Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники конституционного права РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под источниками конституционного права понимаются формы выражения и закрепления конституционно-правовых норм. Это нормативные правовые акты, к числу которых относятся следующие: – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; – законы. Конституция РФ предусматривает следующие виды законов: 1) федеральный конституционный закон принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (например, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и др.); 2) федеральный закон (например, Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.); 3) закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном статьей 136 Конституции РФ. Какого-либо упоминания об этом правовом акте в Конституции нет. Он определен Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П отметил, что «Положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3–8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» (например, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»); – указы Президента РФ (например, Указы Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах», «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации»); – постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (например, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа”», «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности», «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»); – постановления Правительства РФ (например, Постановления Правительства «Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты космической инфраструктуры», «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты», «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»); – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств); – конституционно-правовые договоры и соглашения (например, Федеративный Договор от 31 марта 1992 года и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации); – нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (конституции (например, Конституция Республики Дагестан), уставы (например, Устав Тюменской области); законы (например, Закон г. Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы» ), постановления (например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 годы (программа “Толерантность”)») и др.; – акты органов местного самоуправления, если они регулируют отношения в сфере конституционного права (например, Устав г. Тюмени, Устав г. Кургана). Среди всех вышеназванных источников конституционного права особое место занимают: – некоторые правовые акты СССР и РСФСР – в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство (например, Постановление Верховного Совета РФ «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» от 12 декабря 1991 г. № 2014-1); – общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные правоотношения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ названные принципы, нормы и договоры являются составной частью правовой системы России. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора; – решения Конституционного Суда РФ. Это специфический вид источников конституционного права Российской Федерации, так как Конституционный Суд не принимает нормативные правовые акты. Однако его решения содержат правовые позиции о признании правового акта или отдельных его норм не соответствующими Конституции РФ, что в итоге влечет прекращение действия данного правового акта или отдельных его норм. Кроме того, Конституционный Суд дает официальное толкование Конституции, определяет конституционно-правовой смысл законов и иных нормативных правовых актов. Такие полномочия Конституционного Суда, хотя несколько в усеченной форме, но позволяют говорить о его причастности к правотворческому процессу и рассматривать его решения в качестве особого вида источников конституционного права России (например, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области»). Место конституционного права В системе российского права Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, обусловливая содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами: 1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства; 2) основной источник конституционного права – Конституция РФ – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер; 3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение демократического, федеративного, правового, социального, суверенного, светского государства с республиканской формой правления; 4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубъектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубъектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права; 5) конституционное право, провозглашая федеративное устройство Российской Федерации, устанавливает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяя возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального законодательства; 6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию федеральных органов власти, принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права; 7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс – процедуру создания норм права – исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы. ЛЕКЦИЯ 2. Учение о Конституции России. Юридическая Вопросы: 1. Понятие, сущность и функции Конституции России. 2. Форма и структура Конституции России. 3. Классификация конституций. 4. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. 5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. 6. Этапы конституционного развития России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.009 с.) |