Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права как наука.

Поиск

Теория государства и права как наука.

ТГП — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Научное исследование в ТГП ведётся с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Критерии научности:

1.практика (критерий относительный – метод историзма – не все рассм)

2. логика- попытка создать язык науки. Доказана невозможность использования логики в качестве критерия научности.

3. конвенциональный критерий – существование научного сообщества ТГП как науки. ТГП – социальный институт, который аккумулирует юридические знания, ретранслирует в процессе преподавания, востребованы обществом, применяются на практике.

Как наука имеет предмет (часть объекта, что изучает?, гуманитарная наука, причинно-следственная связь) и методы (как изучает?), и признанная научным сообществом.

ТГП и социальная практика.

Теория и практика взаимосвязаны. Практика - это объективная реальность, когда теория - продукт её осмысления. В этой связи социальная практика, т. е. процесс деятельности общества людей (социума), охватывающий экономические (базисные) и политические, юридические и др. взаимоотношения (надстройка) как между отдельными личностями, так и между их так или иначе организованными группами, и составляет основу для теоретического осмысления, для социальной теории. Основой для ТГиП является практическая деятельность государства и правовое регулирование.

Социальная значимость ТГиП во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, факты государственно-правовой деятельности служат источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обуславливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.

Изучая и обобщая практику, ТГиП формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и использовать их в целях развития общества.

Предмет ТГП.

- Являются закономерности возникновения и развития государства и права как социальных институтов. Термин «закономерность» приобретает значение условности и вероятности. Условность – при наличии определённых условий вероятно получится определённый результат.

Предмет ТГП – это господствующее представление об относительно самостоятельных социальных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права во взаимосвязи с другими социальными феноменами, которые носят статистический, вероятностный, условный характер.

Предмет ТГП зависит от объекта, уровня накопленных знаний, от потребности общества в изучении той или иной стороны юридической действительности, политической конъюнктуры…

Предмет- результат в/д объекта и субъекта. Он объективен и субъективен. Зависит от формы развития методологии, востребованность знаний на практике, социальная конъюнктура- общество в проведении исследований (актуальность).

Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Методы ТГП.

Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Всеобщие:

Метафизика, диалектика (то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания), системный подход (направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения)

Общенаучные:

Формальная логика (дедукция и индукция), синтез и анализ (процессы мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение целого из частей), математические (экстраполяция), структурно-функциональный (для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними).

Частные: в рамках социальных наук.

Прикладная социология – методы наблюдения, эксперимент, опрос, контент анализ.

Социальная феноменология – повседневное право

Герменевтика – уяснение смысла текста через его контекст (4 уровня: контекст автора, уровень исторической эпохи, контекст современной эпохи, контекст интерпретатора).

Структура ТГП.

Предполагает 3 уровня:

1. философия права – подходы к предмету, структуре.

Философия как мировоззрение обуславливает предпочтение естественно-правовой ориентации теоретика права. Выступает верхним уровнем – метатеорией.

2. теоретический уровень – наука среднего уровня. Разделение на теорию права и теорию государства.

3. эмпирический – соответствия взаимодействия теории государства и права с социальной практикой. Уровень фактов, полученных в результате конкретных исследований.

ТГП и другие социальные науки.

Наука есть сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Социальные (гуманитарные) науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. Практически все социальные науки в какой-то мере затрагивают вопросы о государстве и праве, отсюда - их прямая связь с ТГиП.

ТГиП и философия. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.

ТГиП и экономика. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения.

ТГиП и социология. Социология - одна из социальных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Опираясь на социологию, ТГиП может решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

ТГиП и политология. Политология изучает политику, политические институты, системы и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. “Политика - это искусство управления государством”.

ТГиП и история. История исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей, чем отличается от ТГиП.

 

 

Признаки государства.

Наличие государственной власти (политическая власть)

Публичная власть (формирование населением, но дистанционированна от него)

Суверенитет (верховенство государственной власти, независимость власти, монопольное право на применения насилия, аппарат принуждения)

Легитимность власти (признаётся народом):

1. традиционный тип – привычка подчиняться (ранние государства, монархия)

2. харизматический тип – подчинение за счёт доверия качеством носителя власти (авторитаризм)

3. рационально- легальный- доверие законодательно закреплённым процедурам формирования власти.

Население (гражданство), территория (неприкосновенность, неотчуждаемость, неделимость территории), налоги.

Функции государства.

- задачи государства, основные направления и методы его деятельности.

Генеральная – создание предпосылок, необходимых для сохранения человека как биологического вида. 4 группы предпосылок:

- природные предпосылки (создание благоприятной окружающей среды)

- социальные (максимально справедливое распределение социальных благ)

- экономические (благоприятное развитие экономики)

- политические (создание системы решения государственных вопросов, участие граждан в политическом процессе, альтернативные, справедливые, демократические выборы).

Реализуются с помощью внешних и внутренних функций.

Внешние: внешнеполитическая, внешнеэкономическая, оборонительная, сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, внешнесоциальная (гуманитарная помощь), экологическая.

Внутренние: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, демографическая

Типы политических систем.

- совокупность государственных и негосударственных органов, законодательных и корпоративных норм и отношений, формирующих, распределяющих и осуществляющих государственную власть, политику в целях интеграции общества.

В политической науке существуют различные подходы к определению типовполитических систем. 1. принцип классового подхода и форм собственности:· Рабовладельческая;· Феодальная;· Капиталистическая;· Социалистическая

2. по принципу демократизации: Демократический; Авторитарный; Тоталитарный.

3. политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей: 1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы и собственности; 2) коммунистические системы ориентируются на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы используют авторитарные методы управления и стремятся к большому равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы преследуют цели сохранения социального и экономического равенства, ограничения политического участия населения.

Монархия, виды монархий.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Страны персидского залива, Бутан

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Марокко, Кувейт. Закон. власть –парламент. Контрасигнация – право на вторую подпись (монарх и министр). Ответственность членов королевского правительства.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Монарх царствует, но не управляет.

Республика, виды республик.

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок.

Разделение властей, гос. Органы осуществляют власть от имени народа, который может их контролировать. Несут перед обществом юридическую ответственность. Импичмент – свержение гос. власти.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Парламентская (парламентарная) республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) —форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Президент не является главой исполнительной власти, но имеет полномочия при выборе правительства (Франция).Парламентское большинство.

Квазиреспублики – называются республиками, но отсутствуют признаки, власть передаётся по наследству, партийность. (северная Корея, Китай)

Унитарное государство.

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Простые (Эстония), сложные (автономия) – Финляндия, Украина

Федеральное государство.

Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Договорные – в ходе объединения.

Децентрализованные – между центром и регионами.

Смешанные (Россия, Индия)

Симметричные (одинаковый объём полномочий)- Швейцария, Бельгия. Германия.

Ассиметричные (неодинаковый)- Россия.

Понятие конфедерации.

Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Нетипичные” ветви власти.

Концепция функционального разделения властей: государственная власть делится на законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Однако есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти.

Президент в государствах с республиканской формой правления - глава государства и исполнительной власти или только государства. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики. Президент РФ, например, согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 80) - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в целом независим от других органов государственной власти, парламентские и судебные сдержки и противовесы, а тем более контроль, существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти.

Прокуратура - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В одних странах прокуратура является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Cогласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны).

Теория государства и права как наука.

ТГП — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Научное исследование в ТГП ведётся с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Критерии научности:

1.практика (критерий относительный – метод историзма – не все рассм)

2. логика- попытка создать язык науки. Доказана невозможность использования логики в качестве критерия научности.

3. конвенциональный критерий – существование научного сообщества ТГП как науки. ТГП – социальный институт, который аккумулирует юридические знания, ретранслирует в процессе преподавания, востребованы обществом, применяются на практике.

Как наука имеет предмет (часть объекта, что изучает?, гуманитарная наука, причинно-следственная связь) и методы (как изучает?), и признанная научным сообществом.

ТГП и социальная практика.

Теория и практика взаимосвязаны. Практика - это объективная реальность, когда теория - продукт её осмысления. В этой связи социальная практика, т. е. процесс деятельности общества людей (социума), охватывающий экономические (базисные) и политические, юридические и др. взаимоотношения (надстройка) как между отдельными личностями, так и между их так или иначе организованными группами, и составляет основу для теоретического осмысления, для социальной теории. Основой для ТГиП является практическая деятельность государства и правовое регулирование.

Социальная значимость ТГиП во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, факты государственно-правовой деятельности служат источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обуславливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.

Изучая и обобщая практику, ТГиП формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и использовать их в целях развития общества.

Предмет ТГП.

- Являются закономерности возникновения и развития государства и права как социальных институтов. Термин «закономерность» приобретает значение условности и вероятности. Условность – при наличии определённых условий вероятно получится определённый результат.

Предмет ТГП – это господствующее представление об относительно самостоятельных социальных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права во взаимосвязи с другими социальными феноменами, которые носят статистический, вероятностный, условный характер.

Предмет ТГП зависит от объекта, уровня накопленных знаний, от потребности общества в изучении той или иной стороны юридической действительности, политической конъюнктуры…

Предмет- результат в/д объекта и субъекта. Он объективен и субъективен. Зависит от формы развития методологии, востребованность знаний на практике, социальная конъюнктура- общество в проведении исследований (актуальность).

Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Методы ТГП.

Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Всеобщие:

Метафизика, диалектика (то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания), системный подход (направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения)

Общенаучные:

Формальная логика (дедукция и индукция), синтез и анализ (процессы мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение целого из частей), математические (экстраполяция), структурно-функциональный (для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними).

Частные: в рамках социальных наук.

Прикладная социология – методы наблюдения, эксперимент, опрос, контент анализ.

Социальная феноменология – повседневное право

Герменевтика – уяснение смысла текста через его контекст (4 уровня: контекст автора, уровень исторической эпохи, контекст современной эпохи, контекст интерпретатора).

Структура ТГП.

Предполагает 3 уровня:

1. философия права – подходы к предмету, структуре.

Философия как мировоззрение обуславливает предпочтение естественно-правовой ориентации теоретика права. Выступает верхним уровнем – метатеорией.

2. теоретический уровень – наука среднего уровня. Разделение на теорию права и теорию государства.

3. эмпирический – соответствия взаимодействия теории государства и права с социальной практикой. Уровень фактов, полученных в результате конкретных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.01 с.)