Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданство РФ: понятие, признаки и общие принципы.

Поиск

 

Гражданство РФ – устойчивая пр. связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей (ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ").

Вопрос о х-ре этой связи в науке остается одним из наиболее дискуссионных. Споры возникают в результате того, что принадлежность лица к гражданству значительно отражается на объеме его конст.-пр. статуса: он приобретает пол., а иногда и некоторые др. (например, тр. или иные соц.-эк.) права. В связи со спецификой конст. прав не возникает оснований считать, что инд. пр. статус лица изменяется (принадлежность к гражданству не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей, связанных, например, со статусом гос. служащего, но предусматривает само право стать гос. служащим). На указанных обстоятельствах заостряется внимание в литературе, и в результате гражданство рассматривается как правоотношение, предпосылка возможности иметь опр. права и обязанности (предпосылка правосубъектности) и как сама правосубъектность.

Исторически гражданство пришло на смену институту подданства. Последнее появилось вместе с возникновением государства, но в зависимости от типа государства носило различный характер. В Др. Риме, где гражданство означало принадлежность к опр. соц. общности, было установлено лич. наследование гражданства. Граждане наделялись правами «пол.» (правом участия в нар. собрании, правом занимать гос. должности) и «гр.» (правом на заключение брака, правом собственности). С развитием государства в Ср. века и затем в Нов. время с определением гос. территории (сферы юрисдикции государства), подданство возникало в силу проживания на опр. территории. Терр. верховенство одновременно означало господство над проживающими на этой территории людьми, а поскольку носителем гос. власти считался монарх, подданство выражало связь не с абстр. государством, а с личностью правителя.

В современном государстве сочетаются терр. и соц. признаки: гражданство означает принадлежность лица к народу и в то же время очерчивает пр. границы народа как носителя гос. суверенитета – верховной власти, распространяющейся на опр. территорию. В большинстве случаев гражданство возникает в результате филиации независимо от воли государства – в силу рождения на территории государства или в силу принадлежности родителей к гражданству этого государства. Поскольку государство возникает в первую очередь для защиты и обеспечения безопасности своих граждан, количество обязанностей государства больше, чем перед любым человеком, находящимся на его территории, и включает защиту и покровительство за границей самого государства.

 

Принципы.

Пр. регулирование росс. гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а тж высылки гражданина за пределы территории государства, допустимости двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в межд. актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего (м.б. обнаружен как особенность законодательства о гражданства при его анализе). Принципы гражданства не м. содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам соц., рас., нац., яз. или религ. принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство– особенность гражданства в фед. государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и фед. гражданство) и приоритет фед. гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет фед. гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. При этом факт проживания на территории какого-то субъекта влечет, напр., право избирать рег. органы власти. Однако эти права предоставляются фед. законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления доп. прав законодательством субъекта не допускается (в том числе не должна допускаться и при предоставлении, напр., прав на условиях «почетного» гражданства). Это отличает гражданство субъектов от фед. в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не м.б. установлена возможность, напр., занимать пост през-та страны тк для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не м.б. лишен гражданства.

Недопустимо лишение гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не м.б. лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не м.б. выслан за пределы РФ или выдан ин. государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо пол. прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства (поощрение приобретения гражданства РФ ЛБГ).

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм межд. права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и межд. договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время пр. регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ стремится сократить количество бипатридов. Об. условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в межд. договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

 

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. През-т принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской адм-ции комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность гос. усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы в/н и органы ин. дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.009 с.)