Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия

Поиск

Согласно ст. 110 Конституции России Правительство РФ осуществляет исполнительную власть республики.

Членами Правительства являются Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры.

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы при соблюдении процедуры, предусмотренной ст. 111 Конституции:

* предложения о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двух недельного срока после его вступления в должность, либо после отставки Правительства или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой;

* Государственная Дума рассматривает представленную Президентом России кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре,

* в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой, Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом России по предложению Председателя Правительства.

В структуру Правительства входят, кроме того, государственные комитеты (такие как Государственный таможенный комитет РФ, Комитет РФ по печати и другие), и агентства (Российское космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и информации). Руководители вышеуказанных комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя также, как и федеральные министры, назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства.

Правительство прекращает свои полномочия в следующих случаях (ст. 116, 117 Конституции):

* при вступлении в должность вновь избранного Президента России;

* при принятии Президентом отставки Правительства по инициативе последнего;

* при принятии Президентом решения об отставке Правительства по собственной инициативе.

Правительство может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент соглашается с этим решением. В такой ситуации Президент объявляет об отставке Правительства и предпринимает меры для формирования его нового состава.

Согласно Конституции (п. 3 ст. 117) Президент вправе не согласиться с мнением Государственной Думы и Правительство будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу.

Конституция Российской Федерации (п. 4 ст. 117) предусматривает возможность постановки Председателем Правительства вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Однако Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству России в течение года после ее избрания (ст. 109 Конституции).

Во всех случаях отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Это свидетельствует о важности правительственных полномочий, требующих непрерывного их осуществления.

Полномочия Правительства Российской Федерации установлены Конституцией России, федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", целым рядом федеральных законов и указов Президента РФ. Среди основных полномочий Правительства России Конституция РФ (ст. 114) называет:

* разработку и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения Федеральным Собранием;

* представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

* обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

* осуществление управления федеральной собственностью;

* обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

* осуществление мер по обеспечению государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

* осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство обладает значительными полномочиями по реализации своей конституционной обязанности принимать меры по обеспечению обороны страны.

Правительство, обладая правом нормотворческой деятельности, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства обязательны к исполнению на всей территории России.

С целью обеспечения многогранной деятельности Правительства Российской Федерации образуется его рабочий орган - Аппарат Правительства, осуществляющий свою работу в тесном взаимодействии с Администрацией Президента. Порядок проведения заседаний Правительства России определяется Регламентом Правительства Российской Федерации, а процедура принятия его актов - Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства России.

 

39. Министерство образования РФ и его органы. Органы исполнительной власти в субъектах федерации

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

1. Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2. федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3. государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Схема 30. Организация управления образованием

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

· разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

· разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

· государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

· установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

· формирование структуры системы образования;

· разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

· прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

· разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

· контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

· осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

· разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

· реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

· совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

· разрабатывает и реализует концепцию развития образования;

· координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;

· разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;

· организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;

· формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

· создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;

· присуждает на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук;

· присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;

· проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;

· оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;

· осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г. утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

 

Органы исполнительной власти в субъектах федерации

Согласно Конституции РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, в которую составляющим элементом входят органы исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на единство исполнительной власти, Конституция РФ закрепляет также самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Это может означать, что, являясь элементами одной системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют собственную систему, но уровнем ниже. Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы - единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ.

Можно ли сделать вывод, что системность является основным признаком исполнительной власти в Российской Федерации, где элементы систем должны находиться во взаимосвязи, образовывать определенную целостность и единство?
Отвечая на заданный вопрос, следует указать на то, что системная характеристика последовательности элементов исполнительной власти чрезвычайно важна для достижения целей деятельности этой ветви власти. Исходя из Конституции и федеральных законов, система органов исполнительной власти Российской Федерации более или менее определена, чего нельзя сказать о системе органов исполнительной власти субъектов РФ. При определении системы органов исполнительной власти субъекта РФ необходимо иметь в виду, что органы исполнительной власти субъекта РФ выполняют государственные функции по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и на уровне субъекта Федерации существуют органы исполнительной власти, которые выполняют полномочия исключительного ведения Российской Федерации, и органы исполнительной власти, которые, согласно ст. 73 Конституции, обладают всей полнотой государственной власти.

Однако правовая регламентация элементов, входящих в системы органов исполнительной власти (единой и региональной в Российской Федерации), явно недостаточна.
Анализ регионального законодательства показывает, что субъекты Российской Федерации в нормативно-правовых актах иногда упоминают о существовании системы органов исполнительной власти субъектов РФ, но, как правило, единого акта, который бы определял состав элементов этой системы, за редким исключением отдельных субъектов Российской Федерации нет.

Для того, чтобы четко представлять, из каких элементов может состоять система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, рассмотрим вопрос о том, какие из органов власти могут входить в систему органов исполнительной власти субъекта РФ и какой административно-правовой статус они могут иметь. Общеизвестно, что административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается конституциями, уставами субъектов РФ, детализируется законами субъектов РФ и положениями об этих органах власти и должен определять: во-первых, к какой ветви власти относится этот орган; во-вторых, к какому уровню этой ветви он относится; в-третьих, какова может быть его организационно-правовая форма. Исходя из этого можно предполагать его объем прав и обязанностей, характер компетенции и т.д.
Итак, согласно ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", одним из субъектов системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является высший исполнительный орган субъекта РФ. Обычно это правительство, администрация, кабинет министров, коллегия администрации субъекта РФ. На наш взгляд, к субъекту системы органов исполнительной власти можно отнести и высшее должностное лицо субъекта Федерации - президента, губернатора, главу администрации субъекта РФ как лицо, возглавляющее в субъекте РФ исполнительную власть.

При определении административно-правового статуса высшего исполнительного органа и высшего должностного лица субъекта РФ проблем не возникает. Во всех субъектах РФ статус этих элементов системы органов исполнительной власти, как правило, закреплен должным образом.

Также на основании названного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта РФ относятся к субъектам системы органов исполнительной власти. Это министерства, департаменты, главные управления, управления, инспекции, комитеты, отделы, комиссии, то есть органы, наделенные общей, функциональной или отраслевой компетенцией. Именно эти органы, как правило, выполняют управленческие функции: принимают управленческие решения в порученной сфере, несут ответственность за состояние дел в ней и т.д. Это вполне обоснованно, поскольку министерства, департаменты и главные управления в субъектах РФ чаще всего органы исполнительной власти общей компетенции. Например, в Свердловской области - Министерство международных и внешнеэкономических связей, в Еврейской автономной области - Финансовое управление. Комиссии и инспекции - это контрольно-надзорные органы исполнительной власти субъектов РФ. Скажем, в Тульской области - Инспекция по государственному надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, в Пензенской области - Комитет по лицензированию и т.д.

К числу субъектов, обеспечивающих деятельность высшего органа исполнительной власти, высшего должностного лица и иных органов исполнительной власти субъекта РФ, должны быть отнесены органы власти или государственные организации (учреждения), осуществляющие правовое, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение. Например, правовое обеспечение деятельности этих органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляют либо специально созданные органы власти, либо структурные подразделения отраслевых органов исполнительной власти субъекта РФ.
Так, в Ярославской области функцию правового обеспечения губернатора выполняет специально созданный орган власти - Государственно-правовое управление при Губернаторе, а в Департаменте градостроительства и архитектуры Ярославской области этим занимается функциональный отдел по правовому обеспечению и т.д

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.012 с.)