Понятие полит. Режима и его типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие полит. Режима и его типы.



Политический режим – способ функционирования и взаимосвязи основных элементов полит. системы общества.

Полит. режим – это полит. климат, который существует в обществе.

Элементы политического режима:

- форма и роль государства

- структура институтов (какие полит. институты представлены)

- принцип легитимности (речь идёт не только существовании законов, но и о равенстве всех людей перед законом)

- избирательная система (подбор и расстановка кадров)

- партийная система (наличие или отсутствие оппозиции)

Существует 3 типа полит. режима:

- тоталитаризм (от лат. весь, полный, целый)

- авторитаризм

- демократический режим

Предпосылки тоталитарного режима:

- объективные:

- этатизм (от англ. state – явная преувеличенная роль государства)

- отчуждение личности

- индустриальная стадия развития общества

- субъективные:

- психологическая неудовлетворённость личности автономизацией общества

Характерные черты тоталитарного режима:

- всеобщая идеологизация общественной жизни (характерно для фашистского режима)

- контроль государства над экономикой

- монополия одной партии на власть

- доминирование харизматического лидерства (лидер должен обладать определённой харизмой, врождённым чувством лидерства и власти)

- активная мобилизация народных масс в поддержку существующего режима

- организованный террор

- доминирование государства над обществом

Основной принцип тоталитаризма: «Запрещено всё, кроме того, что прикажут».

Авторитарный режим (от лат. autoritos – власть, влияние) характеризуется диктаторскими методами правления.

Характерные черты авторитарного режима:

- автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти

- командно-административные методы гос. управления

- монополизация власти, недопустимость реальной оппозиции и конкуренции

- неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам

- опора на силу (реальная и потенциальная)

- рекрутирование политической элиты путём каптации (назначения сверху)

- уважение всех прав человека, кроме политических

- отказ от тотального контроля над обществом, ограниченное вмешательство во внешнеполитические сферы

Основной принцип авторитаризма: «Разрешено всё, кроме политики».

Демократия – власть народа; форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии её членов и принятии решений по большинству; система ценностей, идеалов общественного устоя.

Характерные черты демократии:

- признание суверенитета народа, воля большинства в качестве источника гос. власти

- равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права на участие в управлении государством

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия

- принятие решение по большинству при уважении прав меньшинства

- выборность основных органов власти и должностных лиц

- подконтрольность гос. органов, формируемых путём назначения, перед выборными учреждениями

- легальное существование плюрализма, в т.ч. политического

- осуществление принципа разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную)

- абсолютный приоритет правовых методов смены власти, т.е. легитимность (конституционализм)

Отрицательные стороны демократии:

- не является самой эффективной формой управления (господство дилетантов)

- затягивается принятие решений (дебаты, обсуждения)

- увлекается демагогией (верит красивым словам, пустым обещаниям)

- не любит людей выдающихся (стремится всех уравнять)

- не всегда делает просвещённый выбор (большинство народа не может быть грамотно)

- бывает тираничной (подавляет несогласных)

Основной принцип демократии: «Разрешено всё, что не запрещено законом».


Признаки, функции и стр-ра гос-ва.

Государство – общность людей, которая организуема органами высшей власти и проживающая на определённой территории.

В современной науке государство (в узком смысле) – организация систем учреждений, обладающих верховной властью на определённой территории. Государство появляется на определённом этапе в результате разложения родоплеменного строя и обособления от общества его вождей и приближённых. У этих лиц сосредотачиваются функции управления.

Факторы способствующие появлению государства:

- общественное разделение труда, выделение управленческих функций

- формирование и развитие частной собственности, разделение общества на классы

- необходимость защиты территории данного народа от угроз извне

- демографический рост численности населения, переход к оседлому образу жизни, необходимость регуляции семейных, родовых и хозяйственных отношений

- общественно-природный характер самого человека, стремившегося выработать определённые нормы проживания с другими людьми

- психологический фактор (с одной стороны – страх людей перед агрессией со стороны других людей, а с другой стороны - разум людей, который привёл к соглашению между ними о создании государства)

- географическое положение территории

- наличие или отсутствие естественных границ

- климатические условия

- плодородные земли (первые государства в долинах рек Тигр и Евфрат)

Признаки государства:

- публичная власть, появление слоя управленцев-профессионалов

- территория

- суверенитет – верховенство власти на определённой территории

- наличие права (любое государство действует по определённым законам)

- система органов управления

- монополия на издание законов взимания налогов и применения силы

Функции государства:

- внутренние: - охрана общественного порядка- разработка стратегий политического и экономического развития

- регулирование хозяйственной деятельности- социальная- защита прав и свобод граждан- идеологическая (культурно-воспитательная)

- внешние: - поддержание отношений с другими странами

- внешнеэкономические

- военная

- участие в решении глобальных проблем человечества, международное разделение труда

Структура государства:

- законодательная власть (парламент, избираемый, как правило, на началах прямого представительства)

- исполнительная власть (правительство и подотчётные ему органы управления)

- судебная власть (суды, различные судебные инстанции)

- органы, отвечающие за порядок (милиция, полиция)

- органы гос. безопасности

- определённые структуры гос. власти (вооружённые силы/армия)

Ни одно современное государство не может существовать без представительских, законодательных учреждений, исполнительных администраций и судопроизводства, органов прокуратур, органов охраны общественного порядка и других органов исполнительно-распорядительной власти.

Два этапа в развитии типов государства:

- традиционный (государство строится на основе традиций, обычаев, опыта)

- конституционный (существует основной закон и принятые официально законы. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формировании)

Марксистская классификация государства исходит из наличия и определения пяти социально-экономических формаций:

- рабовладельческое государство (права рабовладельцев не учитывались)

- феодальное государство (характеризуется неограниченной властью феодалов, крестьяне в феодальном государстве, как правило, не являются гражданами государства, т.е. не имеют права участвовать в выборах, не являются собственниками, но являются собственниками орудий труда)

- буржуазное государство (возникает, как правило, на основе индустриального общества на индустриальной стадии, предприниматели обладают всеми правами, а наёмные рабочие не имеют вообще никаких прав)

- социалистическое государство

- демократическое государство (характеризуется чертами буржуазного и социалистического государства. Но в демократическом государстве гарантируются права собственности и права человека)

- переходное государство (совмещает в себе черты буржуазного и социалистического государства)


Типы и формы гос-в.

Формы государственного правления и государственного устройства:

1) монархия:

- абсолютная

- конституционная (власть монарха ограничена парламентом):

- парламентская (значительные полномочия во власти принадлежит одному. Власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство, как правило, формируется парламентским большинством. Это характерно для тех стран, где есть конституционные монархии: Великобритания, Швеция, Дания, Япония)

- дуалистическая

2) республика (переводится – общественное дело) (президент и должностные лица сменяемы и это зависит от воли избирателей):

- президентская (характеризуется значительной ролью президента в система гос. органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента, либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. При президентской республике президент сам формирует правительство, т.е. является главой этого правительства. Классический пример президентской республики – США)

- смешанная (полупрезидентская) (Австрия, Финляндия)

- парламентская (Италия, Федеративная Республика Германия, Израиль)

Формы государственного устройства:

1) унитарное государство (единое простое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитетов. Унитаризм предполагает централизацию всего гос. аппарата)

Признаки унитарного государства:

- единая система гос. власти

- единя система гражданства

- административно-территориальные единицы не обладают какой-либо самостоятельностью

2) федеративное государство (государство, состоящее из субъектов федерации (штатов, республик и др.), которые обладают определёнными признаками суверенитета, но основные полномочия переданы федеральному центру)

Признаки федеративного государства:

- наличие двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией

- конституционное распределение исполнительной и законодательной политики: центра и субъекта федерации

- обеспечение представительства региональных интересов, как правило, в федеративных государствах существует две палаты парламента:

- верхняя палата (представляет интересы регионов (Палата представителей и сенат))

- нижняя палата (палата независима от регионов и субъектов федерации, представляет интересы граждан)

- верховенство федеральной конституции

- наличие органов или структур межправительственного сотрудничества

3) конфедерация (союз независимых государств, образующихся для решения определённых военных, политических, экономических и др. задач. Пример конфедерации – Евросоюз. Все государства сохраняют свой суверенитет, но существуют определённые правила, например, бюджетные: дефицит ВВП должен составлять не более 3%, иначе могут лишить финансовой поддержки, как лишили Грецию).


15. Законодательная власть. Понятие парламента и его структура. Принятие законов.

Парламент (от франц. парле – говорить) – место, где разговаривают. В 1215 г. английский король подписал великую хартию вольности, где содержалось положение о выборном представительном органе, но первый парламент в Англии собрался только спустя 50 лет – в 1265 г.

 

Парламент сразу начал осуществлять две функции:

- представительную (члены парламента представляют интересы определённой части населения)

- законодательную (принятие законов)

Парламент делится по структуре на:

- однопалатный (избирается населением. Парламент принимает решения

- двухпалатный (зародился в Англии. Он состоял и состоит из двух палат: - палат Общин (нижняя палата)- палата Лордов (верхняя палата). Она гарантировала от поспешных решений нижней палаты, ограничивала аристократию от неожиданностей.

Структура парламента:

- руководство парламента (спикер, заместители, секретарь)

- комиссии (комитеты парламента, которые создаются по различным вопросам деятельности):

- постоянные (по конкретным вопросам)

- временные (по решению неотложных и чрезвычайных задач)

- партийные фракции (при наличии определённого минимума партийного представительства)

Есть разные модели парламента:

- модель, характерная для парламентских республик (правительство ответственно перед парламентом и парламент может принять вотум недоверия правительства, после чего правительство должно будет уйти в отставку)

- модель, характерная для стран с президентской формой правления (парламент не обладает правом вотума недоверия правительству, но имеет право вынести импичмент президенту (недоверие или несогласие с президентом))

- модель, характерная для стран, где есть смешанная форма правления, которая сочетает элемента правления парламентской и президентской республики. Парламент, с одной стороны, наделён правом вынесения вотума недоверия правительству, но и у президента есть важные полномочия, которые связанные с деятельностью парламента, т.е. президент имеет право распустить парламент (Франция)

- модель, по которой парламент играет чисто декоративную роль (Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея)

Порядок формирования парламента:

- однопалатный (парламент избирается населением)

- двухпалатный (одна палата избирается населением, а вторая может избираться конкретными представителями). Но есть такие процедуры, когда и нижняя, и верхняя палата формируются путём выборов.

- парламент формируется путём назначения

- парламент формируется по наследственному принципу (палата Лордов в Англии)

В США сосуществует две палаты:

- палата представителей

- сенат

Вместе они составляют Конгресс США. Функции двух палат фактически равны. Могут быть начаты обсуждения каких-то законопроектов в верхней палате, не дожидаясь решения нижней палаты. Но в обсуждение любой резолюции или закона обязательно и в сенате, и в палате представителей.

Палата представителей рассматривает внутренние вопросы, вопросы внутренней политики, вопросы финансовой системы США, а сенату США принадлежит приоритет в обсуждении международных дел.

Полномочия парламента:

- представительские (выражение интереса граждан)

- формирование исполнительной власти и других гос. структур

- законодательство (разработка и принятие законов)

- финансовые (принятие государственного бюджета)

- внешнеполитические (ратификация международных договоров, межпарламентские связи)

Парламент РБ называется Национальным собранием, который состоит из двух палат:

- палаты представителей (рассматривает и принимает законы)

- совет республики (представлены представители регионов, одинаковое количество от областей и г. Минска и 8 членов совета республики имеет право назначать президента)

Общее собрание комиссии называется сессией.

В РБ она проходит:

- весенняя сессия (со 2 апреля до конца июня)- осенняя сессия (с 2 октября до 24 декабря)

Есть 4 стадии законодательного процесса:

- законодательная инициатива

- обсуждение законопроекта (как правило, в каждой комиссии любой законопроект должен обсуждаться в комиссии и на сессии)

- принятие законопроекта (в 1-м или 2-м чтении, или сразу в двух чтениях)

- промульгация (опубликование) закона (закон принимается с момента подписи президента или чётко говорится, с какого времени входит в силу тот или иной закон)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.039 с.)