ТОП 10:

Функции политических знаний.



Функции политических знаний.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания. Предметом политологии выступают законы становления, фун­кционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Его содержатель­ной стороной выступает политическая жизнь общества, политическое уп­равление, политические институты, субъекты политики, политическая власть, политический режим, общественные организации и движения, политическая идеология, политика и т.д. Своеобразие предмета полито­логии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотно­сительно политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, катего­рии, принципы. Основными принципами политологии как науки явля­ются следующие: учет политической реальности, приоритет обще­человеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авто­ритет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов).В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение).Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.

Государственное устройство современной Беларуси.

Типы политических партий.

Типология политических партий. По характеру доктрин партии делятся на: революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических системах). Существует классификация партий по критерию организационной структуры: централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит); массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы, обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии). По виду партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства. По отношению к власти: (1. правящие, 2 оппозиционные (* легальные * нелегальные * полулегальные).

 


16 Партийная система РБ.

Аграрная партия Белорусская партия женщин “Надзея” Белорусская патриотическая партия

Белорусская партия труда Белорусская социально-спортивная партия Белорусская партия “Зеленые” Белорусская экологическая партия зеленых “БЭЗ” Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Народная Грамада) Коммунистическая партия Белоруссии Кансерватыщна-Хрысциянская партыя – БНФ Либерально-демократическая паотртия

Аб'яднаная грамадзянская партыя Партия коммунистов Белорусская Социал-демократическая партия Народного Согласия (СДПНС) Партыя Беларускага Народнага Фронту Республиканская партия труда и справедливости Республиканская партия На начало апреля 1994 г. было зарегистрировано 17 партий и 4 движения и фронта, на 1 января 1995 г., после принятия Закона Республики Беларусь "О политических партиях" и накануне предстоящих выборов в Верховный Совет - 29 партий, а на 1 января 1998 г. - 41. За истекшие почти 10 лет лишь несколько партий сумели укрепить или сохранить свои позиции в политической жизни страны. Это, в первую очередь, БНФ, Объединённая гражданская партия (правопреемница ОДПБ и Гражданской партии), БСДП (Народная Грамада), одна из правопреемниц БСДГ, а также коммунисты, несмотря на то, что некогда единая партия раскололась на две - Партию коммунистов Белорусскую (ПКБ) и Большинство белорусских политических партий не имеет полноценного опыта парламентской деятельности. Исключение в этом плане представляют БНФ, который имел в Верховном Совете XII созыва фракцию, насчитывающую 37 человек (немногим более 10% от общего числа депутатских мест), ОГП, имевшая в Верховном Совете XIII созыва фракцию в 18 человек (примерно 10% от общего числа депутатских мест), а также БСДГ, компартия и аграрии. Другие партии, например, БКП, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская партия труда (БПТ), имели одного-двух депутатов, которые не играли и не могли играть самостоятельной роли ввиду малочисленности своего представительства в парламенте. Это обстоятельство являлось и является серьёзным препятствием для развития партий как внутри страны, так и укрепления связей с родственными партиями и организациями за рубежом. Фактически в Беларуси только две политические партии имеют достаточно прочные связи с родственными себе международными и европейскими политическими организациями. Это - ОГП, которая тесно сотрудничает с Европейским Демократическим союзом (ЕДС), объединяющим партии консервативного, христианско-демократического и либерального направления, и БСДП (НГ), имеющая прочные контакты с Социалистическим Интернационалом. В настоящее время в партийном спектре Беларуси представлены все идеологии - от коммунистической (КПБ и ПКБ) до радикально-националистической (незарегистрированные Белорусская партия свободы и Правый реванш). К правоцентристским партиям (в западноевропейском смысле) относятся ОГП и, с некоторыми оговорками, БНФ, к левоцентристским - БСДП (НГ), БПТ, Партия женщин "Надзея", к левым - Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), КПБ, ПКБ. Наиболее последовательно ценности, присущие партиям правого центра, отстаивает ОГП (председатель А.В. Лебедько, почётный председатель С.А. Богданкевич). В Программе и Уставе этой партии - приняты в 1995 году - говорится о том, что ОГП является партией либерально-консервативного направления. На IV съезде ОГП, состоявшемся в феврале 1999 года, сформулирована задача превращения ОГП в народную партию. В соответствии с Программой ОГП "основной гарантией индивидуальных свобод человека является частная собственность", а "свободное и конкурентное предпринимательство, основанное на частной собственности, является лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал человека". Летом 1996 г. ОГП подала заявку на вступление в ЕДС - организацию, объединяющую партии консервативного, христианско-демократического и либерального направления. Тем не менее, в политической жизни страны ОГП по-прежнему больше известна как партия либерального толка, и редко кто из журналистов пишет о ней как о партии консервативного направления. Если это и происходит, то только в связи с контактами ОГП со своими коллегами по ЕДС, в первую очередь - с Консервативной партией Великобритании. Причина упорного именования ОГП партией либерального направления объясняется, во-первых, тем, что партии-учредительницы "объединённых граждан" - ОДПБ и ГП - действительно являлись либеральными партиями, а, во-вторых, отождествлять ОГП только с либеральной идеологией выгодно некоторым лидерам БНФ, которые хотят видеть на политической арене свою организацию в качестве В Беларуси, как и в других постсоветских странах, существуют партии, которые отвергают парламентские методы борьбы и выступают за применение в своей деятельности насильственных мер с целью захвата политической власти или удержания её в своих руках. Естественно, что большинство из них, кроме, пожалуй, Белорусской патриотической партии А. Баранкевича, не зарегистрированы в Минюсте. К подобного рода радикальным партиям можно отнести Правый реванш, Партию свободы (праворадикальные), а также ДСПС и Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (левые радикалы, выступающие за возрождение СССР и установление диктатуры пролетариата). Особенностью многопартийности Беларуси является наличие партий, которые нельзя назвать чисто белорусскими, - они, скорее всего, являются филиалами соответствующих российских политических партий. Это, в первую очередь, ЛДПБ (председатель С.В. Гайдукевич), которая является скорее не партией, а клубом по коммерческим интересам, и белорусское "Яблоко" (председатель О.М. Абрамова). Формально "Яблоко" не является партией, поскольку зарегистрировано, как общественное объединение, но по сути своей оно ею является. Об этом свидетельствует активное участие лидеров "Яблока" в октябрьских выборах в Палату представителей. Одной из характерных черт, присущих белорусской многопартийности, является перманентное состояние расколов, в основе которых лежат или идеологические расхождения, или, как правило, личные амбиции отдельных партийных вождей. Из наиболее известных политических партий, которым удалось в полной мере избежать этого, является ОГП, хотя и в ней в последнее время усилились разногласия по вопросу участия в осенних выборах в Палату представителей. Из известных партий, больше других пострадавших от расколов, можно указать на БНФ и БСДП (НГ). Отсутствие с осени 1996 года полноценных выборов - в выборах депутатов местных Советов, проводимых исполнительной властью в апреле 1999 года, основные партии демократического направления ввиду недемократичности избирательного закона участия не принимали - и усиление авторитарных тенденций негативно влияют не только на развитие, но и на сам факт существования политических партий. Так, на начало 1999 года вместо существовавшей годом ранее сорока одной политической партии осталось только 27, остальные были ликвидированы Минюстом. К отрицательным последствиям для многих политических партий привела и объявленная на основе пресловутого Декрета №2 от 26 января 1999 года "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений" перерегистрация политических партий. Так, например, Белорусская крестьянская партия в знак протеста отказалась подавать документы в Минюст на перерегистрацию и фактически прекратила своё существование, объявив, что её члены вступают в БНФ. Партии, которые не смогли документально подтвердить, что в своих рядах имеют 1000 человек, а также партии, которые вообще не стали подавать документы на перерегистрацию, были ликвидированы Минюстом. В соответствии с Декретом №2, ведение после 15 июля 1999 года какой-либо деятельности от имени партии, не прошедшей перерегистрацию, является незаконным. К июлю 2000 г. в Беларуси осталось только 18 политических партий

17 литические режимы 20-21вв.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую. Тоталитарный режим - это система насильственного полити­ческого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой лидером»Для тоталитарных режи­мов характерны следующие признаки: 1) насильственное политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2) монополи­зация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельнос­ти; 4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) ми­литаризация общества. Авторитарный режим - это власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии ~ выборами, парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчи­ненных и общества в целом. Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые разработана теорети­ками начала XIX века - французскими политическими деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом. Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа.Осно­вополагающие принципы демократии - народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д. Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить. Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия); 3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.


18 ресурсы политической власти.

политическая власть- это реальная способность определенной социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов.Телеологические концепции власти характеризуют власть как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления трактуют понятие власти довольно широко, распространяя феномен власти и на взаимодействие человека с природой. Сторонники инструменталистского подхода исследуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения. В соответствии с реляционистскимиконцепциями власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду ил их группе изменять поведение другого индивида или группы. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономи­ческое, образовательное и т.д.). .Важнейш соц прич подчинен 1 люд др яв нерав-е распр рес В. Под рес В. все те средства, исп-ние кот обеспеч влиян на объект В. в соответ с целями суб. Рес вл-это либ важн цен(деньги, предм потреблен), либ ср-ва, способ влия на внут мир ч-ка(СМИ), либ орудия, с пом кот мож лишить ч-ка тех ценност, высшей из кот счит жизнь. Ре-сы, наряд с суб и объ, выст одним из важн оснований В. Они мог использ-ся д/поощр, наказ или убежд. Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы могут использоваться также для поощрения или наказания. Иногда ресурсы власти отождествляются с основаниями власти. Классификация ресурсов власти. В виду разнообразия ресурсов власти существует несколько классификаций. А.Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации). В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных ресурса власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие). В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

 

 


19 Типы современной политической системы.

Полити­ческая система представляет собой совокупность политических институ­тов, политических партий, отношений, процессов, принципов полити­ческой организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм. Сле­дует понять, что политическая система является формой выражения отно­шений (интересов) социальных групп по поводу власти. В политической системе выделяют четыре группы эле­ментов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политичес­кие принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Главным институтом политической системы является государство. В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений и выражающие отношения по поводу политической власти. Существенным элементом политической системы являются полити­ческие принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений. Функции политической системы: 1.определение целей, путей развития общества;2.организация деятельности общества;3.распределение материально-духовных ценностей;4.интеграция общества;5.разработка правил и законов поведения людей;6.обеспечение стабильности политического строя;7приобщение граждан к политике. В зависимости от включенности в политические отношения все организации —подразделяются на собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь незначитель­ный политический аспект. К числу собственно политических организаций относятся государства, политические партии и некоторые общественные объединения. Непосред­ственной целью их создания и функционирования выступает политика. К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отли­чие от собственно политических организаций, никогда не выступа­ет политика. (профсоюзные, кооперативы итд.) Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содер­жании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, rонтинентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоатлитарную. Ж. Блондельпредложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные. С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы. Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.


Функции политических знаний.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания. Предметом политологии выступают законы становления, фун­кционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Его содержатель­ной стороной выступает политическая жизнь общества, политическое уп­равление, политические институты, субъекты политики, политическая власть, политический режим, общественные организации и движения, политическая идеология, политика и т.д. Своеобразие предмета полито­логии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотно­сительно политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, катего­рии, принципы. Основными принципами политологии как науки явля­ются следующие: учет политической реальности, приоритет обще­человеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авто­ритет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов).В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение).Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.012 с.)