Согласно этой модели, всё общество Платон разделил на 3 сословия:



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласно этой модели, всё общество Платон разделил на 3 сословия:



- правители (философы) – не должны владеть собственностью, но ни в чём не должны нуждаться

- воины – должны проводить в жизнь решения философов, тоже не должны ни в чём нуждаться, тоже не должны иметь никакого имущества, но они должны быть на содержании государства.

- трудящиеся (свободные граждане: ремесленники, земледельцы, купцы и т.д.).

Платон не называл рабов.

Далее следует философия Аристотеля. Аристотель (4 в до н.э.) – учитель Александра Македонского. Он подверг критике учение Платона о государстве. Если Платон фактически отрицал частную собственность, то Аристотель защищал частную собственность и права индивидов.

Аристотель впервые в политической мысли увидел в политическом устройстве 3 части (в самой власти – 3 ветви власти):

- законодательную власть

- административную (потом её начали называть исполнительная)

- судебную

Аристотель утверждал, что главными в государстве являются не правители, а граждане.

На этой основе Аристотель различал правильное и неправильное государственное устройство:

1) правильными он считал такие формы государственного правления и такой государственный строй, при который защищается общее благо граждан:

- монархия (правления одного)

- аристократия (правления немногих)

- поллития (от греч. polis - правление многих)

2) неправильными он считал такой строй, при которой в первую очередь защищаются частные цели правители:

- тирания (тот монарх, который правит единолично, но допускает произвол в своём управлении, игнорирование мнения других)

- олигархия (власть немногих, власть, которая связана прежде всего с богатством. Термин олигархия впервые употребил Аристотель)

- демократия (он понимал её как анархию, как власть толпы,

Аристотель был убеждён, что человек – существо государственное, а политика имеет свои задачи выработку законов, основанных на справедливости.

Далее следует эпоха Древнего Рима. Лукреций развивал мысль о договорном характере государств. Он обращал внимание на нравственный аспект правителей. Цицерон (римский император) впервые пытался показать основу правового государства. В основе правового государства должен лежать закон. И он впервые высказал важную мысль, что условием свободы граждан является прежде всего подчинение всех закону.

Античный период заложил основу многих положений демократичного государства.

На смену Античности, Древней Греции, Древнему Риму пришли Средние века. (конец 5–16 вв.). Этот период связан с крушением римской империи, созданием новых государств в Европе. Характерной тенденцией для средневековья было влияние христианства. Шла борьба между католической церковью и светскими феодалами. Но постепенно вопрос решался в пользу церкви. Средневековье выдвинуло своих мыслителей и политологов.

Аврелий Августин (4–5 в.) говорил о борьбе града божьего (священники) с градом земным (светское государство). Он был уверен, что град божий победит град земной. Уже просматривается мысль церкви над всем духовным миром.

Фома Аквинский (13 в.) пытался обосновать, что верховная власть – это власть божья, и она вправе распоряжаться духовной жизнью, идеологией, политикой. Он был глубоко убеждён, что папе как главе католической церкви, должны подчиняться все светские государи. Он попытался научно обосновать существование Бога. Он пытался отделить науку от церкви, но, тем не менее, говорил об определяющей роли церкви в науке. Он признавал, что происходящие природные явления можно объяснить и научными знаниями, но высшие истины могут быть постигнуты верой, откровением.

В средневековье обнаружился церковный диктат и в политической жизни. В античный период, и даже в период средневековья были заложены основы политического знания, основы государственного устройства.

Следующий этап – это политически идеи эпохи Возрождения и Нового Времени.

4. Полит. учения эпохи Возрождения и Нового времени.

1) Эпоха Возрождения (развитие гуманистических начал политической теории, анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, поиск путей достижения социальной справедливости).Главное достижение Николо Макиавелли заключается в том, что теологическому значению государства он противопоставил концепцию светского государства. Он убедительно доказал, что политику определяет не Бог, а сама человеческая практика, человеческая психология. В основе политической деятельности лежат не какие-то божественные устремления, а реальные интересы людей, корысть, стремление к обогащению. Поэтому Макиавелли выдвинул принцип политического реализма, который означает подчинение политических действий практическим интересам. Лучшей формой государственного устройства он считал республику, но говорил, что республика – это удел будущего, а на самом деле главная форма – это всё-таки монархия. Он осуждал князей, которые обманом и силой отнимают у народа свободу. Но в то же время он говорил, что если какой-то князь или человек завоевал власть, то он должен эту власть удерживать. Он считал, что только сильные правители могут создать крупное независимое государство. Но он прекрасно понимал, на чём должна держать власть на этих крупных сильных правителях. Во-первых, эта власть должна держать на любви народа к этому правителю, поэтому надо использовать различные средства для этого, а во-вторых, эта власть должна удерживать на страхе народа перед этим правителем. Идеи национального европейского возрождения были связаны с деятельностью ещё одного французского философа. Жан Баден также отстаивал идеи сильной власти, и считал, что сильная власть способна вывести Францию из вереницы различных войн.2) С буржуазных революций началась эпоха Нового Времени. Томас Гоббс (17 в.) занимался исследованием воздействия государств. Государства он сравнивал с чудовищами, которые пожирают своих детей. Он рассматривал государство, как человеческой проявление, а не божественное.3)След. этап – Эпоха Просвещения (формируется либеральная идеология, происходит обоснование в необходимости разделения властей, вера в силу знаний как двигатель общественного прогресса.). Представители: Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант.Джон Локк (17 в.) – идея разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этой же мысли придерживался французский философ Шарль Монтескье.Он доказывал, что политическая свобода может быть достигнута только при независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной властей. Тесно с этими идеями свободы возникли идеи просвещённой монархии, основоположником которых стал французский философ Вольтер. Политический идеал просвещённой монархии он видел не только в образованности самого монарха, но и в просвещении подданных монарха. Вольтер, Робескьер, Жан Жак Руссо обосновали идею народовластия и демократии, заложили основы либеральной идеологии. Жан Жак Руссо считал, что никакой парламент не может представлять народ, всё равно там люди могут быть не очень деятельны и не очень справедливы. Он считал, что каждый закон должен быть принят самим народом. Он выдвинул идею договорного государства, т.е. именно на основе договора между обществом и государством (правителем). Иммануилу Канту-Краеугольным принципом его теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью, и не может быть орудием осуществления каких-либо целей. Этот нравственный по своей сути закон он называл категорическим императивом. И именно этим нравственным законом, что человек – это высшая ценность, должны руководствоваться все люди. Кант мечтал о вечном мире между народами. И он видел установление этого мира путём создания федерации равноправных самостоятельных государств. Эти идеи способствовали формированию идеологии либерализма . Американские мыслители Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джеймс Медиссон выдвинули положения в ходе борьбы за независимость Великобритании:- люди они от рождения свободны, независимы, обладают собственными правами- право народа на самоопределение- право народа менять своё правительство- разделение властей- свобода частной собственности и свобода предпринимательстваИдеи консерватизма связаны, прежде всего, с охранением феодального порядка, феодальной иерархии, традиций, религиозных порядков .Эти взгляды нашли отражение в трудах Эдмунда Берка и известного французского деятеля Шато Бриани. Следующее направление в периоде Нового Времени – утопический социализм. Сам термин «утопический социализм» означал, что это всеобщее равенство. Но впервые этот термин употребил французский мыслитель Лерру, и он означал общественную собственность, равенство всех. По началу, это политическое направление приобрело утопические формы. Представители: Томас Мор, Кампанелла.Томас Мор в своей книге «Утопия» описал государство, где отсутствует частная собственность, общественная собственность является главенствующей, правители выбираются народом.Труд писателя Кампанелла«Город солнца» (все равны, отсутствует частная собственность, там три сопровителя – мощь, мудрость и любовь. Именно они предполагают всеобщее равенство).Социалисты-утописты считали, что богатые люди должны поделиться с бедными, и тогда наступит непосредственно всеобщее равенство и всеобщее благовенство.Карл Маркс и Фридриха Энгельса-Утопическому социализму они противопоставили свой марксистский социализм. Они доказывали, что черты социализма коренятся в старом буржуазном обществе. Они считали, что существует основное противоречие капитализму между общественным характером производства, а способ распределения материальных благ становится частными.Маркс и Энгельс раскрыли механизм эксплуатации человека человеком, когда одна часть населения присваивает труд другой части населения. И они пришли к выводу, что это противоречие может быть разрешено только социалистической революцией и установлением диктатуры предприятия, когда все средства производства должны быть обобществлены. Отрицательные моменты марксизма:- обобществление средств производства- игнорирование крестьянства (крестьянство выпадало с поля зрения Маркса- отсутствовала мотивация труда.

5. Особенности развития политической мысли России.

Этапы развития:

1) Период Киевской Руси (введение и утверждение православного нравоучения в качестве государственной идеологии, поиски путей укрепления княжеской власти, русского государства как равноправного среди других государства).

Представители: Митрополит Илларион, Владимир Мономах, автор «Слова о полку Игореве»

2) Период образования и укрепления централизованного Москавского государства (обсуждение перспектив Русского государства и его роли среди мировых держав, укрепление самодержавной власти, формирование концепции «Москва Третий Рим» и особой миссии России).

Представители: Филофей, Иван Грозный, Нил Сорский, Андрей Курбский, Иосиф Волоцкий.

3) Период укрепления самодержавия (формирование идеологии просвещённой монархии, теории «официальной народности», дискуссия между «западниками» и «славянофилами», зарождение критики самодержавия и крепостничества).

Представители: Феофан, Посошков, Татищев, Уваров, Радищев, Грановский, Аксаков.

4) Период разложения феодально-самодержавного строя (разработка и попытка реализации консервативных и либеральных проектов развития России, поиск альтернатив развития страны, формирование народнического, социал-демократического и радикально-марксистского (большевистского) идейно-политических течений).

Представители: Белинский, Герцен, Бакунин, Чичерин, Плеханов, Ленин и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.042 с.)