Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политических знаний.

Поиск

Функции политических знаний.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания. Предметом политологии выступают законы становления, фун­кционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Его содержатель­ной стороной выступает политическая жизнь общества, политическое уп­равление, политические институты, субъекты политики, политическая власть, политический режим, общественные организации и движения, политическая идеология, политика и т.д. Своеобразие предмета полито­логии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотно­сительно политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, катего­рии, принципы. Основными принципами политологии как науки явля­ются следующие: учет политической реальности, приоритет обще­человеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авто­ритет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов).В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение).Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.

Государственное устройство современной Беларуси.

Типы политических партий.

Типология политических партий. По характеру доктрин партии делятся на: революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических системах). Существует классификация партий по критерию организационной структуры: централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит); массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы, обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии). По виду партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства. По отношению к власти: (1. правящие, 2 оппозиционные (* легальные * нелегальные * полулегальные).

 


16 Партийная система РБ.

Аграрная партия Белорусская партия женщин “Надзея” Белорусская патриотическая партия

Белорусская партия труда Белорусская социально-спортивная партия Белорусская партия “Зеленые” Белорусская экологическая партия зеленых “БЭЗ” Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Народная Грамада) Коммунистическая партия Белоруссии Кансерватыщна-Хрысциянская партыя – БНФ Либерально-демократическая паотртия

Аб'яднаная грамадзянская партыя Партия коммунистов Белорусская Социал-демократическая партия Народного Согласия (СДПНС) Партыя Беларускага Народнага Фронту Республиканская партия труда и справедливости Республиканская партия На начало апреля 1994 г. было зарегистрировано 17 партий и 4 движения и фронта, на 1 января 1995 г., после принятия Закона Республики Беларусь "О политических партиях" и накануне предстоящих выборов в Верховный Совет - 29 партий, а на 1 января 1998 г. - 41. За истекшие почти 10 лет лишь несколько партий сумели укрепить или сохранить свои позиции в политической жизни страны. Это, в первую очередь, БНФ, Объединённая гражданская партия (правопреемница ОДПБ и Гражданской партии), БСДП (Народная Грамада), одна из правопреемниц БСДГ, а также коммунисты, несмотря на то, что некогда единая партия раскололась на две - Партию коммунистов Белорусскую (ПКБ) и Большинство белорусских политических партий не имеет полноценного опыта парламентской деятельности. Исключение в этом плане представляют БНФ, который имел в Верховном Совете XII созыва фракцию, насчитывающую 37 человек (немногим более 10% от общего числа депутатских мест), ОГП, имевшая в Верховном Совете XIII созыва фракцию в 18 человек (примерно 10% от общего числа депутатских мест), а также БСДГ, компартия и аграрии. Другие партии, например, БКП, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская партия труда (БПТ), имели одного-двух депутатов, которые не играли и не могли играть самостоятельной роли ввиду малочисленности своего представительства в парламенте. Это обстоятельство являлось и является серьёзным препятствием для развития партий как внутри страны, так и укрепления связей с родственными партиями и организациями за рубежом. Фактически в Беларуси только две политические партии имеют достаточно прочные связи с родственными себе международными и европейскими политическими организациями. Это - ОГП, которая тесно сотрудничает с Европейским Демократическим союзом (ЕДС), объединяющим партии консервативного, христианско-демократического и либерального направления, и БСДП (НГ), имеющая прочные контакты с Социалистическим Интернационалом. В настоящее время в партийном спектре Беларуси представлены все идеологии - от коммунистической (КПБ и ПКБ) до радикально-националистической (незарегистрированные Белорусская партия свободы и Правый реванш). К правоцентристским партиям (в западноевропейском смысле) относятся ОГП и, с некоторыми оговорками, БНФ, к левоцентристским - БСДП (НГ), БПТ, Партия женщин "Надзея", к левым - Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), КПБ, ПКБ. Наиболее последовательно ценности, присущие партиям правого центра, отстаивает ОГП (председатель А.В. Лебедько, почётный председатель С.А. Богданкевич). В Программе и Уставе этой партии - приняты в 1995 году - говорится о том, что ОГП является партией либерально-консервативного направления. На IV съезде ОГП, состоявшемся в феврале 1999 года, сформулирована задача превращения ОГП в народную партию. В соответствии с Программой ОГП "основной гарантией индивидуальных свобод человека является частная собственность", а "свободное и конкурентное предпринимательство, основанное на частной собственности, является лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал человека". Летом 1996 г. ОГП подала заявку на вступление в ЕДС - организацию, объединяющую партии консервативного, христианско-демократического и либерального направления. Тем не менее, в политической жизни страны ОГП по-прежнему больше известна как партия либерального толка, и редко кто из журналистов пишет о ней как о партии консервативного направления. Если это и происходит, то только в связи с контактами ОГП со своими коллегами по ЕДС, в первую очередь - с Консервативной партией Великобритании. Причина упорного именования ОГП партией либерального направления объясняется, во-первых, тем, что партии-учредительницы "объединённых граждан" - ОДПБ и ГП - действительно являлись либеральными партиями, а, во-вторых, отождествлять ОГП только с либеральной идеологией выгодно некоторым лидерам БНФ, которые хотят видеть на политической арене свою организацию в качестве В Беларуси, как и в других постсоветских странах, существуют партии, которые отвергают парламентские методы борьбы и выступают за применение в своей деятельности насильственных мер с целью захвата политической власти или удержания её в своих руках. Естественно, что большинство из них, кроме, пожалуй, Белорусской патриотической партии А. Баранкевича, не зарегистрированы в Минюсте. К подобного рода радикальным партиям можно отнести Правый реванш, Партию свободы (праворадикальные), а также ДСПС и Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (левые радикалы, выступающие за возрождение СССР и установление диктатуры пролетариата). Особенностью многопартийности Беларуси является наличие партий, которые нельзя назвать чисто белорусскими, - они, скорее всего, являются филиалами соответствующих российских политических партий. Это, в первую очередь, ЛДПБ (председатель С.В. Гайдукевич), которая является скорее не партией, а клубом по коммерческим интересам, и белорусское "Яблоко" (председатель О.М. Абрамова). Формально "Яблоко" не является партией, поскольку зарегистрировано, как общественное объединение, но по сути своей оно ею является. Об этом свидетельствует активное участие лидеров "Яблока" в октябрьских выборах в Палату представителей. Одной из характерных черт, присущих белорусской многопартийности, является перманентное состояние расколов, в основе которых лежат или идеологические расхождения, или, как правило, личные амбиции отдельных партийных вождей. Из наиболее известных политических партий, которым удалось в полной мере избежать этого, является ОГП, хотя и в ней в последнее время усилились разногласия по вопросу участия в осенних выборах в Палату представителей. Из известных партий, больше других пострадавших от расколов, можно указать на БНФ и БСДП (НГ). Отсутствие с осени 1996 года полноценных выборов - в выборах депутатов местных Советов, проводимых исполнительной властью в апреле 1999 года, основные партии демократического направления ввиду недемократичности избирательного закона участия не принимали - и усиление авторитарных тенденций негативно влияют не только на развитие, но и на сам факт существования политических партий. Так, на начало 1999 года вместо существовавшей годом ранее сорока одной политической партии осталось только 27, остальные были ликвидированы Минюстом. К отрицательным последствиям для многих политических партий привела и объявленная на основе пресловутого Декрета №2 от 26 января 1999 года "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений" перерегистрация политических партий. Так, например, Белорусская крестьянская партия в знак протеста отказалась подавать документы в Минюст на перерегистрацию и фактически прекратила своё существование, объявив, что её члены вступают в БНФ. Партии, которые не смогли документально подтвердить, что в своих рядах имеют 1000 человек, а также партии, которые вообще не стали подавать документы на перерегистрацию, были ликвидированы Минюстом. В соответствии с Декретом №2, ведение после 15 июля 1999 года какой-либо деятельности от имени партии, не прошедшей перерегистрацию, является незаконным. К июлю 2000 г. в Беларуси осталось только 18 политических партий

17 литические режимы 20-21вв.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую. Тоталитарный режим - это система насильственного полити­ческого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой лидером»Для тоталитарных режи­мов характерны следующие признаки: 1) насильственное политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2) монополи­зация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельнос­ти; 4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) ми­литаризация общества. Авторитарный режим - это власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии ~ выборами, парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчи­ненных и общества в целом. Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые разработана теорети­ками начала XIX века - французскими политическими деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом. Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа.Осно­вополагающие принципы демократии - народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д. Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить. Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия); 3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.


18 ресурсы политической власти.

политическая власть - это реальная способность определенной социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов. Телеологические концепции власти характеризуют власть как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления трактуют понятие власти довольно широко, распространяя феномен власти и на взаимодействие человека с природой. Сторонники инструменталистского подхода исследуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения. В соответствии с реляционистскими концепциями власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду ил их группе изменять поведение другого индивида или группы. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономи­ческое, образовательное и т.д.).. Важнейш соц прич подчинен 1 люд др яв нерав-е распр рес В. Под рес В. все те средства, исп-ние кот обеспеч влиян на объект В. в соответ с целями суб. Рес вл-это либ важн цен(деньги, предм потреблен), либ ср-ва, способ влия на внут мир ч-ка(СМИ), либ орудия, с пом кот мож лишить ч-ка тех ценност, высшей из кот счит жизнь. Ре-сы, наряд с суб и объ, выст одним из важн оснований В. Они мог использ-ся д/поощр, наказ или убежд. Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы могут использоваться также для поощрения или наказания. Иногда ресурсы власти отождествляются с основаниями власти. Классификация ресурсов власти. В виду разнообразия ресурсов власти существует несколько классификаций. А.Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей ), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации). В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных ресурса власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие). В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

 

 


19 Типы современной политической системы.

Полити­ческая система представляет собой совокупность политических институ­тов, политических партий, отношений, процессов, принципов полити­ческой организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм. Сле­дует понять, что политическая система является формой выражения отно­шений (интересов) социальных групп по поводу власти. В политической системе выделяют четыре группы эле­ментов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политичес­кие принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Главным институтом политической системы является государство. В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений и выражающие отношения по поводу политической власти. Существенным элементом политической системы являются полити­ческие принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений. Функции политической системы: 1.определение целей, путей развития общества;2.организация деятельности общества;3.распределение материально-духовных ценностей;4.интеграция общества;5.разработка правил и законов поведения людей;6.обеспечение стабильности политического строя;7приобщение граждан к политике. В зависимости от включенности в политические отношения все организации —подразделяются на собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь незначитель­ный политический аспект. К числу собственно политических организаций относятся государства, политические партии и некоторые общественные объединения. Непосред­ственной целью их создания и функционирования выступает политика. К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отли­чие от собственно политических организаций, никогда не выступа­ет политика. (профсоюзные, кооперативы итд.) Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содер­жании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, rонтинентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоатлитарную. Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные. С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы. Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.


Функции политических знаний.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания. Предметом политологии выступают законы становления, фун­кционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Его содержатель­ной стороной выступает политическая жизнь общества, политическое уп­равление, политические институты, субъекты политики, политическая власть, политический режим, общественные организации и движения, политическая идеология, политика и т.д. Своеобразие предмета полито­логии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотно­сительно политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, катего­рии, принципы. Основными принципами политологии как науки явля­ются следующие: учет политической реальности, приоритет обще­человеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авто­ритет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов).В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение).Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.013 с.)