![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и предмет политология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и предмет политология. Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д. Политика решает? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз Мерриам “Новые аспекты политики” 1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика: 1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий. 2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе. Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания 2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть удержать? Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России. Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных отношений. Методология, функция и значение политологии. Метод-способ познания. Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек- ий,общенаучный, эмперический. Методы: Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений. Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего. Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации. Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение. Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее
взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами. Функции: 1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об-ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально-полит. ценностей. Социальная политика. Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн- е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа.).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м. Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит. Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении. Консерватизм как идеология. Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями. Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм). Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире. Либерализм как идеология. Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва. Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной
природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма. Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы. Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением. Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма , более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства. Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Теория и практика правового государства. Главные условия процветания государства: - господство частной собственности; - невмешательство государства в экономику; - простор для личной инициативы. Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на частной собственности и рынке, и независимого от государства и политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея “естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. Нацизм как идеология. Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп. Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая значение нац-х различий и достоинств собственной нации. Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку. Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей. Формы проявления Н.: этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты. фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы «неполноценной» нации сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций. Политический конфликт. -борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или
спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область соц.отношений). Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов). Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Ф-ии. Положительные. - объективного выражения неудовлетворенности; - разрядки напряженности; - достижения внутригрупповой сплоченности; - коммуникативно-информационная; - стимуляция социальных изменений. Отрицательные. - создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы; - может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти; - материально-разрушительная и жизненно-опасная; - духовно – деградирующая. Решение: сила, переговоры, сотрудничество. 10.Политическое насилие. - осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им, психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич-им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия
направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей – солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка, его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу. В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя, агрессорам и т.д. В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные условия для его дальнейшего ограничения. 12 Структура политической системы. общества. В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая. Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы. Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным
обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах. Мораль и политика. Мораль в политике -воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые противоположности. М. - это сфера добра, гуманизма, политика же - всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно Социальна политика. Социальна политика - деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства- неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти соц. активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об-ва. П.С призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для индивидуального развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть здравоохранения, образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред. слоям населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры и численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные основы жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции, решения проблем налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в международных соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято разграничивать права и ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х органов власти. Высокий уровень развития С.П. характеризует понятие социального государства. Социальная политика. Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн- е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа.).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м. Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит. Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении. 15Политические организации как субъекты политики. Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и иерархической структуры. П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная. Формальная -им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся координация действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных целий. Неформальная -складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й струк-ы. Она дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может повысить эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов, сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами. 16Политическое сознание и политическое поведение. Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни); б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”. 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 4. Личность пассивная в политике. 1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к Своему участию в политике. Формы политического сознания- 1. Политическая психология - это практическое сознание субъекта власти,совокупность духовных предметов,которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов и установок политического поведения.2Политическая идеология-это систематизированная совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям изадачам использования власти. 17Человек как субъект и объект политики. Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа ПС и ПР. Гражданское общество.
Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов. Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и т.д. Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации. 27 Законодательная власть в РФ. -одна из ветвей власти гос-ва, издающая законы;в либерально-демократ.гос-ве институц-о отделена от исполнит-й и судебной властей.В соврем. демократ.непосредс-м носит-м В.З. является парламент, хотя во многих странах ею обладает непосред-но и сам народ, приним-ий важнейшие законы посредством референдума. 28Три основания легитимности /М. Вебер /. Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям. Различают личностную и институциональную Л. в реальной жизни они могут присутствовать одновременно. Личностная Л. -все общее согласие распрост. на полит. руковод-й, их полит. решения или на полит. руководителей. Институциональная Л. -всеобщее согласие распрос-ся на полит. систему в целом и прежде всего на способы решений и их осуществлений. Она явл. более сущ-м стабилиз-м фактором, чем личностная, т.к. смена полит. лидеров или отношения к ним может резко изменить соотношение факторов стабильности/нестабильности системы. Большой вклад в объяс-е мех-ма легитимизации господства(власти) внес М. Вебер, выделив-й 3 основ-х способа легитимизации: традиционный, харизматический и рационально-правовой. Традиционная- опирается на веру подданных в правомерности власти в силу обычаев, привычек повиноваться ей(монархии). Х аризматическая-опирается на веру людей в необыкновенные, магические св-ва вождя.Харизма-по своей природе явл. временны, приход-м явлением, готов-м почву либо для традиционной либо для рационально-правовой Л. Последняя означает, что люди подчиняются не правителю, а законом, которые едины как для руководителей, так и для управляемых.
Понятие и предмет политология. Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д. Политика решает? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз Мерриам “Новые аспекты политики” 1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика: 1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий. 2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе. Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания 2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть удержать? Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России. Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных отношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.95.129 (0.017 с.) |