Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и принципы федеративного устройства России

Поиск

Различают 2 основные формы государственного устройства:

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальных единиц, которые обладают политической самостоятельностью.

Федерация – союз образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Выделяется еще и Конфедерация– объединение нескольких суверенных государств.

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов РФ), имеющих признаки государства.

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения народов;

2. Разделение компетенции между федеративной властью и властью субъектов федерации;

3. Равенство всех субъектов федерации.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации шести видов:

· республики в составе РФ;

· автономная область;

· автономные округа;

· области;

· края;

· города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и автономных областей. В России – 21 республика данного вида. Их главное отличие от иных субъектов федерации в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

Республики в составе РФ имеют:

- свою конституцию;

- систему органов государственной власти;

- республиканское гражданство;

- государственную символику;

- иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

· самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ);

· одновременно входят в состав других- субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов – 10.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа –соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население, - территориальные образования в составе РФ.

Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Особый субъект РФ – край. Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа:

· в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

· в состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область;

· в состав Ставропольского края ранее входила Карачаево-Черкесская автономная область;

· в Краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область;

· в Алтайский край ранее входила Горно-Алтайская автономная область;

· формирующийся Пермский край будет состоять (с 01.12.2005) из объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

· Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой Санкт-Петербурга. Данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.

Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000г. в России, помимо существующих субъектов федерации, создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный; Приволжский, Уральский; Южный; Сибирский; Дальневосточный.

Федеральные округа не являются субъектами РФ и созданы для оптимизации управления в РФ. Возглавляет его полномочный представитель Президента РФ.

Принцип разделения властей

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.

Государственная власть — это система особых общественных отношений и деятельность государственных органов, осуществляемая посредством установленных законом форм и методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения.

Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

Эффективность и демократизм государственной деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.

Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет конституционно-правовое установление, т.е. он может не упоминаться в тексте конституции того или иного государства. Главное, чтобы он находил реальное отражение в практике построения механизма осуществления государственной власти.

Классически теория разделения властей предполагает создание независимых государственных органов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную и судебную власть в целях выполнения задач и функций государства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав и свобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

Для этой теории характерны следующие общие признаки:

1. распределение власти между различными органами;

2. рассредоточение практических функций государственной власти по различным государственным служащим;

3. обеспечение взаимного равновесия органов власти;

4. установленное законом равенство органов власти;

5. самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении специальных государственных функций и специальной компетенции.

Взаимное сдерживание ветвей власти обеспечивается различными способами:

1. функционально, т.е. при использовании таких инструментов, как право вето, право контроля, право участия в общей государственной деятельности (например, участие президента и правительства в подготовке проекта конкретного законодательного акта; одобрение парламентом межгосударственных договоров; неподписание президентом принятого парламентом закона; судебный контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц);

2. государственно-служебная деятельность высших должностных лиц государства как фактор сдерживания дает возможность руководителю одной ветви власти участвовать как в формировании, так и в ликвидации органов других ветвей власти (например, избрание парламентом некоторых стран президента и назначение на должность председателя правительства, роспуск президентом парламента, назначение судей президентом);

3. посредством собственно разделения властей, т.е. в тех случаях, когда государственная деятельность осуществляется не одним, а несколькими не подчиненными друг другу и в определенном смысле независимыми органами, а решаемые ими государственные задачи считаются общими для всех органов государства. Таким образом и возникают элементы сдерживания и сбалансирования всех ветвей государственной власти.

Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из ветвей государственной власти, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он обеспечивает систему «сдержек и противовесов», призванную свести к минимуму возможные ошибки в управлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам.

В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации. Контрольные функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываются контролем за исполнением бюджета и правом

Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной власти на функционирование власти исполнительной — принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанных органов.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств), многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).

Возможность выражения недоверия Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни.

Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», а также нормативные правовые акты о федеральных министерствах, государственных комитетах, федеральных службах органах исполнительной власти субъектов РФ позволяют оптимально разграничить их полномочия и функции от полномочий и функций Администрации Президента РФ.

Необходимость такого разграничения становится еще более очевидной, если учесть, что Президент РФ не только является политическим арбитром и обладает значительными полномочиями в законотворческой деятельности, но и наделен верховной исполнительной властью. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы исполнительной власти. Конституции республик — субъектов РФ устанавливают принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Что касается состава высших законодательных и исполнительных органов и определения их правового статуса, то здесь наблюдается значительное многообразие.

Реализация принципа разделения властей не только на уровне федеральной государственной власти, но и в субъектах РФ обеспечена ст. 11 Конституции РФ, которая устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.007 с.)