление - действия направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе стороны

5. Третейское разбирательство или арбитраж - добровольная передача спора третьей стороне. Роль третейского судьи должно выполнять гос-во, т.к. в его руках закон, СМИ, воор. силы. Посредником в конфликте может быть и отдельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих конфликтующих сторон.

6. Переговоры - наиболее распространенный, перспективный способ разрешения полит. конфликтов

7. Наиболее благоприятным результатом разрешения конфликта является достижение консенсуса.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства.

Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии;

2) отсутствие прямых возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.

Т.о., консенсус – это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции.

Полит. противоречия и конфликты – неизбежный спутник политики, атрибут полит. процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной полит. культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику полит. процесса и общественной жизни в целом.

------------------------------------------------------------------------



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.026 с.)