Парадигмы, методы и ф-ции политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигмы, методы и ф-ции политологии



Политика как предмет изучения. Политология и её структура.Основные понятия и категории.

Понятие «политология» (от греч. politika – государственное общественное дело, логос – смысл, учение.

Политология – учение о политике.

Происхождение термина «политика» связано с древнегреческим городом-государством – полисом (форма общественного устройства). Полис – своеобразный прототип современного государства.

В повседневной жизни политика – всякая целенаправленная деятельность руководителя партии, государства, фирмы по отношению к конкретной группе населения или к населению вообще. Можно даже говорить о политике жены по отношению к своему мужу.

Политика – определённая деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на:

- осознание и представление своих интересов

- выработку обязательных для всего общества решений

- реализацию этих решений с помощью государственной власти

Структура политики:

- политический интерес (реальная причина политической деятельности и поведения людей)

- политическое сознание (совокупность взглядов, идей, мнений, обуславливающая конкретные политические действия)

- политическая деятельность (воплощение социальной активности субъектов политики)

- нормативные идеи (политико-правовые нормы, программы и установки политической партии, групп интересов)

- политические организации (гос.органы, политические партии, общественные объединения, осуществляющие управление и регулирование общественными процессами)

- политические отношения (характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти).

Функции политики:

- обеспечение общественного порядка поддержанием и укреплением целостности общества

- определение целей для всего общества и составляющих его политических субъектов

- организация масс, мобилизация социальных групп на реализация поставленных задач

- разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация

- предотвращение, регулирование, разрешение групповых конфликтов

- выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения.

Политология – единая интегральная наука о политике, её взаимодействию с личностью и обществом. Свою структуру имеет и политология.

В структуре политологии (политической науки) выделяют следующие разделы:

- теория и методология политики

- теория политических систем и их элементов (государства, власти)

- теория власти и управления социальными и политическими процессами

- политическая идеология и культура

- теория международных отношений

Все эти разделы составляют теоретическую и прикладную политологию.

Теоретическая политология изучает общие вопросы политического развития, разрабатывает методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология занимается исследованием конкретной деятельности конкретных политических субъектов, изучением конкретной ситуации.

Понятия – термины, используемые для обозначения существенных свойств, присущих изучаемым явлениям. К понятиям можно отнести такие термины, как полит. деятельность, полит. процесс, полит. конфликт, полит. реформа, полит. революция.

Категория – такое понятие, которое отражает наиболее общие существенные свойства, закономерные связи в отношении какого-либо явления.

Политология как наука прошла несколько этапов:

1-й этап – древнейшие цивилизации, Древня Греция (Платон, Аристотель), античный период, период средневековья

2-й этап – эпоха Возрождения (Николо Макиавелли), Новое Время (эпоха буржуазных революций в Нидерландах)

3-й этап – с 1857 года (Лейбер прочитал курс лекций по основам политической науки). Позже возникла американская ассоциация политических наук (её утвердили в ……….). В нач. 20в. политическая наука получает распространение в Европе.

4-й этап – после окончания 1-й Мировой войны


Политическая мысль Античности и Средневековья.

Политическая мысль возникла в период формирования древних цивилизаций. Были известны политические идеи египетских фараонов, других дальневосточных цивилизаций. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая. Однако, наивысшего рассвета политическая мысль древности достигла именно в период античных обществ, античных цивилизаций и, прежде всего, Древней Греции и Древнего Рима.

Родоначальниками древнегреческой политологии стали древнегреч. философы Платон и Аристотель.Платон (5–4 вв. до н.э.) написал известные труды под названием «Государство», «Политика». Платона интересовало государство и его проблемы. Он стремился разработать модель идеального общественного устройства.

 

Политические идеи мыслителей Беларуси

1-ый этап – период первых гос-ых образований – ведущая роль православного вероучения в гос-ом строит-ве,необх-ть единения восточнославянских княжеств,осуждение междоусобных войн(Ефросиня Полоцкая,Кирил Туровский)

2-ой этап – Период ВКЛ. Влияние идей европ-го возрождения на мыслит-ей Бел.Верность патриотизму,поиски путей утверждения справедл-го правления,верховенство закона общего благо(Скорина,Гусовский,Будный,Тяпинский,Литвин)

3-ий этап – период Речи Посполитой. Обомнование путей утверждения свободы, в т.ч. свободы вероисповедания в условиях полонизации(Филипович,Полоцкий,Зизаний,Смотрицкий).

4-ый этап – период Российской империи. Распростр-ие идей «западнорусизма», разработка проектов революционно-демократических преобраз-ий, форм-ие идей бел-го научного возраждения(Коялович,Калиновский,Багданович,Купала,Колас,братья Луцкевичи)

5-ый этап – советский период.Создание и развитие белорус-ой государст-ти на советской основе,обоснование и укрепление коммунистич-ой однопартийности(Жилунович,Червяков,Музаров,Машеров)

6 -ый этап – современный период. Поиск путей гос-го строит-ва Бел. на демократичес-их принципах,разраб-ка и реал-ция бел-ой модели развития(Лукашенко)


Основные направления современной западной политологии.

Современная западная политическая мысль берёт начало с нач. 20-го века, с тех пор оформилось несколько направлений политической мысли:

1) Социологическое направление (изучает явление политики через призму анализа всего общества и многообразие его структуры. Важную роль в формировании этого социологического направления сыграли немец Маркс Вебер и француз Дюркгейм. В рамках этого направления разработано направление современной концепции элиты.

Выявлено два типа элиты, которая существует в обществе:

- лисы (ведут действия путём обмана)

- львы (ведут насилие)

Теория заинтересованных групп (в основе лежит конкретный интерес к конкретным социальным слоям. На основе этих проявлений формируются группы интересов, которые пытаются оказать давление на правительственную власть, с целью, чтобы эта власть подчинилась конкретной группе интересов).

2) Направление институционализма (изучает конкретную деятельность политических институтов, к которым относят структуры государственной власти, различные её политические партии). Замкнутые олигархические структуры.

Также существуют:

- теория демократии

- теории тоталитаризма- полный контроль гос-ва над всеми аспектами жизни общества. Полит. власть берёт под полный контроль общ-ва, образуя с ним единое целое. Создаётся иллюзия одобрения народом действия власти.

- теория международных отношений

- теория властвующей элиты- исходит из опред-ия элиты как группы людей заним-их ключевые посты в наиб-ее значимых для общ-ва инститктах –полит-ом,эк-ом,военном.Создатели этой теории счит. Главным элитообразующим признаком не выдающиеся индивид-ые кач-ва, а владение опред-ми командными позициями.Правящая элита стремитсяне допустить массы к реальному участию в политич-ой жизни.

Политическая система в РБ.

Политическая система РБ – система переходного общества, система президентской республики. Президент является главой государства, гарантом Конституции, обладает широкими полномочиями,регулирует деятельностью законодат,исполнительной и судебной власти.

Законодательную власть осущ нац-м собранием:

- Палата Представителей (рассматривает проекты законов)

- Совет Республики (одобряет или отклоняет их).

Судебная власть- пренадлежит судам, рассматривают вопросы связ. с наказанием,спорами и разногласиями м/д личносью и гос-ом:

- Конституционный Суд

- Высший Хозяйственный Суд

- районные и городские суды.

- Исполнительная власть -осущ-ся Советом Министров РБ,обеспечивает реализацию законов,проведение единой эк-ой,фин-ой и др. политики.

Важную роль играют партии,общ-ые организации.Идиология полит-х партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В РБ официально зарегистрировано 15 полит. партий. Для того чтобы официально зарегистрировать партию, необходимо, чтобы в ней было не менее 1000 человек.

К полит. системе РБ стоит отнести и трудовые коллективы, т.к.:

- трудовые коллективы имеют право заключать договоры с руководителями предприятий и т.д.

- у трудовых коллективов есть полит. функции (они имеют право выдвигать депутатов в Палату Представителей и в местные органы власти).

 

Типы и формы гос-в.

Формы государственного правления и государственного устройства:

1) монархия:

- абсолютная

- конституционная (власть монарха ограничена парламентом):

- парламентская (значительные полномочия во власти принадлежит одному. Власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство, как правило, формируется парламентским большинством. Это характерно для тех стран, где есть конституционные монархии: Великобритания, Швеция, Дания, Япония)

- дуалистическая

2) республика (переводится – общественное дело) (президент и должностные лица сменяемы и это зависит от воли избирателей):

- президентская (характеризуется значительной ролью президента в система гос. органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента, либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. При президентской республике президент сам формирует правительство, т.е. является главой этого правительства. Классический пример президентской республики – США)

- смешанная (полупрезидентская) (Австрия, Финляндия)

- парламентская (Италия, Федеративная Республика Германия, Израиль)

Формы государственного устройства:

1) унитарное государство (единое простое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитетов. Унитаризм предполагает централизацию всего гос. аппарата)

Признаки унитарного государства:

- единая система гос. власти

- единя система гражданства

- административно-территориальные единицы не обладают какой-либо самостоятельностью

2) федеративное государство (государство, состоящее из субъектов федерации (штатов, республик и др.), которые обладают определёнными признаками суверенитета, но основные полномочия переданы федеральному центру)

Признаки федеративного государства:

- наличие двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией

- конституционное распределение исполнительной и законодательной политики: центра и субъекта федерации

- обеспечение представительства региональных интересов, как правило, в федеративных государствах существует две палаты парламента:

- верхняя палата (представляет интересы регионов (Палата представителей и сенат))

- нижняя палата (палата независима от регионов и субъектов федерации, представляет интересы граждан)

- верховенство федеральной конституции

- наличие органов или структур межправительственного сотрудничества

3) конфедерация (союз независимых государств, образующихся для решения определённых военных, политических, экономических и др. задач. Пример конфедерации – Евросоюз. Все государства сохраняют свой суверенитет, но существуют определённые правила, например, бюджетные: дефицит ВВП должен составлять не более 3%, иначе могут лишить финансовой поддержки, как лишили Грецию).


15. Законодательная власть. Понятие парламента и его структура. Принятие законов.

Парламент (от франц. парле – говорить) – место, где разговаривают. В 1215 г. английский король подписал великую хартию вольности, где содержалось положение о выборном представительном органе, но первый парламент в Англии собрался только спустя 50 лет – в 1265 г.

 

Парламент сразу начал осуществлять две функции:

- представительную (члены парламента представляют интересы определённой части населения)

- законодательную (принятие законов)

Парламент делится по структуре на:

- однопалатный (избирается населением. Парламент принимает решения

- двухпалатный (зародился в Англии. Он состоял и состоит из двух палат: - палат Общин (нижняя палата)- палата Лордов (верхняя палата). Она гарантировала от поспешных решений нижней палаты, ограничивала аристократию от неожиданностей.

Структура парламента:

- руководство парламента (спикер, заместители, секретарь)

- комиссии (комитеты парламента, которые создаются по различным вопросам деятельности):

- постоянные (по конкретным вопросам)

- временные (по решению неотложных и чрезвычайных задач)

- партийные фракции (при наличии определённого минимума партийного представительства)

Есть разные модели парламента:

- модель, характерная для парламентских республик (правительство ответственно перед парламентом и парламент может принять вотум недоверия правительства, после чего правительство должно будет уйти в отставку)

- модель, характерная для стран с президентской формой правления (парламент не обладает правом вотума недоверия правительству, но имеет право вынести импичмент президенту (недоверие или несогласие с президентом))

- модель, характерная для стран, где есть смешанная форма правления, которая сочетает элемента правления парламентской и президентской республики. Парламент, с одной стороны, наделён правом вынесения вотума недоверия правительству, но и у президента есть важные полномочия, которые связанные с деятельностью парламента, т.е. президент имеет право распустить парламент (Франция)

- модель, по которой парламент играет чисто декоративную роль (Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея)

Порядок формирования парламента:

- однопалатный (парламент избирается населением)

- двухпалатный (одна палата избирается населением, а вторая может избираться конкретными представителями). Но есть такие процедуры, когда и нижняя, и верхняя палата формируются путём выборов.

- парламент формируется путём назначения

- парламент формируется по наследственному принципу (палата Лордов в Англии)

В США сосуществует две палаты:

- палата представителей

- сенат

Вместе они составляют Конгресс США. Функции двух палат фактически равны. Могут быть начаты обсуждения каких-то законопроектов в верхней палате, не дожидаясь решения нижней палаты. Но в обсуждение любой резолюции или закона обязательно и в сенате, и в палате представителей.

Палата представителей рассматривает внутренние вопросы, вопросы внутренней политики, вопросы финансовой системы США, а сенату США принадлежит приоритет в обсуждении международных дел.

Полномочия парламента:

- представительские (выражение интереса граждан)

- формирование исполнительной власти и других гос. структур

- законодательство (разработка и принятие законов)

- финансовые (принятие государственного бюджета)

- внешнеполитические (ратификация международных договоров, межпарламентские связи)

Парламент РБ называется Национальным собранием, который состоит из двух палат:

- палаты представителей (рассматривает и принимает законы)

- совет республики (представлены представители регионов, одинаковое количество от областей и г. Минска и 8 членов совета республики имеет право назначать президента)

Общее собрание комиссии называется сессией.

В РБ она проходит:

- весенняя сессия (со 2 апреля до конца июня)- осенняя сессия (с 2 октября до 24 декабря)

Есть 4 стадии законодательного процесса:

- законодательная инициатива

- обсуждение законопроекта (как правило, в каждой комиссии любой законопроект должен обсуждаться в комиссии и на сессии)

- принятие законопроекта (в 1-м или 2-м чтении, или сразу в двух чтениях)

- промульгация (опубликование) закона (закон принимается с момента подписи президента или чётко говорится, с какого времени входит в силу тот или иной закон)

 

Теории политических элит.

Основоположниками политической элитологии являются Гайтано Моска, Вельфредо Парето и Роберто Михельс. Гайтано Моска считал, что во всех обществах существуют 2 класса: - правящий класс (класс меньшинства) (всегда монополизирует власть и этой властью наслаждается. Если происходит изменение власти, то всё равно власть переходит от меньшинства к меньшинству. Но достоинство меньшинства заключается в том, насколько это меньшинство может принять свои ряды представителей из большинства)- класс управляемых (того большинства, которым управляют)Моска полагал, что во-первых, меньшинство всегда лучше организовано, поэтому оно и обладает возможностями управлять большинством.

Моска также полагал, что реальной предпосылкой для вхождения в элиту могут стать:

- богатство (финансовые возможности)- знатность происхождения- хорошее качественное образование

Моска выделял в политическом классе многочисленный слой высшего начальства и более многочисленный слой начальников среднего звена. Тем не менее, и высшее начальство, и начальники среднего звена постоянно нуждаются в обновлении.

Моска выделял 3 способа формирования высшего и среднего начальства: - наследование (наследование традиций, способов, приёмов)- выбор (перед всеми руководителями и начальниками был выбор, кого именно взять в эту элиту)- каптация (наследование). При доминировании критерия наследования политический класс становится закрытым, а общество впадает в застой.При демократическом способе выборы политический класс становится открытым (с одной стороны хорошо, но с другой стороны увеличивается опасность кризисов и общественная политическая нестабильность). Поэтому выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями.Моска отмечал, что специальные знания и подлинная научная культура становятся политической силой только на высокой стадии развития цивилизации. Здесь доминирующим критерием становится способность управлять и знание и понимание собственного народа и его менталитета. Вельфредо Парето ввёл в гуманитарные науки термин «элита». По Парето, элита – группа людей, которая занимает высокое положение в обществе. Он полагал, что принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в высшей степени обладают отдельные лица. На первое место Парето ставил психологические свойства людей. Он считал, что человеческие поступки определяются чувствами, бессознательными инстинктами. Он называл чувства и направленности людей остатками. Парето выделял 6 наиболее важных остатков: - инстинкт комбинации (склонность человека к выдумыванию, к приключениям и т.д.)-стремление к постоянству институтов и традициям- инстинкт общительности (потребность конкретного лица или группы в приземлении своих чувств, стремлений и т.д.)- потребность в проявлении чувств (разные люди выражают свои проявления чувств по-разному, иногда даже неадекватно)- инстинкт безопасности- инстинкт сексуальности (политическую элиту также сотрясают сексуальные скандалы)Парето считал, что эти остатки не осознаются. Любой человек, который стремится в элиту, стремится и обосновать эти импульсы с помощью определённых принципов. Эти логические обоснования Парето называл производными.

Остатки (психологические действия и мотивы) и производные (обоснования) организуются таким образом, что формируется два типа элит:

- лисы (действуют хитростью)- львы (в основном используют силовые структуры, силовые приёмы)

Эти элиты сменяют друг друга. На смену лисам приходят львы, а на смену львам приходят лисы. Часто бывает так, что правящая элита приходит в упадок и вытесняется контрэлитой, т.е. новой правящей элитой уже по другим способностям. Для того чтобы процесс упадка элиты не был стремительным, необходимо подпитывать элиты новыми кадрами. Роберто Михель. -Он утверждал, что элита зависит от степени организованности. Формирование и развитие элиты определяет организационная структура. Он сформулировал закон, получивший название «Железный закон олигархии». Сущность этого закона: чёткие организационные условия и четкие организационные принципы позволяют сохранить существование власть меньшинства. Теория элит: элита – это организованное меньшинство, которое управляет большинством людей, формирование элит связано с определёнными требованиями (главные: способность управлять и образование). Классические теории элит сформировались в 20в. Их развитие продолжалось и сегодня для современной западной политологии характерна идея, что главными элитообразующими признаками является обладаение руководящими постами в важнейших сферах сообщества.Франц. политологи определили политическую элиту как западную каску. Элита представляет собой своеобразный треугольник власти, состоящий из политиков, политологов, деловых кругов и высшей администрации. Они включают в состав всей элиты США: - экономическую элиту- военную элиту- профсоюзная элита- политическая элита (имеет отношение к власти) Политические элиты бывают двух типов: - открытого (формируются из различных социальных слоёв)- закрытого (формируются из ограниченного замкнутого круга представителей: по родственному принципу, по клановому и т.д. Выделяют системы формирования элит: - антрапринёрская система (рассчитана на личностные качества кандидата, на его активность и изобретательность)- система гильдий (типичная для закрытой циркуляции людей, но гильдия – это определённая группа, каста. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов на вершину власти- административная элита (высший слой гос. чиновников, высокопоставленныве специалисты в области гос. управления, деловая экономическая элита (крупные собственники и предприниматели), идеологическая элита (профессиональные идеологи, руководители Сми, деятели культуры, писатели, композиторы и т.д.)


Политическое лидерство.

Особый феномен власти также представляет политическое лидерство.

Политическое лидерство – способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей или даже целых социальных групп.

Признаки политического лидерства:

- наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, чем выделяется данная личность среди других личностей

- популярность данного человека, умение влиять на массы

- наличие своей команды исполнителей и помощников, готовых реализовать идеи своего руководителя

- ярко выраженные черты характера, положительно воспринимаемые массами людей (общительность, умение говорить, умение слушать)

- определённый уровень поддержки со стороны или официальных органов власти и официальных структур власти или со стороны частных социальных групп.

Факторы, влияющие на качество политического руководства:

- политические убеждения лидера

- политический стиль лидера (личные качества + умение не впадать в болтовню)

- политический опыт лидера

- политическая атмосфера, в которой лидер начинал свою деятельность (воспоминания о детстве и тяжких условиях прошлого могут влиять на настоящее поведение)

- реакция лидера на критические ситуации

Функции лидера:

- диагностическая (насколько лидер в состоянии адекватно, точно, правильно оценить ситуацию)

- директивная (определение направления действий: как и почему надо действовать именно в том направлении)

- нахождение и принятие оптимальных решений в конкретных ситуациях

- мобилизующая (вокруг лидера сплачиваются определённые слои, группы и т.д.)

- легитимизирующая (придание законности принимаемых решений)

- функция социальной защиты (от произвола других лидеров, людей и т.д.)

Типы лидерства:

- авторитарный

- демократический

- отстранённые

Способы реализации власти:

- традиционные лидеры (консервативные традиционные способы)

- рационально-легальные (выбраны демократическим большинством)

- харизматические лидеры (обладают свойствами, приёмами, средствами)

- консервативные

- реформаторские

- лидеры-служители

- лидеры-торговцы

- лидеры-вожаки

 

 

Избирательная система РБ.

Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, касаемые выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.


СМИ и их функции.

Средства массовой информации – учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.

Отличительные черты СМИ:

- публичность (неограниченный круг потребителей)

- наличие специальных технических приборов

- взаимодействие коммуникационных партнёров

- однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю

- непостоянных характер аудитории

К СМИ относятся:

- пресса (радио, телевидение)

- различные массовые справочники

- кино- и звукозапись

- интернет

Функции СМИ:

- функция политической информации

- образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)

- функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)

- функция критики и контроля (правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)

- функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов

- мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)

Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.

 

 

СМИ РБ.

В РБ широко представлены различные СМИ, 2/3 из них – негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – 1-й канал и СТВ.

6 основных социальных типов СМИ на информационном поле:

- государственные СМИ (создаются гос. органами и финансируются органами гос. власти. Газеты: «Беларусь сегодня», «Республика», «Звезда», «Народная газета», «Белорусская Нива»)

- государственно-общественные СМИ (рассчитаны на определённую аудиторию, в какой-то степени являются приложениями к определённым газетам)

- СМИ организаций и структур гражданского общества (выражают интересы определённых общественных организаций, пропагандируют их позиции (газета «Белорусский час»)

- альтернативныеСМИ (негосударственные СМИ) печатные, интернет-издания, которые финансируются различными негосударственными структурами. Газеты: «Народная воля», «Белгазета», «Белорусы и рынок», различные интернет-ресурсы «Белорусские новости», «Белорусский партизан», «TUT.BY»)

- СМИ коммерческого характера (газета «Отдыхай», «Огород» и т.д.)

- СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «Лесная газета», «Железнодорожник Беларуси» и т.д.)

Для всех этих типов гос. и негос. изданий существует определённая структура распространения, поэтому элементами этой информационной структуры являются:

- гос. объединение «Белпочта», которая имеет 730 городских отделений связей, свыше 3000 сельских отделений связи и 118 районных узлов связи, которые распространяют газеты и издания, обеспечивают подписку)

- «Белсоюзпечать» (распространение продукции печати через розничную торговлю. По РБ свыше 300 торговых точек)

- типографии, которые осуществляют тираж этих газет. БГТУ ведёт подготовку специалистов для этих типографий. В РБ в настоящее время насчитывается 4000 различных типографий, которые в той или иной степени издают республиканские газеты и газеты районного масштаба.

Существует система взаимодействий и взаимоотношений государства и СМИ. Базовым элементом является Министерство информации, на которые возложены функции регулирования деятельности гос. СМИ.

Производством новостей занимаются:

- соответствующиеминистерства и ведомства. Сегодня практически каждое министерство и ведомство имеет свой интернет-сайт,

- различные телеграфные агентства (БелТА – гос.структура, Интерфакс Запад – часть российского агентства Интерфакс, Пресслужба президента РБ, которая сообщает о деятельности президента, Национальный прессцентр РБ, который существует при администрации президента, и организует мероприятия, где журналисты получают непосредственно информацию от чиновников, представителей правительства и т.д.,

Направления деятельности Национального пресс-центра РБ:

- организует пресс-мероприятия

- информирует о деятельности госструктур

- организует брифинги

- организует пресс-туры зарубежных журналистов по территории РБ

- информирование о деятельности крупных промышленных предприятия и о деятельности общественных организаций

- анализ прессы белорусский, российской и другой

- информирование гос. структур

Агентства:

- Белапан (негос. агентство)

- и другие

Есть определённые структуры, которые занимаются взаимодействием госструктур с читателями, в дальнейшем нуждаются в совершенствовании

Характерно:

- запрещение всех и вся,

- отсутствие свобод,

- культ борьбы по отношению к другим

- рассчитан на:

- конфронтацию

- решение сложных проблем с позиции силового давления

2. плюралистический (предполагает общенациональное согласие, основанное на учёте и выражении различных мнений и позиций. Поэтому характерно наличие определённых оппозиционных взглядов. Уважение прав меньшинства должно сочетать слоями по отношению к воле большинства. Если оппозиция решила провести митинг, то можно. Но это не значит, что меньшинство (оппозиция) должна мешать большинству – перекрывать улицы, громить город и т.д.)

5) по механическому воздействию:

- государство и гос. структуры

- рынок и свободное волеизъявление людей

Этатистская культура (от ангд. state – государство). Рыночная культура предполагает борьбу идей, учёт определённых установок и их сверку, Этатистская политическая культура связана с воздействием государственных регуляторов, с процессами, которые регулируются гос. структурами.

6) по степени участия граждан в политике:

- патриархальная (существует в обществе, где ещё не сформировалась политическая система. Преобладают явные религиозные черты. Обнаруживается слабое участие и слабы интерес к политике)

- подданническая (характерна для той группы граждан, которые ориентируются на существующие политические системы. Характерен не очень высокий уровень политической культуры и активности граждан)

- активистская (все ориентации достигают высокой частности, ориентирована на соответствующие политических структуры, на активное участие в политике в целом, готовы выражать своё мнение, достаточно активное участвую в митингах, демонстрациях и т.д.)

В реальной политической жизни происходит сочетание этих типов политических культур.

Политические культуры от цивилизационной направленности:

- западная (воплощение ценности человеческой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.185 с.)