Политика как общественное явление. Функции п-ки. Взаимосвязь п-ки с другими сферами общественной жизни. П-ка ка соц. Явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление. Функции п-ки. Взаимосвязь п-ки с другими сферами общественной жизни. П-ка ка соц. Явление



Методы и функции политологии. Взаимосвязь с другими общественными науками. Методы политологии (приемы и способы изучения политики): Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации. Сравнительный метод. Его суть: путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов. Бихевиоральный (поведенческий) метод. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д. Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе. Политология выполняет ряд функций: Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

Политика как общественное явление. Функции п-ки. Взаимосвязь п-ки с другими сферами общественной жизни. П-ка ка соц. явление

П-ка всегда связана с идеологией, государством. Основные признаки п-ки: 1. П-ка всегда отражает интересы большинства соц. групп, реализация этих интересов. (нация, народности, классы, конфессии) 2. П-ка связана с решением проблем существования и функционирования государства. П-ка - участие в делах государства. 3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. П-ка - искусство управления людьми (творчество, импровизация, полит. предвидение, воображение и т.д.). Классификация п-ки: 1. По направлению: а) внешняя (с другими государствами, между организациями); б) внутренняя (деятельность государства и др. полит. субъектов, решение проблем внутри страны, сохранение или реформирование существующего соц.-полит. строя). 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам полит. деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) нац. премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д. Функции: Прогностическая -Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий полит. деятельности правящей элиты. Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей.Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экон., соц. и других задач, которые стоят перед обществом. Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». Воспитательная нацелена на активное включение человека в полит. жизнь, на его социализацию. Участие в п-ке способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности.

Инновационная нацелена на творческое осмысление полит. действительности, способов и методов ее изменения. Это означает, что политика, опираясь на лучшие достижения прошлого, должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни. Взаимосвязь политики с другими сферами, явлениями общественной жизни. 2 вида взаимосвязи: 1. Причинно-следственные связи: детерминированность одних процессов другими. 2. Связи функциональные: разные сферы общественной жизни рассматриваются как равноправные. 3. Политика в свою очередь влияет на экономику: только захватив полит. власть клас может может осуществлять свои эк. интересы. П-ка предает экономике законное, правовое оформление. П-ка определяет пути и методы решения эк. проблем. П-ка может определять темпы развития отдельных сфер экономики.

 

4.Мораль и политика. Нравственные основы политических отношений. Мораль и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. И мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нём существенно различаются. В отличие от др.организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но пр.всего - в отражении, в признаках и свойствах др.общественных явлений. Вместе с тем, она всеприсутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.Политика и мораль:

Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница: Политика – конфликтна, в морали конфликт – частный случай. Источник политики – насущная потребность людей, а мораль – общечеловеческие ценности. Требования П носят форму законов конкретных, в морали – абстрактно-нормативных. Мораль – индивидуальна, П носит групповой характер.Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. Политика ситуативная (меняется), мораль – универсальна.

5.Политическая мысль Древнего мира. Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''. Прослеживая полит. эволюцию человека, П. обращает внимание на то, что полит. изменения– это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: Философы, воины, трудящиеся. Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка. В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность. Общей целью государства Платон провозглашал заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки. Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''. Он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, А. различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления А. считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией.

6..Политические концепции Средневековья и эпохи Возрождения. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения.Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353--430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225--1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям. Эпоха Возрождения. Представители: Николла Маккеовелли, Томас Морр, Томаза Компанелла. 1. Освобождение политю науки от теологии. 2. Развитие гуманистических начал. 3. Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства. В центре стоит человек в социально-полт. проблемах. Социально-полит. порядок, как результат деятельности самого человека. Николла Маккеовелли: политика, как сфера исследования, полит. процессы уподобил к естественным процессам, связь политики и экономики, в основе полит. поведения лежит не мораль, а выгода и сила, церковь как политический институт, ее служебная роль по отношению к государства. Томас Морр, Томаза Компанелла: говорят о наилучшем государственном устройстве, главный принцип - принцип справедливости.

До поглощения его в конце XVIII века Российской империей, была европейской страной с сложившейся европейской культурой. Поэтому общественно-политическая мысль на протяжении всей истории страны и ее народа отражала главные направления и суть идейных и политических тенденций, рождаемых эпохами европейской цивилизации. В то же время, белорусские мыслители по-своему подходили к пониманию и решению нравственных и политических проблем по совершенствованию общества и государства.общественная мысль Беларуси работала на укрепление христианской церкви, на пропаганду религиозных ценностей, развитие культуры и просвещение народа. Этим занимались: Ефросинья Полоцкая (1104–1167 гг.), Кирилла Туровский (1140–1182 гг.), Клим Смолятич и др. Эпоха Возрождения существенно изменяет положение. Это — время

оформления и централизации государственной власти в ВКЛ, начала и расширения книгопечатания, грамотности, культуры, появления законодательных актов и светской литературы. Они дали мощный толчок появлению неординарных мыслителей, высказавших интересные социально-политические идеи и взгляды. Среди них — Франциск Скорина— крупнейший гуманист Эпохи Возрождения и первопечатник на Беларуси. В своих предисловиях и комментариях, в переведенных на белорусский язык религиозных книгах (Библия, Апостол и др.) Скорина сформулировал свои гуманистические взгляды. Он доказывал, что человек — высшая ценность, и тем самым объявил право человека на земные радости, призывая к активной деятельности на пользу народа и государства. Закон, по его мнению, — основа общества. Он должен базироваться на морали, которая включает человеколюбие, справедливость, отрицание деспотизма. Полит. взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе правового сознания, а в государстве — правосудия, справедливости. По мнению Скорины, правитель должен осуществлять власть в государстве в строгом соответствии с законами. Он одним из первых заговорил о патриотизме, как естественно необходимом качестве каждого гражданина.

Крупным мыслителем был Сымон Будный— книгоиздатель, историк, философ, переводчик, крупнейший представитель философской и общественно-политической мысли Беларуси 2-й половины XVI века. Его идеи и взгляды были хорошо известны в Польше и странах Западной Европы. Будный издал «Катехизис», в котором считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии.

Он впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые. Поддерживал войны справедливые, в оборону своего Отечества. Он являлся одним из известных и активных деятелей Реформации на Беларуси, сторонником протестантизма. Велика роль в становлении политической мысли Льва Сапеги Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-й Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления белорусского языка как государственного, запрещения смертной казни без суда, узаконения семейных правил, новых

норм и правил по охране природы. Но, главное — Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности. Особое место занимает Казимир Лыщинский -ученый-атеист, брестский судья, один из борцов против засилия поляков и католической церкви на Беларуси. Его политический идеал — сильное государство во главе с просвещенным монархом. В своем трактате «О несуществовании Бога» белорусский мыслитель признавал единой реальностью природу и отрицал существование Бога. За свой еретизм и атеизм Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве. Интересные мысли оставил Симеон Полоцкий- белорусско-российский общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист — первый российский интеллигент. В Москве организовал типографию, где напечатал несколько своих книг — «Букварь», «Часословец» и др. Собор 1690 г. осудил и запретил его сочинения как еретические, предал их огню. С. Полоцкий резко осуждал монархов-тиранов. По его мнению, во главе государства должен стоять «просвещенный монарх», который в своей деятельности руководствуется разумом и справедливостью. Как сторонник просвещения, утверждал, что все зло в обществе от необразованности и невежества. Полоцкий был инициатором создания в России первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии (1687 г.), которую впоследствии окончил М.В. Ломоносов. Яркой страницей в истории развития белорусской политической мысли Нового времени явились размышления, идеи и деятельность Кастуся Калиновского - белорусского революционера-демократа, мыслителя, руководителя восстания 1863–1864 г. в Беларуси и Литве. Характерная черта его мировоззрения — ненависть и осуждение самодержавно-крепостнического режима власти, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Резко критиковал реформу 1861 г. об отмене крепостного права как очередной обман со стороны самодержавия и помещиков. В Вильне издавал газету на белорусском языке «Мужыцкая праўда», где пропагандировал свои революционно-демократические идеи и взгляды, требовал предоставления реальной свободы, образования и народного самоуправления. Публицистика К. Калиновского — яркая страница белорусской революционно-демократической печати и литературы 19вв. Но, главное — К. Калиновский выдвинул и пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы бел. народа, его права на создание своей государственности и развитие

национальной культуры. Для реализации своих идей К. Калиновский создал в Гродно нелегальную революционно-демократическую организацию разночинной интеллигенции, а в 1862 г. возглавил комитет по подготовке восстания, созданный в Вильне, революционно-демократическое крыло. Революционные демократы во главе с Калиновским требовали ликвидации самодержавия, помещичьего землевладения, наделения крестьян землей, установления народно-демократического строя. Царизм жестоко подавил восстание. К. Калиновский 22 марта 1864 г. в числе 128 других был повешен, 12 тыс активных участников восстания высланы в Сибирь. Но мысли и борьба К. Калиновского не угасли. Они волновали бело-

Русскую общественность весь ХІХ в. и были реализованы в ХХ веке, когда была провозглашена БНР, образована БССР, а затем и современная Республика Беларусь — реальное и суверенное государство белорусского народа.

9.История полит.мысли в России. История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти. В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»). Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей. Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары. Критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции. Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную. Конституц. проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в Р., необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др. В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы). Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём. Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти. В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Зап. Европы, они утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество». «Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.

10.Основные направления западной политологии. Совр. Зап. пол-гия характеризуется огромным числом учений, каковые при ближайшем рассмотрении оказываются набором одних и тех же идей, излагаемых крайне общо и поверхностно. Везде мы находим:1. сочетание демократии с либерализмом (апологетику «либеральной демократии) и осуждение тоталитаризма с авторитаризмом; 2.славословия в адрес правового гос-ва, осн. на верховенстве закона (права), и гражд. общества как сферы индивидуальной самореализации, свободной от гос. вмешательства; 3. многочисленные элементы иррационализма, в частности рассуждения о неспособности разума хоть что-то познать исчерпывающим образом, о неких таинственных и неисповедимых факторах, влияющих на политику, о непредсказуемости будущего, о недопустимости вмешательства в естественный ход событий и т.п.; 4. узкий прагматизм (сведение науки к набору практических рекомендаций для повседневного применения); 5. компромисс и консенсус в качестве наиболее эффективных механизмов политического урегулирования конфликтов; 6. придание определяющего значения идеологии, а также всем формам публичной пропаганды (пиар, СМИ, Интернет и т.п.); 7. проповедь пол. плюрализма (специально наращиваемого многообразия мнений и подходов); 8. подчеркивание стабилизирующего значения «среднего класса», удерживающего от крайних проявлений и богатых, и бедных; Основные политолог. школы можно перечислять по-разному. Наиболее распространенным является деление на школы по национально-территориальному признаку.Среди самых влиятельных политологических школ называют: американскую школу, занятую преимущественно прикладными исследованиями;

французскую и итальянскую школы, склонные к теоретическим обобщениям; английскую школу, совмещающую теорию с практикой. Наиболее простыми являются деления школ на:

1) школы консенсусного подхода (для них политика - по преимуществу сотрудничество) и школы конфронтационного подхода (для них политика по преимуществу противостояние, борьба, конфликты); 2) пол-гию идеалов (школы, склонные к выработке и насаждению политических идеалов) пол-гию интересов (школы, обслуживающие действующих политиков, рассматривающие политику как искусство возможного, предпочитающие практическую результативность).

По сути политол. доктрин из всего многообразия школ чаще всего выделяют следующие:

1) Либеральная школа, стремящаяся минимизировать полит. деятельность, сведя ее к защите неотъемлемых прав и свобод личности. 2) Идеалистическая школа, рассматривающая пол-ку как средство достижения высшего блага. 3) Институциональная школа, акцентирующая внимание на полит. структурах (институциях) и механизмах их взаимодействия. 4) Эконом. школа, считающая пол-ку продуктом эконом. развития и (или) средством защиты эконом. интересов.5) Биолог. школы, в том числе:

психоаналитическая, усматривающая в политике главнейшее воплощение человеческого «Сверх-Я», призванного обуздать подсознание (либидо, Оно); антропологическая, выводящая полит. явления из чел. качеств (соц. и биолог. феноменов); бихевиоралистская школа, рассматривающая политику как сумму чел. поступков – ответных реакций на внешние раздражения (воздействия). 6) Функциональная (прагматическая) школа, сводящая политику к набору средств и методов достижения практич. результатов. 7) Системная (эклектическая) школа, разнообразно объединяющая подходы иных школ и описывающая политику как сложную, неповторимую смесь различных компонентов.

11.Многовариантность концепций власти. Сущность полит.власти, её атрибуты и структура. Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на поведение и и деятельность людей с помощью определенных методов (авторитета, права, насилия и т.д.). Основные характеристики власти: Власть - это волевое отношение. Наличие некой организации. Возможность принуждения в отношении общества и личности. Монополия на регламентацию жизни общества. Концепции власти: 1. Бихевиористкая концепция (поведение, особый тип поведения субъекта). 2. Темологическая (учение о цели) - власть, как возможность достижения определенных целий. 3. Инструменталистский - власть, как возможность использования определенных средств, определенных инструментов, методов. 4. Структуралистская концепция - власть, как отношение в определенной структуре между управляющими и управляемыми и т.д. 5. Психологическая - власть, как совокупность специфических черт характера человека. 6. Теологическая - религиозная. Источники власти: 1. Сила (физическая). 2. Богатство. 3. Организация. 4. Знание и информация. Власть низшего качества - сила. Власть среднего качества - богатства. Власть высшего качества - знание. Общественный характер власти - функционирование определенного аппарата. Субъект и носитель власти в общественном мнении отождествляется. Носитель власти - это тот, кто непосредственно ее осуществляет (президент, депутат, министр, король, царь и т.д.). Субъект власти - тот, в чьих интересах власть действует (индивид, соц. общности, группа, клас, нация, народность, партия, коллектив). Субъект власти - госуд. аппарат, правящая элита, лобби. Средства осуществления власти: 1. Право. 2. Авторитет. 3. Убеждения. 4. Традиции. 5. Принуждение. В качествае атрибутов полит.власти выступают: экстенсивность-число объектов, широта воздействия власти; обширность-число сфер, в кот. осущ. власть; интенсивность- мера воздействия власти на её объект. Структурно власть подразделяется: по ветвям власти на: законодательную - исполнительную - судебную;по уровням гос. иерархии на: вышестоящую – нижестоящую, в том числе на общегосударственную - местную (муниципальную); по направлениям деятельности самыми разными способами (к примеру: на внешнеполитическую - внутриполитическую, экономическую - социальную - правоохранительную и т.д.); по суверенности: независимую (не обязанную, как судьи, выполнять чьи-то приказы при осуществлении своих полномочий) и подведомственную (обязанную выполнять приказы вышестоящего или главнейшего в данном случае начальства).

16.Полит.режим как функциональный аспект полит.системы. Сравнит. анализ полит.режимов. Полит. режим– образ правления, общая характеристика системы правления. К понятию «режим» политологи всегда добавляют словосочетание, кот. подчеркивает характерную особенность вида правления. Например: «коммунистический режим», «террористический режим», «мягкий режим» и т.п. В качестве осн. критерия классификации полит. режимов в сов. политологии используют «уровень полит. свобод» (соотношение «позволительного - позволяемого - непозволенного»). При этом оценивается полит. система в целом, а особое внимание обращается на жесткость властвования и объем предоставляемых гражданам прав и свобод. При этом полит. режимы делят на 1) либеральные, 2) ограниченно либеральные и 3) нелиберальные. 1-ый вид режимов многие политологи называют «демократическим», вторые – «авторитарными», третьи – «тоталитарными».

12.Функции полит.власти. Ресурсы и способы реализации власти. Функции власти: обеспечивать единство гос-ва, а также всевозможные реорганизации-трансформации этого единства; самоорганизовываться; устанавливать нормы права; решать конкретные вопросы, стоящие перед гос-вом и соответствующим обществом, в том числе разрешать проблемы и улаживать конфликты;

контролировать исполнение установленных норм права и конкретных решений, а так же держать под контролем всё имеющее обще-гос. значение (экологию, экономику, общественный порядок, безопасность и т.п.); взаимодействовать с другими гос-вами и междун. организациями; накапливать и передавать следующим поколениям полит. опыт и прочие достижения (к примеру, формы и методы управления, полит. институты и связи). Ресурсы - то, чем располагает власть (субъект власти) для осуществления своих полномочий. Сюда включают матер-эконом., правовые, культ-информац. и организационные ресурсы (органы и оргметоды). Ресурсы так же делят на средства поощрения (духовного и материального), средства убеждения (включая образование, культпросвет, агитацию, пропаганду, пиар) и средства принуждения (включая систему исполнения наказаний). Властные методы: убеждение и использование авторитета; поощрение; заигрывание, в том числе апелляция к общности интересов («Я свой!» «Мы вместе!», «Мы одно и то же!»); принуждение (силовое или психологическое).

Легитимность и легальность полит.власти. Типы легитимного господства. Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия.

Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), а Легитимность -- это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,-- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.Типы легитимности политической власти: рациональный-власть узаконена установленными демократ. путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; идеологический-власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеолог. ценностей, которые ею провозглашены; традиционный -власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

Харизматический (персональный) -- власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

14.Полит.система как соц.явление, её структура. Осн.направления развития полит.системы РБ. Полит. система общества - это сложное отношение принципов, которые складываются в обществе для осуществления полит. власти. Понятие полит. система вошло в полит. лексикон в середине 20в. Общепризнанными основоположниками являются американские политологи Д. Истон и Альмонд. Альмонд считает, что полит.система – это различные нормы поведения гос. систем. Полит. система возникает в процессе деления общества на классы и появления гос-ва. В процессе своего развития она становится всё более сложной и разветвлённой. Само развитие протекает по объективным законам функционированного общества. Оно зависит от уровня экономического, социального развития общества. Экономические связи влияют двояко: 1. На распределение полит. власти. 2. Обуславливают полит. стабильность. Полит. система представляет собой необходимый механизм, по средствам которого осуществляется принятие реализационных полит. решений, полит. процесс в целом. Структура полит. системы: 1. Полит. организация. 2. Полит. отношения. 3. Полит. принципы и нормы. 4. Полит. сознание и культура. 5. Полит. организация включает, прежде всего, институты связанные с функционированием полит. власти: государство, полит. партии, общественно-полит. движения. Все более самостоятельным элементом полит. организации становятся трудовые коллективы, СМИ. Возрастает полит. роль церквей, а также религиозных групп давления. В демократическом обществе общественные организации автономны. В тоталитарном и авторитарном обществе полит. партии, общественные организации строго подчинены правящей элите. Поэтому их естественные функции деформированы. Полит. роль СМИ обусловлено, прежде всего, тем, что они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству полит. информации, их возможности связаны с тем, что они имеют широкий доступ. Полит. роль церкви обусловлена, прежде всего, массовостью его воздействия. Церковь используется для разрешения полит. конфликтов. 1. Полит. отношения представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления полит. власти. В зависимости от субъекта этих отношений они могут быть 3 типов: Отношения между классами, нациями, государствами. Отношения, одной из сторон которой являются полит. институты, функционирующие в данном обществе. Отношения, которые складываются между полит. организациями и учреждениями. Полит. отношения проявляются в качестве борьбы, союза, солидарности, изоляции и т.д.

Политическая система РБ. Процесс реформирования полит. системы БССР начинается с периода перестройки и 19 конференции КПСС. Наиболее быстро реформирование старых и создание новых политических институтов идет с 1994 года. Институциональное направление связано с появлением института президентства. Реформирование парламента, реформирование органов местного самоуправления, возникают политические партии, общественные объединения. Развитию нормативной подсистемы. Разработка идеологических ценностей белорусского государства, соответствующих общечеловеческим ценностям и менталитету белорусского народа. Развитие коммуникационной подсистемы, то есть совершенствование, взаимодействие внутри политической системы и системы с обществом.

По формационно-классовым (марксистским) критериям: первобытно-общинные - рабовладельческие - феодальные - капиталистические - социалистические; по динамичности (отношению к переменам): консервативные - реформистские - революционные, либо традиционалистские - трансформационные - модернистские; по связи с другими странами: автономные - взаимосвязанные - интегрированные; завершенные - незавершенные; централизованные (моноцентрические) - децентрализованные (полицентрические, плюралистические).

Форма государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.027 с.)