Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тезисы теории политических элит.

Поиск

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее Суще­ствование обусловлено действием следующих факторов; а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинако­выми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; б) законом разделения труда, который требует профессионального за­нятия управленческим трудом, выступающим условием его эффективности; в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим регулированием; г) политической пассивностью широких масс населения, главные жиз­ненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Макиавеллистская школа (Г.Моска, В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Теория элитарной демократии (Р.Даль, С.Липсет). Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов. Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей. Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс. Леволиберальные концепции (Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны. Основоположниками современной теории элит можно назвать итальянских социологов Г. Моска и В. Парето. В.Парето выделял элиты: экономическую, политическую и духовную. Он был родоначальником функционалистской теории элиты. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Факт существования элиты практически никем, кроме марксистов, не опровергается. Хотя у различных школ социологов и политологов на этот счет имеются противоположные мнения. Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский).За определенное время формируется правящий слой, кровно заинтересованный в сохранении тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора.- порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.

 


23 типы политических элит.

Политическая элита - это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития. По объему властных функций можно различать: высшую (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.). и административную (высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах государственного управления) элиты. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, оппозиционную (т.е. контрэлиту); высшую, которая принимает значимые решения для всего государстваю среднюю, которая отражает общественное мнение; административную – это служащие-управленцы (бюрократия). Кроме того, существует еще и субэлита, куда входят руководители крупных корпораций, высшие армейские и милицейские чины, руководители партий и профсоюзов, руководители СМИ и т.д. В состав политической элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают огромное влияние на принятие политических решений. Они не могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, но в определенное время могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Таким образом, элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика – это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, выражающая интересы общества. Механизм формирования политической элиты: В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым поэтому преобладает в консервативных обществах. Вторая типична для демократических государств и соответственно ее обуславливает гораздо более широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой политической культуры, что является следствием развития политической системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности диапазон открытости может в большой мере отличаться. Функции политической элиты: На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.

 

 


24. Типы политических культур.

Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества или социальной группы укоренившихся образ­цов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Выделяются три основные модели политической культуры. Г.Алмонд и С.Верб Выделили следующие виды полит. культур провинциалистская (традиционная или патриархальная) - Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение., подданническая -Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы; партиципаторная или политическая культура участия (активистская) - Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы. В реальной жизни эти виды часто смешаны между собой. У.Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем образования и общего материального благосостояния. Тотали­тарная модель политической культуры характеризуется идеями одно­мерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, аль­тернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентаци­ей на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая культу­ра проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в ула­живании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими пара­метрами современной демократической политической культуры являют­ся плюрализм (от лат. "множественный") и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению). Фрагментарная модель по­литической культуры является переходной и совмещает черты тотали­тарной и демократической моделей политической культуры, В обществе наряду с политической культурой существуют поли­тические субкультуры - социальная, национальная, коллективная, лич­ностная и др. Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, до­минирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспе­чивающих обществу благоприятные возможности. Функции полит.культ. Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечении исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению. Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических норм определенные взаимоотношения между социальными общностями, гражданами и государством. Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность. Информационная, направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы. Прогностическая, заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.

25. Политическая культура и политический режим. (Проблема соответствия).

Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества или социальной группы укоренившихся образ­цов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Политическая культура обусловливается в основном двумя фактора­ми: политическими институтами и процессами и состоянием общей куль­туры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Поведение - это способ существования культуры. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитическим положением страны и в особенности экономическими факторами.. Г.Алмонд и С.Верб Выделили следующие виды полит. культур провинциалистская (традиционная или патриархальная) - Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение., подданническая -Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы; партиципаторная или политическая культура участия (активистская) - Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы. В реальной жизни эти виды часто смешаны между собой. Тотали­тарная модель политической культуры характеризуется идеями одно­мерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, аль­тернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентаци­ей на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая культу­ра проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в ула­живании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими пара­метрами современной демократической политической культуры являют­ся плюрализм (от лат. "множественный") и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению). Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, до­минирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспе­чивающих обществу благоприятные возможности. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую.


26. Политическая культура: определение и значение.

Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества или социальной группы укоренившихся образ­цов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения Политическая культура обусловливается в основном двумя фактора­ми: политическими институтами и процессами и состоянием общей куль­туры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Поведение - это способ существования культуры. Элементами полити­ческой культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отноше­ние субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, поли­тические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа. Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и меж­дународной политики» оценку политических лидеров, определение чело­веком своего места в политической жизни общества. Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитическим положением страны и в особенности экономическими факторами. Функции полит.культ. Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечении исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению. Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических норм определенные взаимоотношения между социальными общностями, гражданами и государством. Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность. Информационная, направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы. Прогностическая, заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий. Выделяются три основные модели политической культуры. Тотали­тарная модель, Демократическая (плюралистическая), Фрагментарная модель по­литической культуры является переходной и совмещает черты тотали­тарной и демократической моделей политической культуры. В обществе наряду с политической культурой существуют поли­тические субкультуры - социальная, национальная, коллективная, лич­ностная и др. Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, до­минирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспе­чивающих обществу благоприятные возможности.

27. Мотивы подчинения.

Важнейш соц прич подчинен 1 люд др яв нерав-е распр рес В. Под рес В. все те средства, исп-ние кот обеспеч влиян на объект В. в соответ с целями суб. Рес вл-это либ важн цен(деньги, предм потреблен), либ ср-ва, способ влия на внут мир ч-ка(СМИ), либ орудия, с пом кот мож лишить ч-ка тех ценност, высшей из кот счит жизнь. Ре-сы, наряд с суб и объ, выст одним из важн оснований В. Они мог использ-ся д/поощр, наказ или убежд. Типы р-в: утилитарн-е -матер и др соц блага. С их пом гос В мож покуп полит и раз соц гр, в кач наказ мож прояв в сниж зар пл недоброс раб-м; к принудительным - меры угол адм воздейств (если не сраб Унит); норматив -ср-ва воздейст на внут мир, ценнос ориентац и нор пов ч-ка, призв обеспеч одобрение действ суб власти, принят его требован. Исп-я РВ делают реальностью ее пр-с, кот хар-ся: спос-ми и мех-ми властвования Способы: побуждения об-та к опред-м угодным суб д-иям и обеспечен бездействия подвласных. Блокиров нежелат д/рук-ва видов поведен. С В им неоднозначную клас-цию и м/б: Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником и имеет право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономи­ческое, образовательное и т.д.). Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним управлять, а другим подчи­няться, когда вводятся санкции по отношению к тем, кто нарушает эти правила. Поэтому политическая власть - это реальная способность определенной социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов Источники власти: 1. сила (следовательно, власть людей часто осуществляется насилием);2.богатство;3.занимаемое положение или статус;4. знания, опыт, особые навыки, более высокая организация;5.харизма Структура власти. Основными компонентами власти являются субъект, объект, ресурсы. Субъект власти – это тот, кто осуществляет руководство. Это государство, партия, политические элиты, лидеры. Субъект становится носителем власти при наличии ряда качеств: желание, стремление к власти, организованность, ответственность, высокая нравственность, интеллект, умение использовать ресурсы власти, доверие масс. Объект власти – исполнитель предписаний. Для того чтобы один человек подчинился другому должны быть причины: 1.совпадение предписаний субъекта с позициями объекта;2. от характера требования;3.от личных качеств объекта;4. от ситуации и средств воздействия;5.от восприятия руководителя и его авторитета;6.от политической культуры населения. Мотивы подчинения:1. страх перед санкцией;2.привычка к повиновению;3.интерес;4.убеждение;5. авторитет руководителя – наиболее ценные качества реальные или мнимые, которыми подчиненные наделяют руководителя. Ресурсы власти – те средства, которые использует власть, чтобы добиться подчинения. Ресурсы власти: 1. экономические (материальные ценности, деньги, земля, техника, полезные ископаемые);2.социальные (возможное повышение или понижение в социальном статусе);3.культурно-информационные (знания, информация);4силовые (армия, полиция, милиция);5.демографические. Ресурсы власти применяются в комплексе.

28. Факторы стабильности политической власти.

политическая власть - это реальная способность определенной социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов. Власть - это социальное от­ношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Политическая власть должна обеспечивать за­конные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем, утверждать право как основу общественных отношений, выполнять хозяйственно- созидательную функцию. Основными признаками политичес­кой власти являются отношения господства-подчинения, авторитетность (влияние силой нравственного воздействия и убеждения), наличие сис­темы социальных интересов людей (требований людей к объективным условиям своего существования), наличие аппарата управления (сово­купность механизмов и средств управления), учет социального опыта и традиций. Таким образом, власть есть организационное и регулятивно контрольное средство или способ существования политики. Важно выделить средства или методы власти, которыми выступают право, авторитет, воля, принужде­ние, контроль и управление, убеждение, насилие, внушение, поощрение и др. Чем выше стабильность и порядок, управляемость общества, тем в большей мере применяются методы ненасильственного, добровольного характера. Здесь же следует рассмотреть вопрос о политической легитимности как одного из факторов стабильности власти - (от лат. "законность") власти. Легитимность основана на признании пра­ва носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам, всему обществу, означает поддержку власти абсолютным большинством народа. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существует порядок, является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей. Власть обретает закон­ность тремя способами: а) по традиции; б) в силу признания правомер­ности системы законов; в) на базе харизмы, веры в руководителя. Вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы. Далее необходимо показать, что легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание по­литических структур, их изменение, обновление и т.д. Она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуж­дения, а если оно не достигается ~ оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть. Показателями легитимности политической власти выступают уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства или лидера, сила проявления граж­данского неповиновения, результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции). Средствами и методами поддержания законности власти являются своевременное изменение за­конодательства и государственного управления, создание такой полити­ческой системы, законность которой основана на традициях, выдвиже­ние харизматических лидеров, успешное осуществление государствен­ной политики, поддержание законности и правопорядка в стране. Особо следует остановиться на принципе разделения властей (законо­дательной, исполнительной, судебной В управлении обществом выделяются админист­ративные, авторитарные и демократические методы руководства. Они, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Невозможно развитие и фун­кционирование любого государства и гражданского общества без центра­лизации и в то же время широкой демократизации всех общественных отношений. Поэтому речь должна идти не об отрицании административ­ных методов, а о мере их сочетания с демократическими.


29. Политическая идеология: функции и роль в политике.

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии» К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали тер­мин идеология для обозначения извращенного созна­ния, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Идеология - это социаль­но значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и ко­торая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизи­рованный способ социально-группового мышления. Система ценностей, ко­торые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и оп­ределяют ее. Основным содержанием политической идеоло­гии является политическая власть, ее трактовка, отно­шение к различным политическим институтам, пред­ставления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В по­литической идеологии фиксируется отношение к парти­ям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношеений, определяются прин­ципы решения национального вопроса. Политические силы своей важ­нейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своебразные светские религии. Функции идеологии Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власт и определен­ных политических сил и режи­мов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.Идеологии выполняют мобилизующую и интегра­ционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления дейст­вительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характе­ром социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое поло­жение. Конструктивная функция политической идео­логии проявляется наиболее четко при принятии поли­тической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотиви­руют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Политическая идеология выполняет норматив­ную функцию. В ней фиксируется определенный поли­тико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориен­тиры-нормы, которых следует придерживаться. В пере­ходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя наде­жду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Политические идеологии обладают большим по­тенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием.


30. Основные идейно-политические системы в современном мире.

Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва. Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма. Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы. Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением. Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства. Неолиберализм. Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу. Расширение деятельности государства в социальной сфере. Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве - принципу разделения властей. Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности. Консерватизм (от лат. «охраняю», «сохраняю») – противник сущностных изменений в политических системах. Основы консерватизма были заложены английским философом Э.Берком (1729-1797). Считал, что монархия – лучший политический строй, залог стабильности общества и предлагал сохранить ее лучшие традиции, или «законсервировать»; политическая власть должна меняться постепенно и без всяких потрясений. Людям надо время, чтобы приспособиться к переменам. В результате в 70-е годы 20 в. сформировалось и второе консервативное течение – неоконсерватизм. Его сторонники признают необходимость вмешательства государства в экономику и принятие на себя ряда социальных, политических и идеологических функций, но при этом настаивают на ограниченном вмешательстве в рыночные механизмы.Либерализм и консерватизм в процессе длительной эволюции значительно сблизились по ряду важнейших политических и социальных вопросов.Неоконсерватизм воспринял от либерализма идею общественного прогресса, исторической, социальной и политической активности человека, демократизации политики, сблизился с неолиберализмом в воззрениях на власть. Социализм – совокупность идей и теорий о необходимости преобразования буржуазного общества посредством достижения рационального общественного устройства которое должно базироваться на общественной собственности, идее социального равенства и справедливости. Первыми идеологами данного течения выступили социалисты-утописты. Научные же и теоретические основы были заложены К.Марксом. 1. Согласно Марксу в основе человеческих отношений лежит пища следовательно развитие общества происходит в результате развития производительных сил человека. 2. На основе диалектики Гегеля производственные силы опережают развитие производственных отношений, что и приводит к конфликту. Маркс недооценил проблему политической власти и политических отношений. В 20-м в в идеологии социализма выделилось 2 течения 1-е – радикально-революционное (СССР) и 2-е – социально-демократическое (Эволюционно-реформаторские взгляды Бернштейна) Маркс недооценил классовый интерес (классовый раскол общества сохраняется и при общественной собственности – общество делиться на тех кто причастен к власти и тех кто к ней не причастен. Фашизм характеризуется следующими чертами: 1. насилие через единство, стремление к построению нового мира. 2. Возвышенность одной нации/народа над другой. 3. Культ физической силы. 4. Культ порядка. 5. куль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.012 с.)