Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники конституционного права России

Поиск

Под источниками конституционного права понимаются формы выражения и закрепления конституционно-правовых норм. Это нормативные правовые акты, к числу которых относятся следующие:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

законы.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов:

1) федеральный конституционный закон принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (например, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и др.);

2) федеральный закон (например, Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.);

3) закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном статьей 136 Конституции РФ. Какого-либо упоминания об этом правовом акте в Конституции нет. Он определен Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П отметил, что «Положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3–8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» (например, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»);

указы Президента РФ (например, Указы Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах», «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации»);

постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (например, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа”», «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности», «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»);

постановления Правительства РФ (например, Постановления Правительства «Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты космической инфраструктуры», «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты», «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»);

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств);

конституционно-правовые договоры и соглашения (например, Федеративный Договор от 31 марта 1992 года и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (конституции (например, Конституция Республики Дагестан), уставы (например, Устав Тюменской области); законы (например, Закон г. Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы» ), постановления (например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 годы (программа “Толерантность”)») и др.;

акты органов местного самоуправления, если они регулируют отношения в сфере конституционного права (например, Устав г. Тюмени, Устав г. Кургана).

Среди всех вышеназванных источников конституционного права особое место занимают:

некоторые правовые акты СССР и РСФСР – в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство (например, Постановление Верховного Совета РФ «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» от 12 декабря 1991 г. № 2014-1);

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные правоотношения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ названные принципы, нормы и договоры являются составной частью правовой системы России. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора;

решения Конституционного Суда РФ. Это специфический вид источников конституционного права Российской Федерации, так как Конституционный Суд не принимает нормативные правовые акты. Однако его решения содержат правовые позиции о признании правового акта или отдельных его норм не соответствующими Конституции РФ, что в итоге влечет прекращение действия данного правового акта или отдельных его норм. Кроме того, Конституционный Суд дает официальное толкование Конституции, определяет конституционно-правовой смысл законов и иных нормативных правовых актов. Такие полномочия Конституционного Суда, хотя несколько в усеченной форме, но позволяют говорить о его причастности к правотворческому процессу и рассматривать его решения в качестве особого вида источников конституционного права России (например, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области»).

Место конституционного права

В системе российского права

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, обусловливая содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права – Конституция РФ – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение демократического, федеративного, правового, социального, суверенного, светского государства с республиканской формой правления;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубъектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубъектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право, провозглашая федеративное устройство Российской Федерации, устанавливает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяя возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального законодательства;

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию федеральных органов власти, принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс – процедуру создания норм права – исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.


ЛЕКЦИЯ 2.

Учение о Конституции России. Юридическая
характеристика Конституции России

Вопросы:

1. Понятие, сущность и функции Конституции России.

2. Форма и структура Конституции России.

3. Классификация конституций.

4. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок.

6. Этапы конституционного развития России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.008 с.)