Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суть полит.лидерства. Роль лидера в функционировании полит.системы.

Поиск

Полит. лидерство-это символ общности и образец полит. поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.

Полит. лидер - человек, способный изменить ход событий и направленность п. процессов. Факторы, определяющие характер п. лидерства а)личностные черты (природные - интуиция, нравственные - отрицат. Л-во», профессиональные - дипломатичность, аналитические способности); б) инструменты осуществления власти (На что опирается лидер: партии, органы законодат. Власти, суды, бюрократический аппарат, сми); в) ситуация, с которой сталкивается лидер (спокойная, кризисная). Функции лидера. Аналитическая- всесторонний анализ причин сложившейся ситуации. Разработки программы действий- в выполнении этой функции большую роль играют личностные качества лидера. Мобилизация страны на выполнение принятой прог-раммы -многое зависит от умения лидера вступать в контакт с широкими массами. Новаторская- политлидер сознательно вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Коммуникативная- отражение всего спектра потребностей и интересов людей в программах, на практике. Организаторская- мобилизация народных масс на воплощение в жизнь политпрограмм.Координационная- направлена на координацию действий всех субъектов политпреобразований. Интегративная- направлена на поддержание целостности и стабильности общества. Задача поддержания консенсуса в обществе - ключевая функция политлидера.

39. Полит.кризисы и конфликты, их источники и виды. Полит. кризис - это переломный момент в развитии полит. процесса или сбой функционирования полит. системы, расстройство взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соц. слоями. Это резкое усиление недовольства широких соц. слоев полит.правящей группы. Любой полит. кризис, в случае его не урегулирования, может перерасти в полит. конфликт. Тем самым, обычно говорят о двух вариантах исхода политического кризиса: 1) урегулирование; 2) социальная катастрофа. Полит. конфликты -это столкновение, противоборство различных соц.-полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общества. Источники полит. конфликтов в широком плане подраздел. на внесоц., соц. и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники полит. напряженности, кот. базируются на опред. чертах агрессивности чел-ка, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения (нар. самосуды, голодных бунтов, террор. акции фанатиков). Источником полит. конфликтов явл. противоречия промежут. характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. Но значительно более широкий круг источников конфликта содержится в его соц. факторах и основаниях. Данные детерминанты крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригос. и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами. Еще одним важным соц. источником полит. конфликтов явл. расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и полит. идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о полит. явлениях. Еще одним соц. источником полит. конфликтов являются процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к соц., этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в соц. и полит. системе.

37.Функции и типы полит. лидерства. К осн. функциям полит. лидерства относятся: определение и формулирование интересов социальных групп, целей соц. и полит. деятельности, выявление спосо­бов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция); интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция); нахождение и принятие оптимальных полит. решений (управленческая функция); соц. арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция); коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от полит. руководства (коммуникативная функция); инициирование обновления, генерирование оптимизма и соц. энергии, мобилизация масс на реализацию полит. целей (мобилизационная функция); легитимация полит. строя (функция легитимации). Типология полит. лидерства. Типология лидерства по М. Веберу– в зависимости от идеальных типов господства: традиционное -осн. на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – осн. на убеждении в законности и рациональности сущ. порядка; харизматическое – осн. на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу– в зависимости от склонности лидеров к опред. модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на полит.процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое– воздействующее силой интеллекта, логики. 3. Типология лидерства по Р. Такеру–в зависимости от целей лидеров и от воздействия на об-во: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения об-ва в его имеющемся, сов. виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общест. устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общест. системе, к качественно новой ситуации. В зависимости от вида институциональности -формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство.По характеру деятельности лидера -универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации). По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах. По содержанию лидерство-творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы. В зависимости от субъектов- индивидуальное и групповое, в зависимости от объекта– общенациональное, партийное, территориальное и т. п. По отношению к власти- правящее и оппозиционное. В зависимости от срока действия -временное и постоянное.

38. Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит. Полит. элита - соц. группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от осн. массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующей в принятии и осуществлении решения, связанной с исполнением гос. власти или воздействием на нее. Ту часть правящего класса, кот. непосредственно включена в руководство обществом и можно именовать правящей полит. элитой. К полит. элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов класса, включая функционеров полит.организаций, интеллектуалов, вырабатыват. полит. идеологию, людей, принимающих полит. решения, выражающие совокупную волю класса. В отличии от полит. класса, элиты никогда не имеют массового характера, поскольку не обладают достаточной численностью, не включает в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо полит. деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга. Элита в политике – это реальное полит. влияние, возможность воздействовать на все без исключения функции и полит. действительность данного общества. Концепции элит. 1. Макеавелистская школа. Элита – явл-ие естеств. и вечное. Любому общ-ву присуща элитарность. В основе лежит факт естествен различий людей: физич, умств, моральных. Массы признают право элиты на власть (легитимность). Элиты сменяют др друга в ходе борьбы, т.к добров власть никто не уступает.2.(В 20в.) Теория элитной демократии: всякая элита – это группа, избран народом по закону, как самая способная и професс-но пригодная для полит деят-сти. 3. концепция плюрализма- элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказ решающ воздействия на все области жизни одноврем. Власть распред м/д разл группами элит, оказ влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Возможен контроль со стороны масс. 4. концепция властвующих элит (Миллс): общ-во упр-ся исключит-но одной властв элитой. Возм-сти демократ институтов (выборы, референдумы) незначительны. 5. леворадикальная конц (Сен Симон) – полит элита не нужна, т.к всякая власть развращ чел, абсолют власть развращ абсолютно. Вместо элит д б орган, избир-ый из простых граждан, представит всех слоев на корот срок, чтобы как м больше число граждан приняло участ в упр. Функции политической элиты Стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев. Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит. программах интересов и потребностей различных соц. слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская – осущ. на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь. Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и эконом. систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Типология политической элиты по вертикали:высшая – приним. значимые для всего гос-тва решения; средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений; низшая – полит. деятели местного масштаба.Типология полит. элиты по горизонтали: федеральная - на уровне всего гос-ва; провинциальная – на уровне округов, областей. По своей структуре властная элита может быть подразделена: на гос.-управленческую; партийно-полит.;общественно-полит; корпоративно-администрат. и олигархическую; военно-полит.; научно-консультационную; контрэлиту и др.

40. Разрешение конфликтов и управление ими. Компромисс и консенсус в полит.процессе. Для обозначения путей выхода из конфликта использ понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Урегулирование конфликта - такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. К основным способам предотвращения, разрешения и урегулирования конфликта относятся: 1. «Избегание» конфликта, а) игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; б) уход (добровольный или в силу обстоятельств) с полит. арены того или иного нац. лидера; в) эмиграция представителей отдельных этнических, например, групп. 2. «Откладывание» конфликта. Это уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта. 3. Переговоры Их успех зависит от предварительной проработки проблемы и умения посредника создать из участников переговоров единый коллектив, способный к совместной работе. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. 4. Третейское разбирательство. Это добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение кот. обязательно для конфликтующих сторон. 5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредничество (в роли посредника могут быть политическое лицо, организация, страна). 6. Приспособление, т.е. действие, направленное на самостоятельную выработку решений одной из сторон, но удовлетворяющее обе стороны. Компромисс опред. как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью наз. сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по опред. вопросам и соответствуют какой-то части полит. интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки о полит. коалиции. Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня полит.культуры.

41.Теория полит.модернизации. Её типы. Переходные общества в процессе полит. модернизации. Теория полит. модернизации-это возрастание способности полит. системы адаптироваться к новым образцам соц. целей и создавать новые виды институтов. Объективные (соц-экономич положение) и субъективные факторы(потенциальная способность к изменениям). Полит модернизация идет вместе с модернизацией всех сфер жизни. Цели: 1. Создание новых институтов для решения постоянно возникающих проблем. 2. Изменение полит. ориентаций элиты и лидеров. 3. Формирование рациональной бюрократии. Осн. направления модернизации: 1. Индустриализация и информатизация общества. 2. Формирование экологического общества, внедрение энергосберегающих технологий. 3. Демократизация общества, народ больше участвует во власти. 4. Повышение благосостояния в социальной сфере. 5. Доступность и эффективность образования. 6. Расширение сферы свободы человека. Два типа модернизации:оригинальная (США и Зап Европа) – естественное длительное внутреннее развитие. Вторичная модернизация – отставшие страны, ускоренные темпы (Южная Америка, СНГ).

42. Роли СМИ и массовой коммуникации в совр.полит процессе. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью спец. технич. инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации полит процесса. Их отличительные черты: 1. публичность, т. е. неогранич. и надперсональный круг потребителей; 2. наличие спец. тех. приборов аппаратуры; 3. непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4. Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; 5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Полит. функции СМИ:1. информационная;2.образовательная;3.социализационная;4. функция критики и контроля;5. артикуляция различных общест. интересов, конституирования и интеграции полит. субъектов;6. мобилизационная; 7. инновационная (инициирование полит. изменений и постановка полит. проблем); 8. оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций);9. формирование общественности и общ. мнения.

43. Понятие полит. сознания, его структура, типы. Полит. сознание — это сов-сть представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выраж. отношение людей к осущ. и желаемой политике, опред. способность человека к участию в управлении делами общества и государства. Полит сознание-одна из основных форм общест.сознания, она возникает вместе с появлением государственности, полит. власти. Это наиболее общая категория, характериз. субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Полит. сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие полит. процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общест. объединений. Поэтому от полит. сознания напрямую зависит содержание и характер полит. процесса, цели и средства режима правления. Сущность полит. сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения полит. реальности с учетом интересов людей. Функции полит. сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно полит. участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к полит. жизни, к конкретным полит. событиям); 3) интегрирующая (содействует объединению соц. групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить полит. информацию, анализировать окруж. полит. действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития полит. процесса, позволяет получить информацию о буд. полит. отношениях); 6) мобилизующая (побуждает людей к ориентирован. поведению, к участию в общ.-полит. жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения). По глубине отражения действительности выделяют след. уровни полит. сознания: идеолог. (формируется опред. соц. группами на основе целенаправленного исследования полит. процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психолог. (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость,поверхностность,несистематизированность, эмоциональность и т.д.).В зависимости от субъектов полит. сознание может быть: массовым (выражает общ. мнение, настроение и действие масс); групповым (обобщает установки и мотивы полит. поведения конкретных классов, слоев, элит); индивид.(содержит систему информац., мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

44. Понятие полит. идеологии, её особенности, уровни и функции. Полит. идеология-систематизированная совокупность полит. идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, кот. служат обоснованию и оправданию полит. действий по завоеванию и удержанию власти. Осн. содержанием полит. идеологии явл. Полит. власть, её трактовка, отношение к различным полит. институтам, представления о наилучшем гос. устройстве, методах и средствах соц.преобразований. Полит. идеология формирует общест. идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Содержанием полит. идеологии явл. область ценностных суждений, имеющих силу веры. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирования их поведения путём воздействия на сознание. Полит. идеология на практике реализуется в виде опред. содержания полит. теорий, доктрин и полит. программ. Уровни функционирования полит. идеологии: 1 теоретико-концептуальный (полит. философия) 2 – программно –полит. (здесь принципы и идеи преобразуются в полит.программу, лозунги, требования властвующей элиты) 3 актуализированный (опред. степень эффективности идеологии). Функции идеологии: 1.познавательно – воспитательная 2.нормативно – ценностная 3.интегрирующая 4.мобилизационная. Функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым полит. сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по кот. люди должны ориентироваться в полит. пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой полит. линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, гос-ва. Идеология должна стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других полит. ассоциаций.

47. Осн. идеолог. течения современности. Либерализм и неолиберализм. Полит. ид-гии различ. по 2 основаниям: 1.соц.-полит. парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества; 2. отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если по первому основанию полит идеологии можно разделить на “правые”, центристские и “левые” (просоциалистические), то отношение к соц. изменениям противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революц. преобразования, и консерваторов, стремящихся к сохранению установившегося полит. порядка. Между ними располагаются силы с умеренными полит ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ. Полит. ид-гии, возник. в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса и предлагали различные модели обществ и способов их реализации. “Правые” идеологии связывают идею прогресса с обществом, осн. на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако “правые” политико-соц. воззрения неоднородны. Они включ. в себя целый спектр полит. ид-гий – от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических. “Левый” полит. спектр представляют ид-гии, кот. видят соц. прогресс в постоянном преобразовании об-ва в направлении достижения равенства, соц. справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости “левые” представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования об-ва, предполагают достижение равенства и справедливости благодаря планово организованной экономике, приоритету общест. собственности, осуществлению принципа оплаты по труду. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революц. средств соц. изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а, как равенство стартов, т.е. создание примерно равных соц. возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В отличие от коммунистов социалисты отдают приоритет частной собственности в создании эффективной экономики и зрелого гражд. об-ва. Либерализм оформ. в Новое Время в борьбе против феод. порядков

45.Конституция РБ-правовая основа полит. системы бел.общества и идеологии бел.гос-ва. Конституция РБ – это осн. закон гос-ва, кот. закрепляет гос. власть. В соответствии с конституцией полит. основой РБ является унитарное, демократическое, социальное и правовое государства.1)политические партии и идеологический плюрализм. 2)выборность высших органов гос. власти.3)принцип разделения властей на законодател, исполнител., судебную.4)единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ. Народ осущ. свою полит. власть как через непосредственных представителей выборных органов гос. власти, путем проведения референдумов, декретов и законов. Принципы нар.суверенитета и народовластия: 1)единственный источник гос. власти и носитель суверенитета является народ. Народ осущ. свою власть как непосредственно (референдумы, реализуется гос. инициатива, обсуждение проектов и законов), так и через представителей других органов гос. власти (парламент, президент) 2)никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству 3)каждому гарантирована свобода мнений, убеждений и их свободное выражение 4)средства массовой информации демополизированы, явл. только собственностью гос-тва 5)свобода собраний, митингов, уличных шествий, пикетов. Они гарантированы гос-вом и определены законом 6)каждый имеет право на свободу объединений 7)гражданин РБ имеет право избирать и быть избранным в гос. органы власти на основе всеобщего равенства, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Выборы явл. свободными: избиратель лично решает учавствовать ему в выборах и за кого голосовать. Личные права и свободы дарованы человеку природой: 1)право на жизнь, свободу, физ. целостность и неприкосновенность, свободу мысли и совести, тайну частной жизни и коммуникаций 2)неприкосновенность жилища и свободу передвижения. Полит. права и свободы: 1)свобода слова и печати 2)свобода собраний, митингов и демонстраций 3)свободу объединений 4)право на участие в решении гос. дел 5)право избирать и быть избранным в гос. органы 6)право на петиции 7)право и обязанность защиты страны. Соц.-эконом. права и свободы, культурно-творческие и эколог. права и свободы:1)право на труд 2)право на охрану здоровья

3)право на частную собственность и ее наследование 4)право на социальное обеспечение 5)право на образование 6)право и обязанности платить налоги.

Унаследовал прогрессивные идеи античности и сформировался в конце 17 – начале 18 века на базе Джона Локка, Адами Смита, Гоббса. Осн. идеи – признание самоценностей личности, уважение ее прав и свобод, равенство граждан перед законом, их ответственность перед об-вом и гос-вом, народовластие и полный плюрализм, конституционализм и разделение властей, свобода предпринимательства и конкуренции в эконом. сфере, ограничение регулятивного влияния гос-ва на общест. жизнь. В 20 веке приобретает черты совр. мира-Неолиберализм. Осн. его сущность – гл. условие самореализации индивида – это зрелое гражд. об-во. Гос-тво вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать эконом. стабильность и соц. справедливость, а точнее гарантировать каждому члену об-ва прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант. Неолиберализм не отрицает полностью гос. регулирование экономики, а рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как осн. средство обеспечения прогресса и достижения соц. справедливости, возможных прежде всего на основе эконом. роста Гл. отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принцип. значения, а консерваторы считают их важными. Для либералов свобод. рынок нужен для реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем.Либералы интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

46.Концепции и типология полит.культуры. Её осн.элементы и функции. Особенности полит.культуры РБ. Термин «полит. культура» впервые был употреблен нем. философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория полит. науки он введен амер. ученым Г. Алмондом. Полит. ку-ра предстает как единство соц.-полит. знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и образцов их полит. поведения. В структуре полит. ку-ры можно выделить след. элементы: когнитивный (познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психолог. и установочно-поведенческий. Когнитивный элемент полит. ку-ры сост. доминирующие в об-ве или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах полит. жизни об-ва. Нормативно-оценочный элемент полит. ку-ры образ. характерные для данного об-ва полит. ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально-психолог. компонент – это чувства и переживания, кот. испытывает человек, участвуя в полит. жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоц. подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д. Установочно-поведенческий компонент полит. ку-ры сост. Полит. установки и стереотипы поведения, кот. способствуют переводу полит. представлений, ценностей и эмоц. состояний в плоскость их практической реализации. Полит. ку-ра выполняет функции: Интеграционная проявляется в том, что посредством общих для всех субъектов политики стереотипов мышления и образцов полит. поведения обеспечивается интеграция различных соц. групп, слоев и общностей в единое целое, поддерживается устойчивость об-ва и его динамичное развитие. Коммуникативная выражается в том, что посредством сост. ее полит. языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия полит. явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов полит. отношений. Регулятивная состоит в том, что благодаря устойч. формам полит. мышления и общепринятым нормам полит. поведения обеспечивается опред. порядок в действиях различных субъектов полит. отношений. Шир. известность получила типология полит. ку-ры, кот. предложили амер. политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) полит. ку-ры. Патриархальная,или приходская, полит. ку-ра присуща соц. общностям, полит. интересы кот. не выходят за рамки своей общины или района. Ее отлич. чертой явл. полное отсутствие у членов сообщества интереса к центр. властям и полит. институтам. Подданническая полит. ку-ра отлич. сильной ориентацией соц субъектов на полит. систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической полит. культуры осознают существование специализированных полит институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в полит дея-сти. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, полит ку-ра характеризуется сильной ориентацией на существующую полит систему и на активное участие в полит жизни общества. К власти носители такой ку-ры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа полит. ку-ры его принято называть также ку-рой участия. Особенности полит. ку-ры в РБ: 1) патернализации белоруской полит ку-ры – характеризуется устойчивыми убеждениями граждан в отеческой опеке гос-ва над подданными 2) полит лояльность и подданническое отношение большинства граждан к власти, при этом граждане доверяют неконтролируемым законам, институтам, и конкретной полит личности (президент) 3) неразвитость гражд. об-ва и сильные проявления правового нигилизма 4) недостаточный для функционирования демократии уровень полит. опыта, полит. знаний и навыков у большинства граждан 5) отсутствие шир. класса полит.элиты.

48. Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм представляет собой комплекс идей, концепций, соц-философских и идеологич. ориентаций, установок, ценностей относительно общества, гос.-полит. системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины. Тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к фр. мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах). Как тип общественно-полит. мысли и идейно-полит. течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и соц. групп, положению кот. угрожают объективные тенденции общественно-истор. и соц.-эконом. развития, тех привилегированных слоев, кот. испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократич. сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, кот. испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной соц. философии, как правило претендующей на внеклассовость. Неоконсреватизм.

Во вт. пол. ХХ в. соц.-эконом. и полит. изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность полит. системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства гос. средств, негативных явлений в соц. жизни. Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из противников научно-технич. прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества. Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.

49. Полит.концепция современной социал-демократии. Социал-демократия - влиятельная полит. сила, представленная на всех континентах, активно участвующая в деятельности органов власти на разных уровнях, видящая задачу построения об-ва в духе социал-демократических основных ценностей - свободы, справедливости, солидарности. Как идейно-полит. течение социал-дем-тия возникла на опред. стадии развития буржуазного об-ва в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Для функционирования социал-демократии нужны опред. полит. условия: высокая степень устойчивых демократических институтов власти, полит. плюрализм, закрепленный соответствующими законодательными актами, правовое государство и т.д. Социал-демократ. партии имеют ряд объединяющих их признаков: 1.Их идейна общность - выдвижение концепции демократ. социализма, трактуемой не только как идеал, но и как процесс деятельности, не ограниченный каким-то опред. отрезком времени социально-политич. и экономич. преобразований; 2.Прочные, устойчивые связи с профсоюзным движением, с различными категориями работополучателей как физического, так и умственного труда; 3.Приверженность принципу полит. консенсуса при решении различных проблем, свойственных тому или иному государству; 4.Идея признания приоритета соц. цели над экономической присуща всем разновидностям социал-демократической мысли и практики. Социал-демократы отстаивают экологически сбалансированное развитие; рост, учитывающий комплексное решение экологических и социальных задач; обеспечение качества жизни, производства и труда. Социал-демократии за свою более чем столетнюю деятельность подтверждает, что она постоянно связана с поисками ответов на вызовы социальной и политической действительности, складывающейся в различных странах и на мировой арене в целом. Социал-демократия старается отвечать этим вызовам современными способами, не утрачивая тем самым общественной актуальности.

50.Гос.управление как категория полит.науки. Функции гос.управление. Критерии эффективности гос.управления. Государственное управление — это сознательное и целе­направленное воздействие, осущ. спец. уполномоченными органами гос. и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом. Функции гос. упр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.014 с.)