Проблемы глобализации политических процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы глобализации политических процессов.



Политический процесс - это совокупная деят-сть соц. общностей, общественных орг-ций и групп, отдельных лиц по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования полит. системы.

Глобализация — процесс всемирной эконом-кой, полит-кой и культ-ой интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (концентрация) в масштабах всей планеты капитала, раб. силы, производственных ресурсов, стандартизация закон-ства, эконом. и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, т.е. охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его суб-ов.

Корни процесса глобализации лежат в экономике, а именно: в постепенном слиянии мировых полит. и эконом. процессов, с дальнейшим доминированием последних. Экономика всегда влияла на полит. процессы, т.к. именно она обеспечивает функционирование гос-тв, а крупные эконом. агенты всегда активно участвовали в политике. Но именно в XX веке, с формированием по-настоящему глобального рынка, крупные эконом. игроки стали ключевыми фигурами в мировой политике, произошло срастание власти и капитала, что и предопределило вектор развития общества в сторону глобализации.

Основной движущей силой глобализации является мировой рынок и единое информационное пространство, сформировавшееся благодаря развитию энергетической отрасли, транспорта и связи. Развитие энергетической отрасли обусловило бурный рост промыш-сти; благодаря развитию транспорта - реализация продукции; развитие связи позволило быстро осуществлять передачу больших объёмов информации на большие расстояния, что положило начало единому информационному пространству.

Глобализация полит. процессов выражается, прежде всего, в расширении круга эконом. субъектов, она тесно связана с процессом централизации суб-ов упр-ния (централизация власти). Применительно к нац-ным странам уже не приходится говорить об исключительной “национальной” либо “территориальной” принадлежности эконом. суб-ов. Т.к. в политике глобализация заключается в ослабевании нац-ных гос-тв и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные гос-ва делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С др. стороны, за счёт сокращения гос-ного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается полит. влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций - ТНК).

Еще к проблемам полит. процессов можно отнести:

- глобализация ведет к заметному укреплению основ международного права, что также влияет на правовой суверенитет гос-тв на своей территории.

- из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу, также уменьшается власть гос-тв по отношению к своим гражданам.

Т.о. процесс глобализации постепенно подрывает полит. суверенитет гос-тв. В полит. плане: формирование различных полит. и эконом. объединений постепенно уменьшает роль отдельных гос-тв на полит. арене. В эконом. плане гос-ва все больше становятся лоббистами различных ТНК.

Постепенное слияние властных структур и крупного бизнеса ведет к эксплуатации последним полит-их возможностей гос-тв. Зачастую это не способствует росту благосостояния населения.

Положительные предпосылки (движущие силы), обусловливающие процесс глобализации в полит. направлении:

- ослабление жесткости гос-ных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

- окончание «холодной» войны, преодоление полит. разногласий между Востоком и Западом.

Негативные последствия. Растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает эконом. политике отдельных стран, так как ин. капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для нац. экономики в связи со способностью исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.

Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деят-тью, информац-ными и фин. сетями ТНК.

Одной из самых больших угроз глобализационных процессов специалисты отмечают рост безработицы:

- в результате перевода компаниями стран с высокой стоимостью раб. силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда.

- компании развитых стран прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. Происходит перераспределение раб. силы. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными. Вследствии чего идет заметное увеличение разрыва в уровнях з/платы квалифиц-ных и менее квалифицированных работников (дестабилизация).

Для России, как и для любой страны мира, процесс глобализации создает определенные проблемы. Гл. полит. проблемой глобализации для России является вектор взаимодействия России и мирового сообщества, т.е. выбор между дальнейшей интеграцией или отдалением. Безусловно, наиболее простым является путь дальнейшей интеграции, по которому в данный момент идет Россия, но он же является и наиболее опасным в эконом., культурном и соц. плане. Путь отдаления от глобальных процессов более труден, это требует значительных затрат, направленных на достижение Россией самодостаточности в эконом. и соц.-культурном плане. Одновременно он же и наиболее непредсказуем.

В перспективе глобализация общества приведет к еще большему, чем сегодня, усилению роли мировой экономики в полит. процессах, одновременному ослаблению традиционной гос. власти, а так же к образованию новых, нац. регион-х объединений на более выгодных экон.-культурных основах. В определенной мере это приведет к разрешению различных сегодняшних конфликтов, но и повлечет за собой образование новых на почве борьбы за эконом. доминирование. В ближайшем будущем возникновение новых полит. объединений возможно скорее на эконом-ой, чем на нац-ной или полит-ой основе, так как с усилением роли ТНК в политике усиливается именно эконом. интеграция.

Чтобы занять достойное место в глобальном обществе, России необходимо выработать свою уникальную концепцию развития, позволяющую ей сохранить индивидуальную целостность и обеспечить стабильное развитие. Необходимо сосредоточить полит. усилия на создании выгодных для нее экономико-политических объединений как со своими соседями на постсоветском пространстве, так и с более дальними странами.

-----------

Лоббизм ("лоббирование") – институт полит. системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах гос. власти, с целью добиться принятия выгодного для них полит. решения.

-----------------------------------------------------------------------

Политико-правовые основы современных избирательных процессов в РФ. Эффек-ное решение эконом. и соц. проблем невозможно без демократических полит. институтов, одним из которых является институт выборов. Главная цель продолжающегося процесса становления российского полит. института выборов – создание сильной гос. власть, опирающаяся на волю народа и несущая перед ним реальную полит. и юр. ответственность.

Полит. институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов гос. власти и органов МСУ путем выборов. Избирательная система – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление гос. и муниц-ных органов власти и избрание на должность лиц, замещающих выборные гос. и муниц-ные должности. Избирательный процесс – деят-ть специально уполномоченных органов и лиц, направленная на орг-цию и проведение выборов в гос. органы и органы МСУ. Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (гос-ва, орг-ции). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Они проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа упр-ния или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законод. органа упр-ния.

Законод-ная база выборов и референдумов в РФ представляет собой целостную систему, в которой каждый вид источника имеет определенное функциональное назначение и разную юр. силу. Наивысшей юр. силой обладают нормы избирательного права, содержащиеся в К* РФ, составляющей основу всего избирательного законод-тва РФ.

К* РФ, как акт высшей юр. силы, определяет принципы избират-го права, т.е. его основополагающие положения, которые определяют сущность избирательных прав и избирательных процедур, а также характер их реализации. Эти принципы обязательны для всех органов власти. Согласно ст. 3 К* РФ - Признание народа единственным источником власти является важнейшей характеристикой демократического правового гос-ва.

Политико-правовые принципы проведения выборов: - Конституционные гарантии- принцип всеобщности выборов- обязательность выборов- принцип равного участия в выборах всех граждан- принцип прямого избирательного права- периодичность выборов- свободное волеизъявление избрателей- принцип тайного голосования- гласность и открытость выборов-независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов- равные возможности кандидатов на участие в выборах-состязательность выборов- общественный контроль за ходом выборов- возможность обжалования результатов выборов- действия в судебном порядке

Российское законод-тво о выборах состоит из 2-х частей: фед-го избирательного законод-тва и избирательного законод-тва суб-в РФ.

Выборы фед. органов гос. власти (П* РФ и депутатов ГД) проводятся исключительно в соответствии с фед-ным законодательством

При проведении выборов в суб. Фед. фед-ное законод-тво в соответствии с К* РФ обеспечивает регулирование и защиту избирательных прав граждан (т.е. основ избир-го права). На решение этих задач в первую очередь направлены нормы ФЗ-67 «Об основных гарантиях избир-ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». На основе данного ФЗ в суб-х Фед. принимаются собственные законы о выборах (или избирательные кодексы), в которых подробно излагаются все избир-ные процедуры, конкретизированные применительно к особенностям определенного региона.

ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. В нем содержатся определения основных терминов избирательного права, устанавливаются основные права и обязанности участников выборов на всех стадиях (этапах) избирательного процесса. К таким стадиям относятся: назначение выборов, образование избирательных округов, избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, ведение предвыборных кампаний кандидатами, избирательными объединениями (блоками) и их финансирование, голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование

ФЗ-95 «О полит. партиях» от 2001 г. (изм. 2010г). Данный ФЗ определяет порядок создания, деят-ти, реорганизации и ликвидации полит. партий в РФ. Он не устанавливает правила проведения выборов, от его норм в значительной степени зависит состав участников избир-ных кампаний и характер их участия в выборах. В соответствии со ст. 36 полит. партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на др. выборные должности в органы гос. власти.

Акты МСУ устанавливают содержание ряда избир-ных процедур при проведении выборов в органы МСУ. Согласно ст. 131 К* РФ, наделяющей население соответствующих территорий правом самостоятельно определять структуру органов МСУ, решение о конкретном составе выборных органов МСУ может быть принято только на местном уровне.

Система выборов в России

Гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представ. орган - с 21 г., а П* страны - с 35 лет.

П* РФ избирается сроком на 6 (ст. 81), а ГД на 5 лет. На основании К* РФ П* не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты ГД избираются по партийным спискам. Организационная структура ГД РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы проводятся избир-ными комиссиями. Центр. избирательная комиссия РФ — ЦИК РФ с 1995г. состоит из 15 членов (5 назначаются П* РФ, 5 — Советом Фед., 5 — ГД).

Действия избират. комиссии могут контролировать наблюдатели только от полит. партий.

Российское избирательное законод-во не является неизменным, т.к. находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам систематически принимаются поправки и дополнения.

Основные цели внесенных изменений в избират. законод-во - стимулирование развития полит. партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе.

ФЗ-95 «О полт. партиях» от 2001г. (изм. 2010г):

Ст. 33, п7.1: В целях поддержки деят-ти полит. партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финан-ния гос-ная фин. поддержка полит. партий составляет 5 руб. за голос избирателя, полученный партией на фед. выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать полит. партии, за которые на выборах в ГД или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало не менее 3% избирателей, принявших участие.

Ст 3: с 01.01.2012г. – должно быть не менее 40 тыс. членов полит. партии(было 50 т.), при этом более чем в половине суб-в РФ полит. партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 (было 500) членов полит. партии. В остальных регион-ых отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 (было 300) членов полит. партии. Те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

Т.о., в н/время в РФ существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избир-ным стандартам.

------------

Мажоритарная избират. система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.024 с.)