Полит. Идеологии как составная часть культуры и полит. Жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полит. Идеологии как составная часть культуры и полит. Жизни общества.



 

Идеологией называют систему ценностей, взглядов, убеждений, в кот.выражается в отношений к действительности. Идеология явл-ся теоретическим обоснованием системы ценностей определенных социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования. Полит.идеология представляет собой совокупность понятий и представлений, с помощью кот.субъекты осознают свои полит позиции и интересы, становящиеся нередко мотивами их полит.дея-ти. Идеология по сути явл. системой представлений о существующей полит.действительности и необходимых ее изменениях с т/зр той группы, интересы и действия которой эта идеология выражает.

Идеологическому (ценностному) сознанию присущи: спекулятивность (высокие цели, идеалы); догматичность (вера в идеалы); апологетичность (верность идеалам); авторитарность (требовательность). В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на 3-х уровнях: концептуально – теоретический (создаются, разрабатываются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей); программно - политический (система идей переходит в цели, требования, уставы, предполагает выработку стратегии и тактики действий); актуализированный уровень массового сознания (степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии и мера их воплощения в конкретных формах полит.участия, в определенном типе полит.поведения).

Никакой полит.процесс не может происходить вне зоны действия идеологии. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений чел-ка, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формой общ.устройства.

 

32. Полит. культура общества: понятие, структура, субъекты и функции. Полит. культура – система исторически сложившихся относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, ориентаций и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деят-ти субъектов полит. процесса, фиксирующих принципы их отн-я к этому процессу в целом его основным элементом и тем самым обеспечивающих воспроизводство полит. жизни общ-ва. Характеризует уровень освоения человеком и общ-вом полит. идей, взглядов, программ. Полит. культура включает ценностные хар-ки и принципы функционирования полит. институтов, развитие полит. отн-й, хар-р участия людей в политике и т.д. В структуре выделяются: 1. познавательные элементы – знание и понимание гражданами полит. интересов, полит. отн-й, полит. норм и т.д. 2. ценностные элементы – отн-е к власти, полит. явлениям. 3. поведенческие элементы – осознанное участие граждан в полит. жизни общ-ва. Функции: индентификации – постоянные потребности человека в понимании своей группы принадлежности; ориентации - стремление человека к пониманию собственных возможностей; предписания – приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений; адаптация – потребность человека в приспособлении к меняющейся полит. среде; социализация – приобретение человеческих определенных навыков и свойств для реализации гражданских пав; интеграция – сосуществование различных групп; коммуникации – взаимодействие всех субъектов и институтов власти.

(при необ-ти см. вопрос 15)

 

33. Сущность, типология, этапы полит. конфликтов, методы их разрешения. Полит. кризисы. Полит. конфликт – столкновение, противоборство различных социально - полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общ-ва. Конфликты можно типологизировать по разным основаниям: по хар-ру противоречий, внутренние и внешние (в зависимости от их отн-я к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные). Конфликты м.б. затяжные или скоротечные; слабые или сильные; локальные и региональные; мирные и немирные; многосубъектные и двусторонние и т.д. Конфликты м.б. внутри семьи, между территориальными общностями, между полит. партиями, между регионами, между предприятиями и т.д.

Мирный способ регулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово - эконом. давление, применение закона. Немирный – открытые столкновения, физическое участие, локальные стычки, гражданская война. Для разрешения полит. конфликта необходимо: локализовать конфликт, четко определить его границы, т.е. не допускать включения в него дополнительных факторов; избегать упрощения проблем, послуживших основанием полит. конфликта; не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, т.к. время в разрешении конфликта явл-ся одним из решающих факторов; широко использовать накопленный опыт урегулирования конфликта с учетом их национальной специфики.

Этапы полит.конфликтов: скрытое (латентное) протекание конфликта (при кот.противоречия м/у S не выражаются в их активн.полит.действиях, формах открытого противостояния, направленных на нанесение ущерба сопернику - эта развертывающая фаза), открытое состояние (воплощенное уже в конкретных действиях сторон. Т.е. разнообразн.акциях. направленных на преобладание над соперником), след. фаза – затухания конфликта (использование методов разрешения конфликтов, приведения к консенсусу) или перерастание конкуренции в состояние, кот.сопровождается крайним ухудшением отношений соперничающих сторон, конфликт достигает высшей точки развития – кризиса.

Полит.кризисом назыв. такое состояние полит.системы. когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней, необходимость ее преобразования становится необратимой, а все сложившиеся способы поддержания общ.порядка, формы разрешения конфликтов не приемлемы, и их использование лишь усугубляет ситуацию. Осн.проблемы, существующие в общ-ве и стимулирующие активность людей, не решаются, несмотря на действия власт.ст-тр. Власть оказывается бессильной и неспособной взять ситуацию под контроль. Кризис не обязательно вызывают полит.проблемы, сущ-ет мн-во, лежащих вне политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует кризисное развитие: длительные эконом.нерядицы, эколог.катастрофы, военные поражения. Все эти пробемы в той или иной степени выражаются неспособности институтов полит.системы удовлетворить требования складывающейся полит.ситауции. П/у криз.ситуац. приводят к дестабилизации всего устройства гос-ва. Криз.ситуац. сама по себе разрешится не может, время работает против власти. В кач-ве исхода кризиса обычно предусматривают только 2 вар: его урегулирование или соц.катасрофу, зримыми проявлениями кот.служат неспособность полит.системы содействовать удовлетворению потребностей людей, прежде всего экономич, а также разрушение органов полит.системы. В последн.случае кризис завершается революцией. Урегулирование происходит след.путями: нахождение консенсуса граждан и власти или жестоким подавлением всех недовольных. Если доходит до подавления, то говорят о наступлении реакции, т.е. основанного на силе режима, отменяющего все демократ.свободы.

 

34. Особенности международного полит. процесса. Мировой полит. процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отн-й, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных процессов в системном мире. Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, гос-ва, международные орг-ции и т.д. В целом специфичность междун.полит.процессов проявляется прежде всего в том, что в этой области политики не сущ-ет единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, кот.обладал бы непререкаемым авторитетом д/я всех участников этих связей и отношений. Дананя область отношенйи регулируется разл.нормами. Гл.полит.регулятором – складывающийся баланс м/у гос-вами, подчиняющие свою дея-ть по реализации нац.интересов на международ.арене.

Характерные черты международного полит. процесса: наличие центра, в качестве которого выступает Организация Объединенных Наций, взаимодействия стран «восьмерки», НАТО и т.д.; выдвижение на первый план глобальных проблем развития человеческой цивилизации; нарастание тенденций к сотрудничеству, взаимодействию полит. развития; противоречивое взаимодействие постоянно расширяющегося и обновляющегося числа субъектов мирового полит. процесса, повышение роли человека, его прав, свобод и жизненных интересов в мировой политике; многообразие полит. сил, средств и форм реализации политики; относительная самостоятельность при детерминации финансовыми и экономическими факторами; противоречивые тенденции – преемственность и новизна, стабильность и изменчивость.

 

 

35. Глобальные проблемы современности. Проблемы, стоящие перед человечеством, являются те, от которых зависит его существование, судьбы всех народов. Такие проблемы принято называть глобальными. Основные группы: международные социально-полит. проблемы (предотвращение ядерной войны, снижение уровня гонки вооружений, урегулирование межгосударственных конфликтов); международные соц. – эконом. и экологические проблемы (преодоление слаборазвитости и связанной с ней нищеты и культурной отсталости, поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственных кризисов, оптимизация демографической ситуации, освоение космического пространства); проблемы человека (соблюдение основных прав и свобод, обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования, демократизация общественных отн-й, развитие и сохранение культуры). Деятельность по решению глобальных проблем человечества осуществляется в сложных условиях борьбы и взаимодействия между всеми субъектами мировой политики, когда приходится «состыковывать» национальные интересы с интересами всего мирового сообщества. В силу этого на пути решения различных проблем глобального хар-ра достигнут разный уровень результативности. Наибольшие успехи достигнуты в решении проблемы снижения угрозы мировой войны.

 

36. Национальные интересы России в новой геополитической ситуации. Геополитика – полит. концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики гос-ва, международных отношений в связи с географическим положением гос-в и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. С распадом СССР и крушением типолярной модели мироустройства, мир оказался в ситуации геополитического хаоса, т.е. система миропорядка стала переходной и бесконтрольной, происходит становление иной модели мироустройства. Кроме этого геополит. модели –это еще и формы распределения власти в мировом пространстве. Распределение и доля власти зависят от совокупности мощи гос-ва. В качестве важнейших геополитических центров, стремящихся играть самостоятельную роль в мировой политике, выступают сегодня: все более интегрирующая Европа; набирающий мощь Китай; восстанавливающая свои силы Россия. Сегодня Россия имеет возможности для ведения активной внешней политики: состоит постоянным членом Совета Безопасности ООН; обладает самой большой территорией со значительными природными запасами; имеет мощный ядерный потенциал; располагает высоким научным потенциалом и высоким уровнем образования населения. Геостратегическое положение России между Востоком и Западом, между двумя великими цивилизациями может дать шанс народам Евразии к новому мощному синтезу, а Россия может стать лидером этого огромного пространства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.01 с.)