Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократический режим. Современные теории демократии

Поиск

Демократический режим — гос-ный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и гос-ва и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Дем.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Дем.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представ-ной власти. Народ на определенных условиях и на определенное время (до новых выборов) передает полномочия на распоряжение властью своим представителям. При этом, согласно ч. 4 ст. 3 К* РФ, "никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по ФЗ".

При Дем.р. гос. власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты — выборы, референдумы, деят-сть общественных объединений и т.п. Важнейшие показатели демократизма гос-го режима: наличие полит. оппозиции правящему режиму и легальность ее деят-ти, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение гос. механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представ-ных органов и т.п.

Характерные черты демократического режима:

1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2. Периодическая выборность основных органов гос-ва и на определенный, ограниченный срок.

3. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства.

4. Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом: свобода создания полит. партий и др. объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений, контроле за осуществлением. Такая система возможна при относительно небольшом числе людей (в общинных, в местных органах профсоюзов) где все члены могут собраться одновременно.

При плебисцитарной демократии возможности полит. влияния граждан сравнительно ограничены (референдумы). Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или др. решения. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Наиболее распространенной в современном обществе формой полит. участия является представительная демократия. Граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии полит. решений, законов и проведении в жизнь соц. и др. программ.

Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современных условиях в полит. науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в более ранний исторический период.

Либеральная теория рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источник власти - народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются К*, которая закрепляет перечень полномочий и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.

Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деят-ти правительств и составления законов.

Теория социал-ской демократии трактует ее как форму классового господства. В рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только соц-кая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Т.к. права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, полит. единство путем устранения многообразия соц-ных интересов привели к краху режимов соц-ской демократии. Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных соц. сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.

Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных концепций с учетом изменившихся реалий, динамикой демократических процессов.

Так, сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в полит. процессе) отрицают принцип разделения полит. труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее полит. участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении гос-ом, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев. В 60-х годах в зап. странах демократия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, новых соц. движениях (движении «зеленых») отрицающих гос. принуждение.

Анализируя демократию в условиях практического применения, амер. ученый Шумпетер сформулировал основные положения теории демократии. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует прав-во, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Демократия — это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Понимая демократию таким образом, Шумпетер видел ее гл. проблему в отборе квалифицированных политиков. Сущностно важным для функционирования демократической формы правления он считал и стиль деят-ти управляющих.

Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления.

Важный вклад в теорию демократии внесли Аристотель, Дж. Локк, Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, и др. мыслители.

В 322 г. до н. э. Аристотель провёл классификацию форм правления в трактате «Политика». Среди видов народного правления он выделил политию, в которой проводится политика ради общего блага, и демократию, в которой малоимущие используют свою власть в собственных целях. Демократическим методом заполнения гос. должностей считал жребий.

Джон Локк в «Двух трактатах о правлении» (1690) выступил в поддержку полит. равенства, личной свободы и правления на основе волеизъявления большинства. Созданию общества предшествует «природное» состояние свободы и равенства, так что ни у кого нет естественного права иметь власть над другими. Под демократией Локк понимал форму правления, в которой граждане издают законы и назначают глав исполн-ной власти.

Ш. Монтескьё в работе «О духе законов» (1748) предложил свою форму правления, при которой весь народ обладает верховной властью - республика. Для существования республики необходимо, чтобы люди стремились к общему благу. Он считал, что выборы приводят к своего рода аристократическому отклонению от принципа полит. равенства, т.к. депутаты обычно богаче, образованнее и способнее большинства населения.

Выделяют три достоинства демократии: самореализация человека как члена общества, способность привлечь внимание общества к важным вопросам (и тем самым предотвратить серьёзные проблемы), и формирование общественных ценностей посредством обмена информации между гражданами.

------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.009 с.)