Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии.



Полит.ид.- специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность

систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных

выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие

иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему

идеалистических представлений о мире.

В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей

(классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных или

этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет

определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение массовым

сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация

полит-го поведения граждан).

Философия политическая изучает политику как целое, ее природу, значение для

чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью и

разрабатывающая идеалы и нормативные прицнипы поли-го устройства, общие

критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем

существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.

Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл

разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во

взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и

ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу, определяет

границы и принципы гос.власти и т.п.

Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры

общества.

Политический конфликт.

-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере

гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в

полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в

принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных

ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или

спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и

завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и

латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо

тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение

противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника

конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область

соц.отношений).

Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно

на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и

др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве

имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).

Политический конфликт - столкновение, противоборство различных

социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении

реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за

обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического

статуса, с политическими перспективами развития общества.

Ф-ии. Положительные.

- объективного выражения неудовлетворенности;

- разрядки напряженности;

- достижения внутригрупповой сплоченности;

- коммуникативно-информационная;

- стимуляция социальных изменений.

Отрицательные.

- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической

системы;

- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;

- материально-разрушительная и жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

10.Политическое насилие.

- осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное на

уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и

осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им,

психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как

средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич-им

принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести

ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой,

систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его

осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и

др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным

управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия

направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение

Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей –

солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка,

его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и

вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу.

В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной

или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам,

нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя,

агрессорам и т.д.

В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового

поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные

условия для его дальнейшего ограничения.

12 Структура политической системы. общества.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре

крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и

политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде

всего, формы политического правления (республика, монархия), политические

режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,

исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные

общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме

принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается

нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы

функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе

политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других

законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов

и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую

опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и

национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в

обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на

политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,

возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде

всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений

являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит

элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее

завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,

взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов,

политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого

общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные

подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным

обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие

для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы

их проявления в различных странах.

Мораль и политика.

Мораль в политике -воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и

ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти

нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю

подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не

учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее

участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в

компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые

противоположности. М. - это сфера добра, гуманизма, политика же

- всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика

д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции

повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные

требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с

антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность

действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно

Социальна политика.

Социальна политика - деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства-

неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и

обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти соц.

активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об-ва. П.С

призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для индивидуального

развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть здравоохранения,

образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред. слоям

населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры и

численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные основы

жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции, решения проблем

налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в международных

соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято разграничивать права и

ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х органов власти. Высокий уровень

развития С.П.

характеризует понятие социального государства.

Социальная политика.

Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-

е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как

живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)

При решении хоз-х? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа.).4)

Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.

Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.

Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в

заданном направлении.

15Политические организации как субъекты политики.

Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х

целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и иерархической

структуры.

П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение

различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная.

Формальная -им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся

координация действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных

целий. Неформальная -складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й

струк-ы. Она дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может

повысить эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов,

сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами.

16Политическое сознание и политическое поведение.

Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической

активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,

профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,

источником существования, но и главным смыслом жизни);

б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или

организациях. Это так называемая политическая деятельность “по

совместительству”.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,

референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не

участвующая в ней.

4. Личность пассивная в политике.

1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к

Своему участию в политике.

Формы политического сознания- 1. Политическая психология -

это практическое сознание субъекта власти,совокупность духовных

предметов,которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов и

установок политического поведения.2Политическая идеология-это

систематизированная совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих

интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения

индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей

соответствующим целям изадачам использования власти.

17Человек как субъект и объект политики.

Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен.

умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль

жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3)

Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы

ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то

образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый

деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа

ПС и ПР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.077 с.)