Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент США : порядок избрания ,компетенция, импичмент.

Поиск

Высшим должностным лицом страны, а также главой исполнительной власти является президент США. Президент США избирается на 4-летний срок путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган - коллегия выборщиков, которая затем избирает президента. В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей. Число выборщиков от каждого штата различно. Например, штаты Род-Айленд, Аляска избирают наименьшее число выборщиков - 3 (поскольку штаты представлены в Конгрессе 2 сенаторами и 1 представителем), штат Арканзас - 6; Пенсильвания - 23, Техас -32. Наибольшее число выборщиков избирает Калифорния - 54. Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51 % избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49 % голосов избирателей этого штата, не получает ничего. Для избрания президента необходимо набрать270 голосов выборщиков или больше, то есть больше половины от их общего числа. Система косвенных выборов президента США достаточно сложна и запутана и может сильно исказить волю народа. Например, на выборах 1992 года Б. Клинтон набрал 43 млн. голосов избирателей, но получил 75% голосов выборщиков, Д. Буш - 37 млн. голосов, но 25% выборщиков, Р. Перо - 19 млн. голосов и 0 выборщиков. Но это устоявшаяся традиция. В конце 60-х гг. ХХ столетия выдвигались предложения отменить выборы через Коллегию выборщиков и перейти по примеру других стран к прямым выборам президента. Это предложение вызвало резкое сопротивление мелких и средних штатов, которых большинство и для которых сегодняшняя система - возможность штата решить судьбу выборов. В том случае если ни один из кандидатов не наберет большинства голосов членов коллегии выборщиков (то есть 270 и более), президента США из трех лучших по результатам выборов кандидатов избирает Палата представителей Конгресса, а вице-президента - Сенат. Президентом США может быть избран: гражданин США по рождению; достигший 36 лет; обладающий избирательным правом; проживший в стране не менее 14 лет. В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности. В случае смерти или отставки президента вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если стал вакантным пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков. (Данная норма была установлена XX I I поправкой к конституции в 1951 году после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США четырежды и умер на своем посту). Выборы президента США проходят в четко определенный срок - в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года, а вступление в должность 20 января следующего года. Полномочия президента. Институт импичмента Президент США обладает значительным объемом полномочий: назначает министров с последующим их утверждением Сенатом; непосредственно руководит работой Кабинета министров, который ответственен исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия Кабинету министров); в любой момент может освободить любого министра от должности; самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне; назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом; является главнокомандующим вооруженных сил страны; руководит внешней политикой, подписывает международные договоры; осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы; назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом; обращается с посланиями к стране. Важнейшим полномочием президента в сфере законодательного процесса является право вето. Президент имеет право в 10-дневний срок наложить вето на любой закон, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США преодолеть вето президента практически невозможно. Обычно вето преодолевается примерно в 10 % случаях. Конституция США предусматривает возможность особой процедуру - импичмента - парламентского суда с возможным освобождением от должности президента и других должностных лиц. Процедура импичмента состоит из следующих стадий: юридический комитет палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента; после прений Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената, при этом формулируются конкретные пункты обвинения - "статьи импичмента"; дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело; сенат выступает в качестве суда присяжных; без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения; решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов; если хоть один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность. За годы существования США судом импичмента были осуждены только 4 судей. Трижды к суду импичмента привлекались следующие президенты США: в 1868 г. - Э. Джонсон, в 1974 г. - Р. Никсон, в 1999 г. - Б. Клинтон. Во всех трех случаях импичмент с юридической точки зрения оказался безрезультатным. За всю американскую историю ни один американский президент не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 году со своего поста добровольно с целью избежать импичмента ушел президент Р. Никсон. Сейчас президентом США является Барак Обама, он занимает эту должность с 20 января 2009.

45. Судебная система США. Ее специфика заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система. Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются либо населением, либо легислатурой, либо должностными лицами), свою систему наказаний. Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата. Одновременно (в том числе и на территории каждого штата) действует федеральная судебная система, в структуру которой входят: Окружные суды- 94; Апелляционные - 12; Верховный суд США. В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов. Территория округа не совпадает с территорией штата. Территория 1 апелляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов. Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Судьи назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената. Важной особенностью Верховного суда США является то, что он правомочен осуществлять и осуществляет на практике конституционный контроль. Начиная с 1803 г. господствует доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию и данное толкование осуществляют суды и судьи. Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, апелляционный процесс проходит, как и процесс по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов, т.е. дело рассматривается по существу. Апелляционные суды рассматривают также жалобы на решения налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности – Верховный суд США). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах – морские суды и т.д. В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным. Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных объединений и судебных инстанций. В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый выше хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) – приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) – запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться). Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.

46.Американский федерализм. На сегодняшний день территорию США составляют 50 штатов, федеральный округ Колумбия (столица - г. Вашингтон) и 2 свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономку и валюту) - Пуэрто-Рико и Гуам. Составные части федерации - штаты - обладают многими признаками государства, поскольку имеют: свою конституцию; свои законы; собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата; гражданство штата; свои органы государственной власти; символику. Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права: выходить из состава федерации; вводить внутреннюю таможню; вводить на своей территории собственную валюту; самостоятельно вести международную политику; иметь свои вооруженные силы. В остальном штатам предоставлена полная свобода. Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру). Она во всех штатах, кроме Небраски, имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, состоит из: Палаты представителей штата; Сената штата. Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор. Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно составляет 2 или 4 года. В каждом штате имеется система местного самоуправления. Наиболее распространенными муниципальными единицами, на которые делится штат, являются графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем: управляющим, которого нанимает муниципальный совет; мэром (муниципальной главой) совместно с муниципальным советом; специальной комиссией, избираемой гражданами. Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861–1865 гг.). Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространными). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов (см. илл.2). Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов – выборщиками) на 2–4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица – казначей, атторней и др. – могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов

Составные части федерации - штаты - обладают многими признаками государства, поскольку имеют: свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространными); свои законы; собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата; гражданство штата; свои органы государственной власти; символику. Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права: выходить из состава федерации; вводить внутреннюю таможню; вводить на своей территории собственную валюту; самостоятельно вести международную политику; иметь свои вооруженные силы. В остальном штатам предоставлена полная свобода.

Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру). Она во всех штатах, кроме Небраски, имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, состоит из: Палаты представителей штата и Сената штата. Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый прямыми выборами по одномандатному округу. Наряду с ним избирается лейтенант-губернатор (заместитель). В половине штатов они могут избираться только на 2 срока, в других переизбрание не ограничено. Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно составляет 2 или 4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который в 49 штатах обладает правом отлагательного вето. Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица – казначей, атторней и др. – могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.

В каждом штате имеется система местного самоуправления. Наиболее распространенными муниципальными единицами, на которые делится штат, являются графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем: управляющим, которого нанимает муниципальный совет; мэром (муниципальной главой) совместно с муниципальным советом; специальной комиссией, избираемой гражданами.

Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса и законодательных собраний штатов.

Конституция Франции 1958г.

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны и Конституции 1958 г. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса (освобождение Алжира).Правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование. В действующей редакции Конституция Пятой Республики состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Франция провозглашается правовым, светским, социальным государством.

Большинство норм Основного закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного Совета - органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний

По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая» ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов.предметом пересмотра не могут быть: территориальная целостность Франции и республиканская форма правления.Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом.

 

48. Президент Франции: порядок избрания, компетенция, взаимодействие с Правительством и Парламентом.

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти). С 15 мая 2012 года - Франсуа Олланд. Центральное место в системе государственного управления Франции принадлежит Президенту Республики. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент Республики – гарант соблюдения Конституции Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские должности, представляет страну в международных отношениях.

Президент в Конституции Пятой республики упоминается во 2 разделе Конституции (а именно с 5 по 19 статью).

Президент избирается на пять лет прямым всеобщим голосованием (по одномандатной мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет). Условия для осуществления настоящей статьи, определяются органическим законом (ст. 6 Конституции).

Порядок избрания Президента определяется в ст. 7 Конституции: Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем уже участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий действующего Президента. Голосование является открытым по призыву правительства.

Для выдвижения кандидатуры на пост Президента Республики необходимо собрать в ее поддержку не менее 500 подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые должны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в Президенты должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся публикуются. При выборах Президента сумма залога равна 10 тыс. франков. Кандидаты на пост Президента страны должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - письменное обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном печатном органе Республики. Если в течение семи дней, предшествующих дате закрытия номинаций, один из желающих менее чем за тридцать дней до этой даты, публично объявил о своем решении быть кандидатом умирает или становится недееспособным, Конституционный совет может принять решение - отложить выборы. Если до первого тура голосования, кандидат умирает или становится недееспособным, Конституционный совет объявляет выборы отложенными. В Конституции не установлено ограничений на многократное занятие должности Президента одним лицом, тем самым допускается возможность занимать пост Президента неограниченное число раз. Компетенция. Выделяются конкретные (собственные) и общие полномочия Президента Республики. Конкретные полномочия: 1) назначение главы правительства - премьер-министра (посредством референдума, по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат); 2) право досрочного роспуска парламента - Национального собрания; 3) право сообщения парламентских ассамблей о назначении трёх членов, и председатель Конституционного совета; 4) право обращения в Конституционный Совет.

Другие полномочия Президента Республики (скрепляются подписями премьер-министра и, при необходимости, ответственными министрами): 1) назначает министров и прекращает их функции (по предложению премьер-министра); 2) подписывает ордонансы и декреты, которые обсуждаются в Совете министров; 3) может созвать парламент на внеочередную сессию (по просьбе правительства или большинства депутатов); 4) имеет право помилования; 5) назначает послов; 6) ведёт переговоры и ратифицирует договоры и др.

Компетенции Президента Республики в законодательной сфере сводятся к трем основным позициям. Во-первых, Президент осуществляет непосредственное нормативно-правовое регулирование тех или иных сфер общественной жизни посредством ордонансов и декретов, имеющих такую же юридическую силу, что и законы. Во-вторых, Президенту принадлежит право законодательной инициативы в ряде конституционно-политических вопросов, право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом, а также право промульгации законопроектов. В-третьих, Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания, которое ограничивается в следующих случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в течение года после досрочных выборов.

Президент Республики несёт ответственность за принятие законов в течение пятнадцати дней после передачи их Правительству для окончательного утверждения. Президент может попросить Парламент второй раз обсудить закон или некоторые его статьи, в этой просьбе ему не может быть отказано.

В сфере судопроизводства Президент обладает правом помилования, а также назначения и перемещения судей.

Президент Республики председательствует в определённых случаях

1) Председательство в Совете министров;2) Президиум Совета судей;3) В качестве главнокомандующего, председатель советов и главных комитеов национальной обороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.011 с.)