Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития полит. мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осмысление политики зародилось в глубокой древности. Возникновение полит. мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением гос-ва как особой организации власти. В истории становления и развития полит. мысли можно выделить следующие этапы: 1. Полит. учения Древнего Востока. 2. Полит. учения античности. 3. Полит. учения Средневековья. 4. Полит. учения эпохи Возрождения и Нового времени (14-17вв).5. Полит. учения Просвещения (17-18вв.) 6. Современные полит. учения. 1. Полит. учения Др. Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон) характерны тем, что полит. мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Мыслитель Китая Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения гос-ва. Конфуций считал, что гос-во - это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основной регулятор поведения в гос-ве - мораль, а гл. цель гос. политики - воспитание хороших нравов. 2. Полит. учения античности. Вершиной полит. мысли Др. Мира считается философия Др. Греции. Основные представители: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.) – полит. идеи его изложены в диалогах "Гос-во", «Законы»; его ученик и критик Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Характерные черты: - постепенное освобождение полит. взглядов от мифологической формы; - обособление их как относительно самостоятельной части философии; - анализ устройства гос-ва, классификация его форм; - поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления. Платон — Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, т.е. предназначение человека — служить гос-ву, а не наоборот. Политика — царское искусство. Он отдавал предпочтение такому roсуд-му правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. Аристотель. Политика — управление обществом через гос-во (особый аппарат), а также управление самим гос-ом. Гос-во он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Разделение госуд-ных форм по Арестотелю: правильные формы, которые преследуют общественное благо: монархия (полит. власть одного), аристократия (правление немногих), полития (правление многих). К неправильным, преследующим частные интересы: тирания (деспотическая власть одного), олигархия (власть богатых) и демократия (власть большинства). Наиболее правильной формой он считал политию. Ставил на 1-е место человека, а не гос-во. Идея - верховенство закона. 3. Полит. учения Средневековья. Особенности: - безраздельное господство церкви в духовной жизни; - полит. наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; - соц.-политич. мысль развивается усилиями религиозных деятелей; В этот период полит. мысль развивалась усилиями богословов. Религиозная мораль оказывала сильное влияние на общественные отношения. Церковь претендовала на полит. господство в обществе. Теологическим обоснованием этих претензий стали идеи Августина Блаженного, а несколько столетий спустя – взгляды Фомы Аквинского. - Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.): в основных трудах обосновывает идеи всемирного гос-ва церкви, подчинения светской жизни религии. Обращает внимание на необходимость закрепления в законах, обычаях гос-ва христианских моральных заповедей. - Фома Аквинский (1224 – 1274 гг.): главный теологический авторитет католической церкви в Средние века. В его работах представлена христианская доктрина политики и гос-ва. Он считал, что гос-во имеет божественное происхождение, а не «дьявольское» (как у Августина). Должны сочетаться функции гос-ва и церкви при главенстве церкви. Необходимо подчиняться гос. власти, а правители должны руководствоваться законом. В связи с этим он выделял два типа монархии: абсолютную и полит-кую (последняя предпочтительнее, т.к. монарх руководствуется в ней законом). 4. Полит. учения эпохи Возрождения. В недрах феодализма зарождаются новые обществ. отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Характерные черты: - освобождение полит. науки от теологии; - развитие гуманистических начал в полит. теории; - анализ проблем и свобод человека, закона и гос-ва, демократического устройства обществ. жизни. Флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Свою точку зрения он выразил в книге "Государь": - дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; - впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; считал, что народ не играет никакой роли в гос-ве; - подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; - утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Франц. юрист Ж.Боден (1530-1596) – ввел понятие «гос-ный суверенитет». Этот признак отличает гос-во от всех др. соц. орг-ций. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе. Англ. мыслитель Т.Гоббс (1588 - 1679) развил гражд-кую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. По его мнению: гос-во как результат жизнедеят-ти людей. Объединившись в гос-во, люди добровольно перенесли свои права на государя и гос. органы, которые выражая волю всех смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире. Полит. учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается англ. революция середины 17 в. Характерные черты полит. мысли Нового времени: - формирование либеральной полит. идеологии; - обоснование необходимости разделения властей; - анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; - формирование концепции прав человека и гражданина. Англ. философ Дж. Локк (1632 - 1704) считается основоположником либерализма (свобода выбора). Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, гос-во. Теория разделения властей принадлежит франц. просветителю Ш. Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, может быть обеспечено лишь разделением властей на законод., исполн. и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. 5. Полит. учения эпохи Просвещения. Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Одна из ключевых эпох в истории европейской культуры. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В основе интеллек-го движения лежали рационализм и свободомыслие. В полит. мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма" (уничтожение "сверху" наиболее устаревших феодальных институтов). Франц. философ Ж-Ж. Руссо (1712—1778). Критиковал феодальные отношения, основанные на соц. неравенстве и эксплуатации народа. Утверждал, главное зло - частная собственность; первым разграничил гос-во и гражд. общество; доказывал необходимость прямого народного правления. Исполнением воли народа будет занимается Прав-во. К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) - теоретики коммунис-го общества. Показали, что Пр. является этапом в истории антифеодальной идеологии, они различали в Пр. его идеологическую форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание. Исходя из этого, марксистская наука расширила объём понятия Пр. 6. Полит. мысль в XX в. Особенности и характерные черты - разработка теории демократии и теории элит (деление общества на определенные слои) - исследование полит. партий и полит. систем; концепция полит. модернизации - теория планирования, разработка концепции тоталитаризма Основные представители Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, З. Бжезинский, Б. Рассел. Полит. мысль в XX в. развивалась по трем основным направлениям: академическое направление, соц.-философские теории и идеологические концепции, имеющие ярко выраженную практическую направленность. Академическое направление возникло в США в начале XX в. в университетской среде и связано с утверждением полит. науки в качестве самостоятельной академической дисциплины. Соц.-философские теории представлены теориями индустриального, постиндустриального, информационного общества, “критической теорией” неомарксистов и др. В этих теориях, в отличие от “позитивного” знания академич. мысли, предлагаются различные умозрительные модели происхождения и природы современных “развитых обществ”. Идеологическое направление полит. мысли (либеральные, консервативные, социалис-кие, радикалистские и др. теории), в отличие от двух предыдущих, стремится не только быть в гуще текущих событий, но и своевременно разрабатывать стратегию и тактику обществ. преобразований, задействуя для этого и теоретические наработки первых двух направлений. Полит. мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и полит. позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, гос-во и т.д. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое полит. бытие. Большая часть полит. мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. Вся история развития полит. мысли являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и полит. жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней. ------------ По М. Веберу, особенность современного западного капитализма, существующего на промышленной основе, состоит в том, что это рационально организованное общество: в экономике – рациональное ведение хозяйства, рациональное денежное обращение, позволяющее добиться предельной эконом-ой эффективности; в политике – это общество с рациональным правом и гос-ным управлением (рациональная бюрократия); с рациональной религией (протестантизмом); с рациональной деятельностью в сфере культуры (наука). ------------------------------------------------------------------------
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.009 с.) |