Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правових систем на постсоветстком пространстве

Поиск

— Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на романо-германское право которые характеризуют тяготение права в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др. Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников.

— Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у романо-германского права. Принципы и нормы мусульманского права скорее всего являются своеобразными критериями духовно-нравственного состояния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формирования структуры источников правовой системы.

— Объединение правовых систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая система Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направлении присоединения к скандинавской правовой семьи


 

34 Международное право и национальные правовые системы: вопросы соотношения и взаимодействия

общие и специфические черты.

Они представляют собой продукт волевой деятельности людей, выступают как средство выражения и закрепления их социальных и материальных ценностей и интересов.
наличие общих черт и особенностей в объектах и предметах регулирования международного и национального нрава В качестве объектов регулирования международного и национального права выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, которые могут быть опосредованы и в действительности опосредуются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, обычаями, традициями и пр.).
наличие общих черт и особенностей, касающихся субъектов международного и национального права. Существование международно-правовых и национально-правовых субъектов не только объединяет две рассматриваемые правовые системы в одну родовую — правовую систему, но и сближает их между собой.
наличие общих черт и особенностей международного и национального права, "заложенных" в их источниках. Согласно сложившейся в течение ряда столетий правовой теории и юридической практике в качестве источников национального права, как известно, рассматриваются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правовые договоры и обычаи, правовые доктрины, судебная практика и порождаемые ею прецеденты, административные прецеденты.

 


 


 

36 Право ЕС и национальные правовые системы государств-членов.

 

Соотношение права ЕС с национальным правом государств, входящих в ЕС, строится на четырёх принципах:

· Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя.

· Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов права.

· Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.

· Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-членов.


 

37 Западное право и его традиции.

Основные характеристики западной традиции права можно предварительно суммировать так:

1. Относительно резкое различие проводится между правовыми институтами и учреждениями (включая правовые процессы, такие, как законодательство и вынесение судебных решений, равно как и правовые правила и понятия, создаваемые в ходе этих процессов) и другими типами учреждений. Хотя право остается под сильным влиянием религии, политики, морали, обычая, однако его можно аналитически отличить от них. Например, обычай в смысле привычных образцов поведения отличается от обычного права в смысле обычных норм поведения, считающихся юридически обязывающими. Точно так же политика и мораль могут определять закон, однако они не мыслятся как сам закон, что имеет место в некоторых других культурах. На Западе, хотя, конечно, не только там, считается, что право имеет свой собственный характер, обладая определенной относительной автономией.

2. С резкостью этого различия связан и тот факт, что управление правовыми учреждениями в западной традиции права доверено специальному корпусу людей, которые занимаются правовыми действиями на профессиональной основе в качестве своей более или менее основной работы.

3. Эти профессионалы, именуются ли они адвокатами, как в Англии и Америке, или юристами, как в большинстве других стран Запада, специально обучаются в отдельном разделе высшего образования, определяемом как юридическое образование, имеющем свою собственную профессиональную литературу и профессиональные школы или иные места обучения.

4. Та сумма юридических знаний, которую получают специалисты в области права, находится в сложном, диалектическом отношении к правовым учреждениям, потому что, с одной стороны, юридическая литература описывает эти учреждения, а с другой стороны, сами эти учреждения, которые иначе были бы несоразмерны и неорганизованны, концептуализируются и систематизируются, таким образом трансформируясь в соответствии с тем, что говорится о них в ученых трактатах, статьях. Другими словами, право включает в себя не только правовые учреждения, правовые требования, правовые решения и тому подобное, но и то, что правоведы (включая иногда и законодателей, судей, других официальных лиц, когда они выступают как правоведы) говорят об этих правовых учреждениях, требованиях и решениях. Право содержит в себе и науку о праве - правоведение, то метаправо, с помощью которого его можно и анализировать, и оценивать.

Первые четыре характерные черты западной традиции права разделяет традиция римского права, которая развивалась в Римской республике и Римской империи со II в. до н.э. по VIII в. н. э. и позднее. Однако эти черты не разделяются многими современными незападными культурами, не было их и в правовом порядке, господствовавшем среди германских народов Западной Европы до XI столетия. Германское право коренилось в политической и религиозной жизни и в обычае и морали точно так же, как и сегодня это происходит во многих неформальных сообществах - в школе, городском квартале, в деревне, на фабрике. Ни во франкском государстве, ни в англосаксонской Англии, ни в иных местах в Европе в то время не делалось особенного различия между правовыми нормами и процедурами, с одной стороны и религиозными, моральными, экономическими, политическими и другими нормами и практикой - с другой. Разумеется, были законы, а то и своды законов, изданные королями, однако не было профессиональных юристов или судей, не было профессиональных правоведов, как и юридических школ, юридических книг, самой науки правоведения. Это же справедливо и в отношении церкви: каноническое право было сплавлено с теологией, и за исключением нескольких довольно примитивно организованных сводов канонов и монашеских книг наказаний за грехи, не было ничего, что можно было бы назвать литературой церковного права.

5. В западной традиции права закон воспринимается как связное целое, единая система, "организм", который развивается во времени, через века и поколения. Можно подумать, что понятие права как corpus juris незримо присутствует во всякой традиции права, в которой право рассматривается как отличное от морали и обычая. Часто предполагается, что такое понятие не только скрыто присутствовало, но и было открыто изложено в римском праве Юстиниана. Однако же фраза corpus juris Romani была в употреблении отнюдь не у римлян, а у европейских специалистов канонического и римского права XII и XIII вв., перенесших это понятие из работ тех ученых, которые одним-двумя столетиями ранее обнаружили старые тексты эпохи Юстиниана и преподавали их в европейских университетах. Именно схоластическая техника XII в., которая примиряла противоречия и выводила общие понятия из правил и казусов, позволила впервые упорядочить и объединить римское право Юстиниана.

6. Жизнеспособность понятия организма, "корпуса", или системы права, зависела от уверенности в продолжающемся характере права, его способности расти на протяжении веков и поколений, - уверенности, свойственной исключительно Западу. Организм права продолжает жить только потому, что в нем есть встроенный механизм органичных изменений.

7. Представляется, что рост права имеет внутреннюю логику; изменения - это не только приспособление старого к новому, но и часть общей модели изменений. Процесс отражает некую внутреннюю необходимость. В западной традиции права предполагается, что изменения не происходят случайно, а путем нового истолкования прошлого стремятся удовлетворить потребности сегодняшнего дня и будущего. Право не просто продолжается; оно имеет историю. Оно рассказывает историю.

8. Историчность права связана с понятием его превосходства над политическими властями. Развивающийся организм права как в любой данный момент, так и в длительной перспективе в понимании некоторых - хотя и не всех, и даже не обязательно многих - является обязывающим для самого государства. Хотя слово "конституционализм" было придумано Американской Революцией, однако с XII в. во всех странах Запада, даже при абсолютных монархиях, широко высказывалась и часто принималась мысль о том, что в некоторых важных аспектах право переступает границы политики. Говорится, что монарх может творить закон, но он не может творить его произвольно, и до тех пока он не переделает его, законным же образом, он связан им.

9. Возможно, самая яркая черта западной традиции права - это сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикции различных правовых систем. Именно этот плюрализм юрисдикции и правовых систем и делает превосходство закона необходимым и возможным.

Правовой плюрализм проистекал из дифференциации церковной власти от светских властей. Церковь объявила свою свободу от светского контроля, свою исключительную юрисдикцию по некоторым вопросам и совместную юрисдикцию по другим. Миряне, хотя ими и управлял в целом светский закон, подлежали церковному праву и юрисдикции церковного суда в вопросах брачно-семейных отношений, наследства, духовных преступлений, договорных отношений, когда было дано слово, и некоторых других. И наоборот, духовенство, в целом управляемое каноническим правом, подлежало светскому закону и юрисдикции светского суда в отношении определенных видов преступлений, определенных типов имущественных споров и т.п. Само светское право разделялось на разные соперничающие виды, включая королевское право, феодальное право, манориальное право, городское право и торговое право. Один и тот же человек мог подлежать церковному суду по одному делу, королевскому суду по другому, суду своего лорда по третьему, быть подсуден материальной курии по четвертому делу, городскому суду по пятому, купеческому - по шестому.

Сама сложность общего правового порядка, содержащего разнообразные правовые системы, обеспечивала правовую изощренность. Какой из судов обладает юрисдикцией в данном случае? Какой закон применим? Как примирить правовые разногласия? За этими техническими вопросами лежали важные политические и экономические соображения: церковь против короны, корона против города, город против феодала, феодал против купца и т.д. Право было способом разрешения этих политических и экономических конфликтов. Но оно же могло послужить и их обострению.

Этот плюрализм права на Западе, который отражал и одновременно укреплял плюрализм политической и экономической жизни Запада, явился, или когда-то являлся, источником развития, или роста - правового, равно как и экономического и политического. Он также стал, или когда-то был, источником свободы. Серв мог прибегнуть к городскому суду за защитой от своего помещика. Вассал мог прибегнуть к суду короля за защитой от своего сеньора. Клирик мог прибегнуть к церковному суду за защитой от короля.

10. Существует напряженность между идеями и реальностью, между динамическими качествами и стабильностью, между трансцендентностью и имманентностью западной традиции права. Эта напряженность периодически приводила к насильственному свержению правовых систем путем революции. Несмотря на это, сама традиция права, которая больше любой из составляющих ее правовых систем, выжила и даже обновилась в ходе этих революций.

 


 

38 Особенности смешанных (гибридных) правовых систем

 

Семья смешанного права включает правовые системы, имеющие общие закономерности развития и сходные признаки, находящихся между романо-германским и общим правом. их еще называют гибридными правовыми системами, сочетающими элементы местных источников права и заимствованные правовые положения как в романо-германского, так и в общего права. В эти правовые системы входят латиноамериканская правовая семья и скандинавская правовая семья.

Латиноамериканское право возникло на основе традиций и обычаев коренного населения, проживающего на территории Латинской Америки, и развивалось под влиянием романо-германского права, а также американского права. Принципы формування правовой системы, структуры права и его источников схожи с романо-германским правом.

Скандинавское право объединяет правовые системы государств Северной Европы: Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии (в последнее время некоторые авторы к этой семье включают и правовые системы государств Балтии).

На формирование скандинавской правовой семьи римское право повлияло опосредованно через романо-германское право. Скандинавское право напоминает конструкции и основные принципы формирования и функционирования романо-германского права.

Скандинавское право отличается от романо-германского права, прежде всего, особым местом и ролью, которую играет судебный прецедент в системе источников права. Благодаря этому данная правовая семья имеет родство с семьей общего права. Это дает основание называть данную правовую семью смешанной.

39 Религиозные правовые семьи: характерные черты, основные подтипы

 

Семья религиозного права формируется на основе собственного специфического правопонимания, основанного на религии. Право формируется и действует на основе религиозных догм и доктрин. Главным субъектом права, согласно религиозно-правовой доктриной, выступает божественная воля.

Важнейшая особенность религиозного права заключается в том, что сфера его распространения зависит от принадлежности к религиозной общине (или через соблюдение определенных принципов, как в индусском праве) независимо от места жительства или нахождения.

Иудейское право, как разновидность религиозного права, представляет собой совокупность религиозных, этических и правовых норм, принципов и правил, сложившихся на основе религии иудаизма, поддерживаемых еврейским государством

Основные источники иудейской религии выступают и источниками иудейского права, главными из которых являются Божественное откровения - Библия. Первые пять книг Библии - Пятикнижия (Торы) - среди источников иудейского права имеют особое значение.

Иудейское право выступает как право общины, поскольку распространение его норм зависит от принадлежности к еврейской общине, сформировавшейся на основе иудаизма.

Индусское право является разновидностью права религиозного типа и базируется на индуизме как совокупности философских, религиозных и социальных убеждений. веди, смрити, а также дхармашастры и нибандхазы.

Индусское право, прежде всего, регулирует частный статус индусов, в частности семейные правовые отношения, наследственные правовые отношения, некоторые институты гражданских правовых отношений и др.

Исламское право полностью базируется на религии ислама, поэтому различать правовые и религиозные нормы достаточно сложно. Основными источниками исламского права является Коран и Сунна, которые по сути выступают основой всей исламской религии и цивилизации.

Согласно исламской религиозной доктриной, правовые предписания рассматриваются как составляющая единого, божественного порядка и закона, которым управляется весь мир. Субъектом права является только Аллах, а мусульманин считается носителем установленных Богом обязанностей.

40 Традиционные правовые семьи: характерные черты, основные подтипы

 

Обычное право - это правовое образование, состоящее из совокупности социальных норм, имеющих форму обычаев и действуют не только в раннеклассовых, но и в современном обществе, где формируется образ мышления и поведение населения. Обычное право считается правом общин, а не правом индивидов, поскольку все права и обязанности принадлежат социальным сообществам. В эту правовую семью входят: юго-восточное азиатское обычное право, обычное племенное право американских индейцев. Однако традиционное право полно отразилось в африканском обычном праве.

Семья африканского обычного права представляет собой формы регламентации общественных отношений, которые существуют в странах Африки и на Мадагаскаре, основанные на государственном признании социальных норм, сложившихся естественным образом, и обычаев, превратились в привычку населения. Африканское обычное право претерпело сильное влияние в колониальный период. Выбор африканскими государствами той или иной модели правового развития был продиктован правовыми системами прежних государств метрополии.

Юго-восточное азиатское обычное право характеризуется всеми признаками, присущими семье обычного права. Важной составляющей структуры правовой системы ряда государств Юго-Восточной Азии, выступает система обычного права, с помощью которого взаимоотношения между населением регулируется этими обычаями. Так к колонизации Индонезии обычное право занимало центральное место в системе регулирования общественных отношений. Да-ном праву свойственна общий признак, характеризующий обычное право вообще, - это связь с мифологией. Примером этого является представление индонезийцев о том, что души предков наблюдают за общиной, и нарушение правил, содержащихся в обычном праве, вызывают их недовольство.

Племенное право американских индейцев также является разновидностью обычного права, которому присущи его основные признаки. В частности, право американских индейцев также общанним правом.

41 Дальневосточная правовая семья: общая характеристика.

К данной группе правовых систем входит дальневосточная правовая семья. Важнейшая специфика дальневосточных правовых систем, что позволяет объединить их в одну правовую семью, заключается в особом подходе к праву как ре-гулятора общественных отношений, основанных на конфуцианских философских убеждениях и конфуцианской морали. Право в этих обществах нельзя считать главным средством обеспечения справедливости и порядка и занимает подчиненное положение по идеального порядка, обеспечиваемого высшей силой, независимой от воли человека. Назначение права состоит в том, чтобы соответствовать этому идеальном порядке и стремиться к его обеспечению.

Согласно традиционно этической доктриной права, в своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии, согласия и мира. В дальневосточной правовой семьи относятся правовые системы Китая, Японии, Кореи, Монголии, Малайзии, Мьянмы (до 1989 гг. - Бирмы) и др. Наиболее характерные черты, присущие данным правовым системам, отражаются в китайском и японском праве.

Китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву, основанным на философских концепциях даосизма, конфуцианства и легизма. Для китайцев право - это, прежде всего, средство или инструмент юридически согласованных правил социального обустройства общества.

Японское право сформировалось под влиянием концепции китайского правопонимания. Со второй половины XIX в. наступил период «вестернизации» японского права.

несмотря на заимствования правовых положений с романо-германского и американского права, сфера правового регулирования остается такой широкой, поскольку японцы по-прежнему следуют традициям, норм, исторически установленных для различных слоев населения.

 


 

42 Феномен евразийской правовой семьи.

 

Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на романо-германское право — яркой исторической основой са­мостоятельного формирования которого является "Русская прав­да", судебник 1497 и 1550 г., Свод, "Права, за яким судиться малоросшський народ" и др., которые характеризуют тяготение пра­ва в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др.

Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников.

Несмотря на доминирующую роль Российского права данное объединение правовых систем предполагает с одной стороны при­знание, равного статуса его членов, с другой стороны отказ от ис­ключительности национальных традиций и национальных особен­ностей правового развития. Географическое положение стран вхо­дящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как результат диалога правовых культур.

Данное объединение правовых систем обладая общими и спе­цифическими особенностями правового развития активно заим­ствуют достижения основных правовых семей, в частности рома-но-германского и общего права.

43 Правовые системы на постсоветстком пространстве.

В результате трансформации, представляется возможным про­ведение классификации правовых систем государств образовав­шихся на постсоветском пространстве на группы и объединения на основе определенных критериев отражающих как логику их развития, так и реалии окружающие их в современных условиях.

На этой основе теоретически целесообразно отнесение нацио­нальных правовых систем постсоветских государств к нескольким обособленным группировкам.

— Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на романо-германское право — яркой исторической основой са­мостоятельного формирования которого является "Русская прав­да", судебник 1497 и 1550 г., Свод, "Права, за яким судиться ма-лоросшський народ" и др., которые характеризуют тяготение пра­ва в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др.

Данное объединение правовых систем формируется на основе общности правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права, так же системы его источников.

Несмотря на доминирующую роль Российского права данное объединение правовых систем предполагает с одной стороны при­знание, равного статуса его членов, с другой стороны отказ от ис­ключительности национальных традиций и национальных особен­ностей правового развития. Географическое положение стран вхо­дящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как результат диалога правовых культур.

Данное объединение правовых систем обладая общими и спе­цифическими особенностями правового развития активно заим­ствуют достижения основных правовых семей, в частности рома-но-германского и общего права.

— Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заим­ствовании некоторых положений у романо-германского права.

Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполне­но традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованны­ми из прошлого, включая влияние шариата. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллек­тивистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалиро­вали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецеп­ция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основан­ного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью1.

"Светский исламизм", выбранный в качестве осповополлагаю-щего принципа формирования всей политической системы госу­дарствами, образовавшиеся на постсоветском пространстве с пре­обладающим мусульманским населением предполагает разделение религиозной идеологии, политики и экономики, а также означает приоритет национального государственного элемента в соотноше­нии коренного и заимствованного.

Законодательство этих государств гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на бес­препятственное исповедование религии и выполнение религиоз­ных обрядов. Приоритет ислама в религиозной жизни не является фактом государственного права. Это — культурологический факт, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения — узбеков, каракалпаков, казахов, таджиков, туркмен, татар2.

Принципы и нормы мусульманского права скорее всего явля­ются своеобразными критериями духовно-нравственного состоя­ния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формиро­вания структуры источников правовой системы.

К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербай­джане, как и во всех мусульманских государствах, действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правите­ли издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Судебные функции, в основном, осуществляли духовные лица — кадии. В дореволюционный период изменениям подверг­лись, главным образом, отрасли публичного права; в сфере част­ного, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиционные мусульманские и обычно-правовые нормы.

— Объединение правовых систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая си­стема Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направле­нии присоединения к скандинавской правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое пра­во местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодатель­ство, опиравшееся на принципы старо-германского права, являю­щиеся исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в каче­стве крестьянского.

Проведенная классификация может быть использована для рас­смотрения специфической характеристики правовых систем на по­стсоветском пространстве

 


 

44 Место правовой системы Украины на правовой карте мира.

Прежде всего необходимо отметить, что и правовая система Украины находится на переходном этапе, и это, естественным об­разом, обусловливает существование различных путей ее дальней­шего развития.

Существует несколько концепции политического и правового развития Украины. Согласно одной из них предполагает всесторон­нюю интеграцию в политической, экономической, культурной сферах в рамках Содружества Независимых Государств, что предполагает формирование единого правового пространства. Сторонники этой концепции предполагают, что правовая система Украины естествен­ным образом в силу исторических, этнических, религиозных и менталитетных особенностей тяготеет к евразийской правовой системе.

Согласно другой концепции предлагается всесторонне вклю­читься в общеевропейские интеграционные процессы. Предлагается формировать единое политическое, экономическое, и конечно, пра­вовое пространство не в рамках СНГ, а в рамках Европейского Со­дружества.

По мнению некоторых авторов внедрение отдельных западных идей уже создало серьезные проблемы для существования право­вой системы Украины. Например, прямое действие закона, что привело к нескончаемому потоку законотворчества, а также идея приоритета ратифицированных нормативов международных дого­воров над нормами внутреннего права.

Проблема сохранения национальной правовой культуры, которая базируется на функционировании правовой системы, является достаточно актуальной, особенно с другой сто­роны необходимо учитывать всеусиливающееся тенденции интег­рации, взаимодействия и взаимозависимости государств, стран и народов и на фоне активного диалога правовых культур.

Проблема классификации правовых систем и отнесения разных правовых систем к правовым семьям на сегодняшний день является не только правовым, но и политическим вопросам, ибо выбор того или иного направления развития правовой системы естественным об­разом предопределяет политический, экономический и социальный путь развития общества. На этой основе необходимо обратить вни­мание на место правовой системы Украины на правовой карте мира.

Существуют аргументы в пользу суще­ствования евразийского права, которое отражает историческую ре­альность, правовую культуру, ментальность народа, и соотношение власти, права и личности. По мнению некоторых авторов у нас есть основания отнести правовую систему Украины к евразийскому пра­ву. Вместе с тем, довольствуясь этим, нельзя находиться в стороне от общемировых тенденций, в частности, гармонизации законодатель­ства и унификации права в рамках региональных объединений.

Существует мнение, согласно которому самостоятельное суще­ствование евразийской правовой семьи связано с сохранением на­циональной правовой культуры Украины, которая не может быть подорвана ни правовой аккультурацией на фоне осуществления идей вхождения в Европейский Союз и в Совет Европы, ни выст­раиванием стен между правовыми системами, составляющи­ми евразийскую правовую семью.

Сохранение националь­ной правовой культуры Украины не противоречит стремлениям включения Украины в общеевропейские интеграционные процессы и структуры. На сегодняшний день трудно спорить с продуктивным результатом объединения усилий различных государств, которое до­стигается не в последнюю очередь благодаря формированию едино­го правового пространства. Формирование единого правового про­странства в Европе, по мнению европейцев, не только не противоре­чит сохранению богатой правовой культуры Франции, Германии, Испании, Италии и других европейских стран, но и способствует диалогу культур этих народов континента, укрепляя собственные национальные культуры.

Эффективность функционирования правовой системы Украины зависит от выбора сбалансированной и адекватной модели право­вого развития. В рамках этой модели не игнорируется историческое прошлое, не остаются незамеченными современные реалии, и доста­точно ясно обрисовываются пути и возможности ее развития.

Для успешного формирования и функцио­нирования правовой системы необходима соответствующая пра­вовая база. Главное место в этой конструкции отводится законо­творческому органу. Законотворчество, осуществленное за период после провозглашения независимости, показывает определяющее влияние конъюнктурных политических, финансовых интересов на этот процесс. Вследствие чего принятые законы не всегда отвеча­ют предъявляемым требованиям качества. Хотя их количество достаточно внушительно. Этим страдает даже относительно не­давно принятая Конституция Украины.

Функционирование современной правовой системы тесным об­разом взаимосвязано с успешным функционированием механизма государства, стержнем деятельности которого служит принцип разделения властей.

Важнейшим условием эффективности функционирования пра­вовой системы Украины является существование подленно незави­симой и действенной судебной системы. Независимость судебной системы является главной гарантией продвижения общества по правильному пути.

Еще одной проблемой на этом пути является отставание про­цессуального права от материального, поскольку эффективность материального права определяется возможностью реального функ­ционирования процессуального права.

Важным препятствием на пути правового развития Украины является неудовлетворенность уровнем правовой культуры общест­ва (не только граждан, но и должностных лиц), ведь уважительное отношение к праву является важнейшим условием его функциони­рования и показателем реальной правовой культуры.

Как мы уже отмечали, эти проблемы носят временный характер и являются следствием трудностей переходного периода. Несмотря на существующую сплошную критику идей марксизма, нельзя воз­разить против важной роли материального положения и экономи­ческого состояния общества не умаляя роль духовных и культур­ных факторов. Поэтому с преодолением экономического кризиса будет сниматься много препятствий на пути успешного функциони­рования правовой системы Украины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.013 с.)