Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, функции,средства внешней политики гос-ва. Многовекторность внешней политики рб.

Поиск

Внешняя политика — неотъемлемое направление деятельности гос-ва. Ее сущность заключается в налаживании отношений с другими гос-вами, и она является логическим продолжением внутренней политики. Однако внешнюю политику нельзя определять только как продолжение внутренней, внешняя политика имеет собственные специфичные черты, которые отличают ее от внутренней: определение и реализация целей во внешней политике осущ. с учетом интересов других суверенных гос-тв — участников междунар. политики; внешняя политика обладает собственным обособленным организационно-институциональным обеспечением. Но при всей специфичности внешней политики нельзя забывать и про ее взаимосвязь с внутренней. Цели внешней политики любого гос-ва строго разграничены.Они обусловлены общественно-полит.устройством, формой проявления, традициями, идеологией, связями с другими гос-вами. Среди осн. целей внешней политики выделяют: обеспечение нац. безопасности гос-ва. Очевидно, что обеспечение безопасности гос-ва отвечает его жизненным потребностям. Без реализации этой цели внешней политики как таковой не может существовать; рост экономического, политического и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей внешней политики. Государство через свою внешнюю политику может приумножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т.д.); упрочение международных связей и позиций государства. Престиж гос-ва в междунар. политике возможен только при выполнении первых двух целей. Внешняя политика выполняет три осн. функции: охранную: она связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей, предотвращением возникновения угроз для гос-ва, его границ и т.д.; репрезентативно-информационную: выражается в представлении гос-ва на междунар. арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы; переговорно-организаторскую: состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам. Выделяют след. средства внешней политики: информационно-пропагандистские: выполняют важную роль и проявляются в различных формах пропаганды, информации, в культурной политике;

Политические: охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений; экономические: предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран; военные: охватывают армию, военный потенциал государства. Примером военного давления могут служить маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия. Приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Беларуси является укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Беларусь активно участвует в деятельности ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВОИС и других международных организаций в интересах международного сотрудничества и национального развития.

56. Геополитика. Теор.основы геополитики. Геополит.положение РБ. Геополитика— 1) одно из направлений внешней политики государства, исходящее из необходимости учета особенностей географического положения (пространственно- территориального места) страны или группы стран в мире и осуществляемое в регионально-континентальном и глобальном, планетарном масштабах; 2) использование идей географической школы в социологии и политологии для обоснования и оправдания агрессивной политики экспансии государств и народов путем ссылок на нехватку «жизненного пространства», «жизненных ресурсов» и т.д., как это имело место в фашистских Германии и Италии, милитаристской Японии в канун и в период второй мировой войны. РБ -внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств. По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2) и Румынией (237,5 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза3.При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе. Беларусь имеет относительно однородный, благоприятный для стабильного развития национальный состав. Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Здесь приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России. Она обеспечивает прямой доступ к границам восточноевропейских государств. Беларусь, как транспортный коридор, обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС)14. Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции. Республике Беларусь важно ориентироваться на активное участие в международных организациях, участие в экономических, социальных, гуманитарных международных проектах. И в этом направлении делаются определенные шаги — Республика Беларусь вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации, возобновила членство во Всемирной организации здравоохранения. На начало 2002 г. она является членом 12 специализированных учреждений ООН. В 1996 г. Беларусь вступила в Центрально-Европейскую инициативу, в 1995 г. присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1992 г. принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ). Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только со странами СНГ и Россией, но и с государствами Центральной и Западной Европы.

57. Современ. Международная политика и глобыльные: понятие, виды, пути решения глоб.проблем. Междунар. или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой наз. процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.Мировая политика как научное направление возникла во второй половине ХХ столетия, главным образом в рамках неолиберальной теоретической традиции. Её истоки уходят в исследования междунар. организаций, международных политико-экономических процессов, политологии (в первую очередь сравнительной), теоретических исследований международных отношений.Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы. В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п.) Рассматривает международные проблемы во взаимосвязи друг с другом и в едином общемировом контексте. Не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой. К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных междунар. действий для их решения. К наиболее актуальным проблемам относятся следующие: 1. Угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира; 2. Эконом. отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; 3. Угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); 4. Эколог. кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; 5. угроза перенаселения планеты, осложняющего соц.-эконом. прогресс в развивающихся странах; 6. негативные последствия научно-технического прогресса; 7. деморализация и криминализация общественной жизни. Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих групп:

1. общечел. проблемы (например, предотвращение гонки вооружений); 2. проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса); 3. проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний). По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны спасти общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды.

В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлевого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.

Прававое государство: сущность, онс.признаки. Развитие правового гос-ва и гражданского общества в РБ. Правовое гос-во – гос-во, деятельн. кот. подчин. установл. демократ. путем з-ну. Концепция правового гос-ва обосновывает правовое рав-во всех граждан, приоритет прав человека над з-нами гос-ва, невмешат-во гос-ва в дела гражд. общ-ва. Теория и практика правового гос-ва позволяют выделить его отличительные признаки: верховенство закона. З-ны правового гос-ва опир. на конституцию страны и облад. наивысшей обязат. силой по сравн. с остальными нормат. актами в гос-ве. З-н не м. быть изменен, отменен ни ведомственными актами, ни правовыми распоряжениями, ни решением партии.

Первенство закона над государством. Связанность правом самого человека. Гос-во, издавшее закон не вправе само же его нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов: отменить законы государственные органы могут осуществляя все законные процедуры. суверенитет народа Конституция – правовая регламентация гос-венного суверенитета, это значит именно народ явл. конечным источником власти; гос-венный суверенитет носит представительский характер; это проявляется в представлении права народу на участие в выборах в органы представительской власти, а в президентской республике – главы гос-ва, в решении важных вопросов с помощью референдума. взаимная ответственность гос-ва и личности. Не только граждане несут ответств-ть за выполн. обязанностей перед гос-ом, но и оно само и его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами; личность соглашается на определ. изменен. и обязуются подчиняться общим устоям гос-ва, а гос-во несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности.разделение властей Власть не д. быть сосредоточена в руках одного органа, чтобы избежать деспотизма. Сущ. ветви: исполнительная, законодательная, судебная.

Незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства. Первооснова правового гос-ва – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны гос-ва. Правовое гос-во исходит из того, что права и свободы чел-ка принадл. ему с рождения, предоставляются всем и каждому в равной мере; осуществл. прав и свобод чел-ка не д. нарушать прав и свобод др. лиц; перечень прав и свобод чел-ка и гражданина соотв. междунар. стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации Прав Человека (48г.) в пакте об экономич., соц. и культ. правах, в пакте о гражданских и политических правах.наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюд. прав и свобод граждан. Созд. развитой и действенной системы судебных органов, арбитража, народного и государственного контроля.

приоритет междунар. права над национальным. При расхождении между з-нами страны и междунар. док-том, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. док-том. Вопросами регулир-я междунар. правовых споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург). Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.008 с.)