Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акты Президента Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указами оформляются решения Президента Российской Федерации нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, о награждении государственными наградами, о присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании. Распоряжения Президента Российской Федерации – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[1]. Акты Президента Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента Российской Федерации публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. Основания и порядок прекращения полномочий
Конституция РФ (ст. 92 Конституции РФ) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента Российской Федерации. В обычном порядке Президент Российской Федерации прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации могут быть прекращены досрочно: 1) по инициативе самого Президента Российской Федерации – в случае его отставки; 2) в случае смерти; 3) по не зависящим от воли Президента Российской Федерации причинам – в случае стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 4) по инициативе Федерального Собрания Российской Федерации – в случае принятия им решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности (импичмент). Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Отрешение Президента РФ от должности – это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств. Основаниями для отрешения Президента Российской Федерации от должности являются совершение Президентом Российской Федерации государственной измены или иного тяжкого преступления. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности складывается из трех этапов (ст. 93 Конституции Российской Федерации): 1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации направляется Государственной Думой для дачи заключения специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения. Если предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации. 2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации считается отклоненным. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации. Если решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента Российской Федерации прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения. С момента досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. ЛЕКЦИЯ 14. Высшие органы законодательной власти
Вопросы: 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 4. Законодательный процесс в Российской Федерации. 5. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания
Конституция Российской Федерации 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть нормативные правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит издвух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Он включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации; 3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Конституционно-правовой статус Государственной Думы
Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч. 3 ст. 95) и избирается сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч. 1 ст. 97). В соответствии с Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Согласно этому Закону в таком порядке 4 декабря 2011 г. была избрана ныне действующая Государственная Дума (шестого созыва), в состав которой вошли: партия «Единая Россия» – 238 мест, партия «КПРФ» – 92 мест, партия «ЛДПР» – 56 мест и партия «Справедливая Россия» – 64 мест. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принять участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. До распределения депутатских мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат. Федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству; заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. В соответствии со ст. 105 Конституции Российской Федерации Государственной Думой принимаются федеральные законы. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст.ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о распорядке работы депутатов Государственной Думы на очередную сессию, проект которого вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, принимается на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.
3. Конституционно-правовой статус Совета Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания[2], и решениями Совета Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания. Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю – с 25 января по 15 июля; на осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.009 с.) |