Конституционные основы статуса Правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы статуса Правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты.



 

Деятельность органов исп. власти направлена на реализацию гос. политики в различных сфера общ. жизни. Через деятельность органов исп. власти осуществляется участие государства в общ. отношениях, выполнение функций государства в порядке и в пределах, установленных правовыми нормами. При этом деятельность именно органов исп. власти связывается с деятельностью государства в целом.

Деятельности органов исп. власти присущи все те негативные тенденции, которые КП пытается ограничить путем установления пр. пределов осуществления гос. власти, разделения властей и т.п. Именно поэтому статус д/лиц органов исп. власти не связывается ни с какими гарантиями независимости и неприкосновенности (вроде иммунитета).

В отличие от коллег. зак. органа, принятие решений в котором связано с обсуждением и коллективным голосованием, органы исп. власти выстроены во властную вертикаль с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Исп. власть в целом базируется на единоличном управлении (в большинстве органов исп. власти установлено единоначалие), хотя и возглавляет систему коллег. орган – пр-во. Именно в связи с подчиненностью и единоначалием исп. власть тяготеет к авторитарным методам управления и излишним пределам вмешательства в сферу свободы индивида.

Учитывая данные обстоятельства, конст.-пр. нормами устанавливаются правила взаимодействия зак. и суд. власти за властью исп. Зак. власть санкционирует фин. полномочия исп. власти путем утверждения гос. бюджета и участвует в формировании кадрового состава исп. власти, а также может привлечь пр-во к пол. ответственности, вынеся вотум недоверия. При этом Пр-во дает заключения о фин. возможности принятия законопроектов, хотя эти заключения не влекут каких-либо правовых последствий. Функции Пр-ва и През-та обусловливают их тесное взаимодействие. Предоставленные През-ту РФ полномочия позволяют фактически руководить Пр-вом, а также вторгаться в сферу ответственности пр-ва, осуществляя руководство рядом фед. органов исп. власти, хотя Пр-во формально остается независимым органом, осуществляющим в полном объеме исп. власть.

Суд. власть осуществляет контроль за исп. в рамках адм. юстиции.

 

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"

Правительство - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти.

 

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство состоит из членов Правительства - Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

 

Председатель назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства ин. государства, в порядке, установленном КРФ (с согласия ГД). Председатель освобождается от должности Президентом: (а) по заявлению об отставке; (б) в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий.

Президент уведомляет СФ и ГД об освобождении от должности Председателя в день принятия решения.

Освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя его обязанности исполняет один из заместителей Председателя в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до 2 месяцев.

 

Заместители Председателя и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Заместители Председателя и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

 

Члены Правительства не вправе:

· быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами зак. (предст.) ОГВ субъектов и депутатами выборных ОМС;

· занимать другие должности в ОГВ и ОМС;

· заниматься предпр. деятельностью лично или через доверенных лиц, в т.ч. участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его ОПФ;

· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

· быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в ОГВ;

· использовать в неслужебных целях информацию, средства мат.-тех., фин. и инф. обеспечения, предназначенные тк для служебной деятельности;

· получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства;

· получать в связи с осуществлением своих полномочий от физ. и юр. лиц не предусмотренные фед. законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

· принимать без разрешения Президента почетные и спец. звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

· выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физ. и юр. лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, межд. договорами или на взаимной основе по договоренности фед. ОГВ с гос. органами ин. государств, международными и иностранными организациями.

 

Полномочия Правительства:

- Об. вопросы руководства фед. министерствами и иными фед. органами исполнительной власти

Руководит работой фед. министерств и иных фед. органов исп. власти и контролирует их деятельность. Фед. мин-ва и иные фед. органы исп. власти подчиняются Пр-ву и ответственны перед ним за вып-е порученных задач.

Для осуществления своих полномочий м. создавать свои терр. органы и назначать соответствующих д/лиц.

Распределяет функции между фед. органами исп. власти, утверждает положения о фед. министерствах и об иных фед. органах исп. власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в фед. бюджете.

Устанавливает порядок создания и деятельности терр. органов фед. органов исп. власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в фед. бюджете.

Назначает на должность и освобождает от должности заместителей фед. министров, руководителей фед. органов исп. власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей фед. органов исп. власти, находящихся в ведении фед. министерств, по представлению фед. министров, руководителей органов и организаций при Правительстве.

Вправе отменять акты фед. органов исп. власти или приостанавливать действие этих актов.

Вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Пр-ве.

- Об. полномочия:

Организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По соглашению с органами исп. власти субъектов может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит КРФ, настоящему ФКЗ и ФЗ.

Осуществляет полномочия, переданные ему органами исп. власти субъектов на основании соответствующих соглашений.

- Полномочия в сфере экономики:

Осуществляет регулирование экономических процессов;

Обеспечивает единство эк. пространства и свободу эк. деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и фин. ср-в;

Прогнозирует соц.-эк. развитие РФ, разрабатывает и осущ-ет программы развития приоритетных отраслей экономики;

Вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает и реализует гос. политику в сфере межд. экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

Осуществляет общее руководство таможенным делом;

Принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства.

- Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Разрабатывает и реализует налоговую политику;

Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

- Полномочия в социальной сфере

Обеспечивает проведение единой гос. Соц. политики, реализацию конст. прав граждан в области соц. обеспечения, способствует развитию соц. обеспечения и благотворительности;

Принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

Разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

Принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению сан.-эпид. благополучия;

Содействует решению проблем семьи, мат-ва, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

Взаимодействует с общ. объединениями и религ. организациями;

Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физ. культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

- Полномочия в сфере науки, культуры, образования

Разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

Обеспечивает гос. поддержку фундамент. науки, имеющих общегос. значение приорит. направлений прикладной науки;

Обеспечивает проведение единой гос. политики в области образования, определяет осн. направления развития и совершенствования об. и проф. образования, развивает систему бесплатного образования;

Обеспечивает гос. поддержку культуры и сохранение как культ. наследия общегос. значения, так и культурного наследия народов РФ.

- Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечивает проведение единой гос. политики в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности;

Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную ОС, по обеспечению экологического благополучия;

Организует деятельность по охране и рац. использованию прир. ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

- Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Участвует в разработке и реал-и гос. политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общ. порядка, по борьбе с преступностью и другими общ. опасными явлениями;

Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению мат.-тех. базы правоохр. органов;

Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

- Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

Организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение мат. средствами, ресурсами и услугами Воор. Сил, других войск и воинских формирований;

Обеспечивает выполнение гос. целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

Обесп-ет соц. гарантии для в/сл и иных лиц, привлекаемых в соответствии с ФЗ к обороне или обесп-ю гос. безопасности;

Принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

Руководит гражданской обороной.

- Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений

Оуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

Оеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

В пределах своих полномочий заключает межд. договоры, обеспечивает выполнение обязательств по межд. договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

Отстаивает геополитические интересы, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

Осуществляет рег-е и гос. контроль в сфере внешнеэк. деятельности, в сфере межд. научно-тех. и культ. сотрудничества.

 

Правительство на основании и во исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативных УП издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными УП.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие гос. тайну, или сведения конфид. х-ра, подлежат офиц. опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через СМИ безотлагательно.

Постановления Пр-ва, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их офиц. опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Пр-ва не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.008 с.)