Полит. сознание. Основные полит. идеологии современности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полит. сознание. Основные полит. идеологии современности.



Политическое сознание — совокупность соц.-психологических феноменов, связанных с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти.

Полит. сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций. Полит. сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Полит. сознание тесно связано с полит. поведением, является его подготовительным этапом, наполняет полит. поведение смыслом. Т.о., можно охарактеризовать полит. сознание как «внутреннее» полит. поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

Полит. сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:

1. Когнитивную - функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации (изменение) функций полит. субъектов;

2. Коммуникативную - функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти;

3. Идейную - функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения полит. мира.

Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера полит. процессов.

Пути формирования полит. сознания сложны и противоречивы. Его формирование осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми соц. действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или др. полит. движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам полит. процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных полит. идеалов. Все перечисленное не гарантирует формирования полит. воззрений, это лишь предпосылки. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня полит. сознания, которое не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные полит. отношения. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в осуществлении власти омертвляет полит. сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти.

С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются: массовое, групповое и индивидуальное полит. сознание.

1. Массовое полит. сознание определяет тип и уровень полит. культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты полит. поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового полит. сознание - опросы общественного мнения по полит. вопросам.

2. Во втором измерении полит. сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (соц. классы, нац.-этнические образования, группы и слои населения) и малых (полит. элита и т.п.) групп, связанных с политикой. Такое полит. сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность полит. активности группы. Способ выявления - анализ документов полит. характера, исходящих от интересующих групп.

3. В третьем измерении полит. сознание трактуется как свойство и качество личности, "полит. человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в полит. плане. Полит. сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (полит. потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Способ выявления - личностно-психологическое исследование, выделение соц.-полит. типов личности в отношении полит. сознания.

Полит. идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм полит. сознания, воздействующую на содержание властных отношений.

Опираясь на достижения современной политологической мысли, полит. идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, раб. класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или нац-го выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных соц. групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии отражают соц. дифференциацию общества и прежде всего характер и остроту соц-ых, эконом-их, полит-их, религ-ых, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными соц-ми конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов др. слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества).

В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях полит. жизни. Они могут тормозить назревшие соц. проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и др. конфликты. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна.

Полит. идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль полит. идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

1. Либерализм, сформированный на базе полит. философии англ. просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к гос-ву, принципы высокой полит. ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали полит. программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления гос. власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и др. неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

2. Консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального полит. переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования соц. порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Зап. Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, соц. стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и гос-ва, уважение закона, крепкий гос-ный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

3. Социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности соц-ской идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, соц.-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, соц-ный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также нац-ные идеологии, как правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

------------------------------------------------------------------------

Региональная политика в РФ

Региональная политика — составная часть гос-ого регулирования; комплекс законод-ных, админ-ных и эконом-ких мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Рег-ная политика является составной частью политики гос-ва, направленная на организацию нац-го пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов зависит от госуд-ого устройства. Успехи или неудачи в проведении регион. политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития.

Главная цель рег-ной политики заключается в сглаживании наиболее острых соц-ных и эконом-их диспропорций между отдельными районами страны.

Методами проведения рег-ной политики являются:

– выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым гос-во должно проводить рег-ную политику;

– «реанимация» депрессивных районов;

– «стимулирующая» политика;

– «компенсирующая» политика.

Меры рег-ной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:

– прямую финансовая помощь;

– займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

– создание за счет гос-ва производственной и соц. инфраструктуры;

– размещение гос-ных заказов;

– политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Элементы региональной политики:

- Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

- Бюджетная политика – механизм формирования и использования гос-ных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

- Ценовая политика – гос-ное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

- Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

- Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

- Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Согласно основным положениям Указа П* РФ № 803 от 1996 "Об Основных положениях рег-ной политики в РФ":

Под рег-ной политикой в РФ понимается система целей и задач органов гос. власти по управлению полит-им, эконом-им и соц-ым развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, соц.-экономических, нац.-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории суб. РФ либо объединять территории нескольких суб-в РФ.

Основными целями рег. политики в РФ являются:

- обеспечение эконом-ких, соц-ых, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных соц-ных стандартов и равной соц. защиты, гарантирование соц. прав граждан, установленных К* РФ, независимо от эконом-ких возможностей регионов;

- выравнивание условий соц.-экономического развития регионов;

- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий МСУ.

В соотвествии с Концепцией совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года (от 2008 г.):

Сохранение и укрепление единства и правового пространства Российского государства во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов гос. власти, органов гос. власти суб-в РФ и органов МСУ.

Важную роль в рег-ной политике призвано играть МСУ. Основной задачей органов МСУ является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов гос. власти суб-в РФ и органов МСУ.

Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания рег-ной политики.

Концепция должна обеспечить сбалансированное соц.-экономическое развитие суб-в РФ. Между тем, сейчас в стране наблюдается тенденция роста дисбаланса в развитии регионов.

В связи с этим одной из главных целей Концепции является создание максимально благоприятных условий для развития региональных экономик, причем, с учетом экономической специализации того или иного субъекта. Говоря иначе, приоритетными должны стать характерные для региона отрасли в промышленности, в сельском хозяйстве или туриндустрии. Разработанная Концепция направлена на повышение качества и уровня жизни населения, как следствие при достижении этой цели получит дальнейшее развитие экономика всей страны.

Финансирование документа будет осуществляться за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств.

В России в настоящее время федеральная региональная экономическая политика разрабатывается и реализуется по меньшей мере тремя различными федеральными министерствами – Министерством регион. развития РФ, Министерством эконом. развития и торговли РФ и Минфином РФ. Координация деятельности этих министерст желает лучшего.

К инструментам гос. экономической политики относится создание особых экономических зон – ОЭЗ, котрые способны оказывать существенное влияние на эконом. развитие отдельных регионов (ФЗ № 116-ФЗ от 2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ». В настоящее время федеральные целевые программы (ФЦП) остаются одним из механизмов федеральной региональной эконом. политики, обеспечивающим решение проблем стратегического характера. Особая роль ФЦП определяется тем, что программы в силу своего инвестиционного характера в принципе способны оказывать реальное позитивное влияние на структурную перестройку экономик слаборазвитых и депрессивных регионов при условии оптимального выбора направлений использования выделенных на их реализацию финансовых ресурсов.

Т.о., основные задачи рег-ной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в рег-ной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.031 с.)