Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития полит. мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Осмысление политики зародилось в глубокой древности. Возникновение полит. мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением гос-ва как особой организации власти. В истории становления и развития полит. мысли можно выделить следующие этапы: 1. Полит. учения Древнего Востока. 2. Полит. учения античности. 3. Полит. учения Средневековья. 4. Полит. учения эпохи Возрождения и Нового времени (14-17вв).5. Полит. учения Просвещения (17-18вв.) 6. Современные полит. учения. 1. Полит. учения Др. Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон) характерны тем, что полит. мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Мыслитель Китая Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения гос-ва. Конфуций считал, что гос-во - это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основной регулятор поведения в гос-ве - мораль, а гл. цель гос. политики - воспитание хороших нравов. 2. Полит. учения античности. Вершиной полит. мысли Др. Мира считается философия Др. Греции. Основные представители: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.) – полит. идеи его изложены в диалогах "Гос-во", «Законы»; его ученик и критик Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Характерные черты: - постепенное освобождение полит. взглядов от мифологической формы; - обособление их как относительно самостоятельной части философии; - анализ устройства гос-ва, классификация его форм; - поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления. Платон — Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, т.е. предназначение человека — служить гос-ву, а не наоборот. Политика — царское искусство. Он отдавал предпочтение такому roсуд-му правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. Аристотель. Политика — управление обществом через гос-во (особый аппарат), а также управление самим гос-ом. Гос-во он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Разделение госуд-ных форм по Арестотелю: правильные формы, которые преследуют общественное благо: монархия (полит. власть одного), аристократия (правление немногих), полития (правление многих). К неправильным, преследующим частные интересы: тирания (деспотическая власть одного), олигархия (власть богатых) и демократия (власть большинства). Наиболее правильной формой он считал политию. Ставил на 1-е место человека, а не гос-во. Идея - верховенство закона. 3. Полит. учения Средневековья. Особенности: - безраздельное господство церкви в духовной жизни; - полит. наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; - соц.-политич. мысль развивается усилиями религиозных деятелей; В этот период полит. мысль развивалась усилиями богословов. Религиозная мораль оказывала сильное влияние на общественные отношения. Церковь претендовала на полит. господство в обществе. Теологическим обоснованием этих претензий стали идеи Августина Блаженного, а несколько столетий спустя – взгляды Фомы Аквинского. - Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.): в основных трудах обосновывает идеи всемирного гос-ва церкви, подчинения светской жизни религии. Обращает внимание на необходимость закрепления в законах, обычаях гос-ва христианских моральных заповедей. - Фома Аквинский (1224 – 1274 гг.): главный теологический авторитет католической церкви в Средние века. В его работах представлена христианская доктрина политики и гос-ва. Он считал, что гос-во имеет божественное происхождение, а не «дьявольское» (как у Августина). Должны сочетаться функции гос-ва и церкви при главенстве церкви. Необходимо подчиняться гос. власти, а правители должны руководствоваться законом. В связи с этим он выделял два типа монархии: абсолютную и полит-кую (последняя предпочтительнее, т.к. монарх руководствуется в ней законом). 4. Полит. учения эпохи Возрождения. В недрах феодализма зарождаются новые обществ. отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Характерные черты: - освобождение полит. науки от теологии; - развитие гуманистических начал в полит. теории; - анализ проблем и свобод человека, закона и гос-ва, демократического устройства обществ. жизни. Флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Свою точку зрения он выразил в книге "Государь": - дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; - впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; считал, что народ не играет никакой роли в гос-ве; - подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; - утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Франц. юрист Ж.Боден (1530-1596) – ввел понятие «гос-ный суверенитет». Этот признак отличает гос-во от всех др. соц. орг-ций. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе. Англ. мыслитель Т.Гоббс (1588 - 1679) развил гражд-кую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. По его мнению: гос-во как результат жизнедеят-ти людей. Объединившись в гос-во, люди добровольно перенесли свои права на государя и гос. органы, которые выражая волю всех смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире. Полит. учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается англ. революция середины 17 в. Характерные черты полит. мысли Нового времени: - формирование либеральной полит. идеологии; - обоснование необходимости разделения властей; - анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; - формирование концепции прав человека и гражданина. Англ. философ Дж. Локк (1632 - 1704) считается основоположником либерализма (свобода выбора). Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, гос-во. Теория разделения властей принадлежит франц. просветителю Ш. Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, может быть обеспечено лишь разделением властей на законод., исполн. и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. 5. Полит. учения эпохи Просвещения. Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Одна из ключевых эпох в истории европейской культуры. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В основе интеллек-го движения лежали рационализм и свободомыслие. В полит. мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма" (уничтожение "сверху" наиболее устаревших феодальных институтов). Франц. философ Ж-Ж. Руссо (1712—1778). Критиковал феодальные отношения, основанные на соц. неравенстве и эксплуатации народа. Утверждал, главное зло - частная собственность; первым разграничил гос-во и гражд. общество; доказывал необходимость прямого народного правления. Исполнением воли народа будет занимается Прав-во. К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) - теоретики коммунис-го общества. Показали, что Пр. является этапом в истории антифеодальной идеологии, они различали в Пр. его идеологическую форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание. Исходя из этого, марксистская наука расширила объём понятия Пр. 6. Полит. мысль в XX в. Особенности и характерные черты - разработка теории демократии и теории элит (деление общества на определенные слои) - исследование полит. партий и полит. систем; концепция полит. модернизации - теория планирования, разработка концепции тоталитаризма Основные представители Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, З. Бжезинский, Б. Рассел. Полит. мысль в XX в. развивалась по трем основным направлениям: академическое направление, соц.-философские теории и идеологические концепции, имеющие ярко выраженную практическую направленность. Академическое направление возникло в США в начале XX в. в университетской среде и связано с утверждением полит. науки в качестве самостоятельной академической дисциплины. Соц.-философские теории представлены теориями индустриального, постиндустриального, информационного общества, “критической теорией” неомарксистов и др. В этих теориях, в отличие от “позитивного” знания академич. мысли, предлагаются различные умозрительные модели происхождения и природы современных “развитых обществ”. Идеологическое направление полит. мысли (либеральные, консервативные, социалис-кие, радикалистские и др. теории), в отличие от двух предыдущих, стремится не только быть в гуще текущих событий, но и своевременно разрабатывать стратегию и тактику обществ. преобразований, задействуя для этого и теоретические наработки первых двух направлений. Полит. мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и полит. позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, гос-во и т.д. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое полит. бытие. Большая часть полит. мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. Вся история развития полит. мысли являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и полит. жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней. ------------ По М. Веберу, особенность современного западного капитализма, существующего на промышленной основе, состоит в том, что это рационально организованное общество: в экономике – рациональное ведение хозяйства, рациональное денежное обращение, позволяющее добиться предельной эконом-ой эффективности; в политике – это общество с рациональным правом и гос-ным управлением (рациональная бюрократия); с рациональной религией (протестантизмом); с рациональной деятельностью в сфере культуры (наука). ------------------------------------------------------------------------
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.082 с.) |