Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ



Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом от 10 января 2003 г. за № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Общие принципы организации и проведения выборов главы государства в России определяются также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с вышеназванными правовыми актами Президент Российской Федерации избирался на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Сейчас, в связи с поправками, внесенными в ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, срок полномочий Президента РФ продлен до шести лет. И после выборов Президента РФ 4 марта 2012 г. начался шестилетний срок полномочий Главы государства. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).

В Конституции РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Прежде всего, Конституция требует, чтобы кандидат в Президенты в обязательном порядке был гражданином России. Конституция РФ также устанавливает ценз оседлости для кандидата в Президенты — он должен постоянно проживать на территории России не менее десяти лет.

Ограничение числа переизбраний Президента в Конституции России, как представляется, направлено против установления авторитаризма Президента, который путем систематического переизбрания мог бы фактически закрепить за собой эту должность пожизненно. Однако Конституция РФ сохраняет за бывшим Президентом страны возможность переизбрания на третий, четвертый и т.д. срок, если этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством. В соответствии с данным правилом, ныне действующий Президент РФ, пропустив срок легислатуры 2008—2012 гг., вновь выставил свою кандидатуру в 2011 г. и, как отмечалось, 4 марта 2012 г. получил на выборах 45 602 075 голосов избирателей, что составляет 63,60%, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, стал Президентом РФ на 2012-2018 гг.

В России Президент избирается гражданами Федерации путем прямого, тайного голосования. Таким образом, Президент России получает свой мандат непосредственно от народа (корпуса избирателей), что в плане легитимности ставит его в один ряд с парламентом, если не выше, так как для выборов депутатов парламента не требуется явка избирателей более 50%, и за кандидатов в депутаты не должно голосовать абсолютное большинство избирателей, явившихся на выборы, как за Президента.

Срок президентства исчисляется со дня официального вступления Президента в должность (принятия им присяги) и прекращается в момент принесения присяги вновь избранным Президентом. При этом не требуется, как в конституциях некоторых зарубежных стран, указания на месяц и день недели, когда Президент вступает в должность после его избрания.

Выборы Президента РФ происходят по мажоритарной системе абсолютного большинства, перебаллотировачной, в два тура. Конечно, кандидат в Президенты может победить и сразу, в первом туре, набрав более 50% голосов избирателей, как это было всегда на выборах Президента России, за исключением 1996 г., когда понадобился второй тур голосования.

В соответствии с п. «д» ст. 102 Конституции РФ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (п. 2 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ). Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором был избран Президент РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России в вышеуказанный срок, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение Центральной избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

При прекращении Президентом России исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные и участковые избирательные комиссии.

Выдвижение и регистрация кандидатов выражаются в определении круга лиц, из числа которых будет избран Президент. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено как путем самовыдвижения, так и путем выдвижения политической партией (ст. 34, 35 Закона).

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом (п. 2 ст. 34).

В соответствии с п. 14 ст. 35 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Кандидат обязан представить ходатайство в ЦИК России лично, за исключением случаев (например, болезни), когда эти документы представляются уполномоченным представителем группы избирателей. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Она вправе выдвинуть только одного кандидата (п. 2 ст. 35), и не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии (п. 3 ст. 35). Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на ее съезде в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии. Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной политической партии.

Что касается подписей избирателей в поддержку кандидатуры кандидата в Президенты, то законом от 2 мая 2012 г. введены новые правила регламентирующие этот процесс. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Политическая партия (за исключением политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которые освобождаются от сбора подписей) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. По сравнению с предыдущими правилами, действующими до мая 2012 г. процедура значительно упрощена.

До мая 2012 г. кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан был собрать в свою поддержку, а политическая партия — в поддержку выдвижения соответственно политической партией, не менее 2 млн. подписей избирателей (п. 1 ст. 36). Позднее парламентские партии (партии представленные в парламенте РФ были освобождены от сбора подписей

Решение ЦИК о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней (п. 4 ст. 39).

Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Агитационная кампания как стадия избирательного процесса направлена на формирование у избирателя установки сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата или против них.

Информационное обеспечение выборов Президента РФ включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Голосование является важной стадией избирательного процесса, поскольку в этот период осуществляется волеизъявление избирателей. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование может быть назначено только на воскресенье и проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Возможный второй тур и (или) новые выборы как стадия избирательного процесса, в отличие от остальных, не является обязательным. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Правда, законом предусмотрено, что во втором туре может остаться и одна кандидатура, но тогда, чтобы быть избранным, кандидату необходимо набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися и недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы Президента. Сообщение о проведении повторных выборов Президента публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.

Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах Президента сроки осуществления избирательных действий по решению ЦИК могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Официальное опубликование результатов выборов Президента осуществляется ЦИК России в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов Президента Российской Федерации осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность по истечении срока со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах. Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является присяга Президента. Акт присяги Президента — это не формальная процедура, она имеет важное юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом (ее нарушение может повлечь ответственность Президента в виде отрешения его от должности в соответствии со ст. 93 Конституции РФ); с другой стороны, с момента произнесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и прекращает исполнение своих обязанностей с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Присяга приносится вновь избранным Президентом в большинстве стран мира (глава государства — монарх присягу не приносит, ее в какой-то мере заменяет акт коронации на царствование). Текст присяги обычно содержится в конституции (Россия, США), но иногда такого текста в конституции страны нет (Франция, Индия). Если во время исполнения президентом своей должности принимается новая конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга, по общему правилу, не приносится. Если одно и то же лицо избирается президентом на второй срок, то обычно требуется повторное принесение присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке, в России — в Кремле при особом составе присутствующих.

Конституция РФ предусматривает присутствие на присяге Президента членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда (кворума не требуется, но на практике торжественный акт присяги происходит при максимуме участия членов названных органов). В России присяга носит светский характер и приносится на Конституции РФ (в некоторых странах присяга-клятва президента приносится на Библии или на Коране). После того как Президент РФ принес присягу, исполняется государственный гимн.

Порядок прекращения полномочий Президента РФ

Нарушение присяги Президентом является основанием для отрешения его от должности (такая процедура во многих странах носит название импичмента) и последующего возможного предания суду по обвинению в совершении тяжкого уголовного преступления.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента по трем основаниям:

1. по инициативе самого Президента (добровольная отставка);

2. в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия (по состоянию здоровья);

3. по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.

Следует отметить, что в Конституции РФ определена процедура прекращения полномочий Президента только для случаев его отрешения от должности.

Статья 91 Конституции РФ указывает, что Президент РФ обладает неприкосновенностью, «но он может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Советом Федерации. При этом инициатива в данном вопросе должна исходить от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Конституцией, а именно ст. 93, установлен весьма сложный порядок отрешения Президента от должности. Он проводится в три этапа. Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

На втором этапе необходимо получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента от должности включает в себя принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.

В любом случае отрешение Президента от должности является чрезвычайным событием для общества, которое может повлечь самые различные последствия. В российской практике подобные прецеденты пока не имели места.

Что касается механизма досрочного прекращения полномочий Президента по мотивам стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья, то он остался не урегулированным ни Конституцией РФ, ни иными нормативными правовыми актами. В российской политической практике имели место попытки отрешения от должности Президента в связи с его «неспособностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья».

Отсутствие законодательных процедур подобного процесса поставило перед законодателем необходимость разрешения следующих вопросов:

1. каковы критерии степени неспособности Президента (перечень болезней, исключающих исполнение обязанностей; длительное по времени нахождение в лечебном учреждении; иные) исполнять свои обязанности по состоянию здоровья;

2. от кого должна исходить инициатива, кто и в каком порядке может освидетельствовать Президента и давать заключение по этому вопросу;

3. какую юридическую силу имеет данное заключение и можно ли его оспорить.

Думается, что в этом вопросе следует учесть соответствующий зарубежный опыт.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Поскольку исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не является избранным должностным лицом, то Конституция РФ ограничивает его полномочия: (1) во времени — досрочные выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий; (2) по объему — он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

 

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура

1. Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.
Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.
Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.
Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.
Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.
Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.
2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.
Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.
Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание.
Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником.
Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.
Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.
Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.

 

 

Законодательный процесс

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.045 с.)