Понятие и предмет политология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет политология.



Понятие и предмет политология.

Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва,

общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр,

теор.гос-ва и права и т.д.

Политика решает? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться

с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение

политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз

Мерриам “Новые аспекты политики”

1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:

1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.

2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.

Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания

2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на?? Как приобрести

власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?

Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.

Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных

отношений.

Методология, функция и значение политологии.

Метод-способ познания.

Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек-

ий,общенаучный, эмперический.

Методы:

Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права,

гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия

решений.

Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ

изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого,

настоящего и будущего.

Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных факторов:

экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы

целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.

Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении

отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида,

возможность измерения его мотивации.

Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического

поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств,

черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое

поведение.

Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее

взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между

составляющими политику элементами.

Функции: 1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти

об-ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за

распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально-полит.

ценностей.

Социальная политика.

Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-

е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как

живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)

При решении хоз-х? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа.).4)

Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.

Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.

Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в

заданном направлении.

Консерватизм как идеология.

Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти –

сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе

семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в

кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими

поколениями.

Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х

реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др.,

кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую

дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие

акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными

идеями (неоконсерватизм).

Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в

постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное

готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных

потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире.

Либерализм как идеология.

Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения

свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти

гос-ва.

Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной

природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.

Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику,

чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и

проявления их инициативы.

Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди

предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением.

Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма

, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические

требования к полит. поведению граждан и правительства.

Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников

буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за

его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и

церковной власти.

Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.), А.

Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804

гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)

Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и

изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных

неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).

Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство частной собственности;

- невмешательство государства в экономику;

- простор для личной инициативы.

Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на

частной собственности и рынке, и независимого от государства и

политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея

“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный

биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством

способностей, талантов, трудолюбия.

Нацизм как идеология.

Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на

противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства

собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет

инонациональных групп.

Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая

значение нац-х различий и достоинств собственной нации.

Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и

иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей

на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку. Для

обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода

мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей.

Формы проявления Н.:

этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты.

фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы

«неполноценной» нации

сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и

наносят ущерб гражданам всех наций.

Политический конфликт.

-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере

гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в

полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в

принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных

ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или

спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и

завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и

латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо

тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение

противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника

конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область

соц.отношений).

Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно

на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и

др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве

имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).

Политический конфликт - столкновение, противоборство различных

социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении

реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за

обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического

статуса, с политическими перспективами развития общества.

Ф-ии. Положительные.

- объективного выражения неудовлетворенности;

- разрядки напряженности;

- достижения внутригрупповой сплоченности;

- коммуникативно-информационная;

- стимуляция социальных изменений.

Отрицательные.

- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической

системы;

- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;

- материально-разрушительная и жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

10.Политическое насилие.

- осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное на

уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и

осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им,

психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как

средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич-им

принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести

ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой,

систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его

осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и

др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным

управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия

направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение

Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей –

солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка,

его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и

вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу.

В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной

или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам,

нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя,

агрессорам и т.д.

В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового

поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные

условия для его дальнейшего ограничения.

12 Структура политической системы. общества.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре

крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и

политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде

всего, формы политического правления (республика, монархия), политические

режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,

исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные

общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме

принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается

нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы

функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе

политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других

законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов

и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую

опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и

национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в

обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на

политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,

возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде

всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений

являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит

элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее

завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,

взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов,

политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого

общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные

подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным

обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие

для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы

их проявления в различных странах.

Мораль и политика.

Мораль в политике -воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и

ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти

нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю

подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не

учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее

участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в

компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые

противоположности. М. - это сфера добра, гуманизма, политика же

- всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика

д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции

повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные

требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с

антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность

действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно

Социальна политика.

Социальна политика - деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства-

неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и

обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти соц.

активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об-ва. П.С

призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для индивидуального

развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть здравоохранения,

образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред. слоям

населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры и

численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные основы

жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции, решения проблем

налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в международных

соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято разграничивать права и

ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х органов власти. Высокий уровень

развития С.П.

характеризует понятие социального государства.

Социальная политика.

Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-

е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как

живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)

При решении хоз-х? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа.).4)

Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.

Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.

Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в

заданном направлении.

15Политические организации как субъекты политики.

Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х

целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и иерархической

структуры.

П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение

различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная.

Формальная -им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся

координация действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных

целий. Неформальная -складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й

струк-ы. Она дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может

повысить эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов,

сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами.

16Политическое сознание и политическое поведение.

Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической

активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,

профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,

источником существования, но и главным смыслом жизни);

б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или

организациях. Это так называемая политическая деятельность “по

совместительству”.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,

референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не

участвующая в ней.

4. Личность пассивная в политике.

1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к

Своему участию в политике.

Формы политического сознания- 1. Политическая психология -

это практическое сознание субъекта власти,совокупность духовных

предметов,которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов и

установок политического поведения.2Политическая идеология-это

систематизированная совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих

интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения

индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей

соответствующим целям изадачам использования власти.

17Человек как субъект и объект политики.

Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен.

умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль

жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3)

Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы

ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то

образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый

деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа

ПС и ПР.

Гражданское общество.

 

Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.

Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

и т.д.

Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации.

27 Законодательная власть в РФ.

-одна из ветвей власти гос-ва, издающая законы;в либерально-демократ.гос-ве

институц-о отделена от исполнит-й и судебной властей.В соврем.

демократ.непосредс-м носит-м В.З. является парламент, хотя во многих странах

ею обладает непосред-но и сам народ, приним-ий важнейшие законы посредством

референдума.

28Три основания легитимности /М. Вебер /.

Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а

также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

Различают личностную и институциональную Л. в реальной жизни они могут

присутствовать одновременно. Личностная Л. -все общее согласие распрост.

на полит. руковод-й, их полит. решения или на полит. руководителей.

Институциональная Л. -всеобщее согласие распрос-ся на полит. систему в целом

и прежде всего на способы решений и их осуществлений. Она явл. более сущ-м

стабилиз-м фактором, чем личностная, т.к. смена полит. лидеров или отношения к

ним может резко изменить соотношение факторов стабильности/нестабильности

системы.

Большой вклад в объяс-е мех-ма легитимизации господства(власти) внес М.

Вебер, выделив-й 3 основ-х способа легитимизации: традиционный,

харизматический и рационально-правовой. Традиционная- опирается на веру

подданных в правомерности власти в силу обычаев, привычек повиноваться

ей(монархии). Х аризматическая-опирается на веру людей в

необыкновенные, магические св-ва вождя.Харизма-по своей природе явл. временны,

приход-м явлением, готов-м почву либо для традиционной

либо для рационально-правовой Л. Последняя означает, что люди подчиняются не

правителю, а законом, которые едины как для руководителей, так и для

управляемых.

 

Понятие и предмет политология.

Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва,

общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр,

теор.гос-ва и права и т.д.

Политика решает? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться

с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение

политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз

Мерриам “Новые аспекты политики”

1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:

1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.

2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.

Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания

2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на?? Как приобрести

власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?

Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.

Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных

отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.151 с.)