Понятие и предмет конституционного права России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет конституционного права России



Конспект лекций

 

ЛЕКЦИЯ 1

Общая характеристика конституционного права России как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Вопросы:

1. Понятие и предмет конституционного права России.

2. Конституционно-правовые нормы.

3. Конституционно-правовые отношения.

4. Источники конституционного права России.

5. Место конституционного права в системе российского права.

Понятие и предмет конституционного права России

 

Конституционное право России – это ведущая отрасль правовой системы России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством правовых норм, которые направлены на регулирование определенных общественных отношений. Эти общественные отношения, регулируемые нормами права, в юриспруденции принято называть ее предметом (или предметом правового регулирования).

Таким образом, предметом правового регулирования любой отрасли права являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию, а с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Предметом конституционного права России являются общественные отношения, возникающие: 1) между человеком и государством; 2) в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Итак, конституционное право России – это ведущая отрасль правовой системы России, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих: 1) права и свободы человека и гражданина, 2) федеративное устройство, 3) систему государственной и местной власти, 4) основы конституционного строя.

Конституционное право как наука – это комплекс научно-обоснованных, концептуально-оформленных взглядов, идей, теорий, оценок об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, федеративном устройстве, организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и других важных государственно-правовых явлениях. Следовательно, в составе науки конституционного права выделяются относительно обособленные группы, комплексы научных положений, теорий, концепций, сформулированные в результате познания и научного анализа конституционно-правовой действительности. Комплексы таких знаний или научные теории находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя в единстве целостный научный комплекс - систему науки конституционного права. Система науки не является произвольной, она зависима от объекта изучения. С этой точки зрения система конституционного права в значительной мере подчинена системе отрасли конституционного права. Однако наука содержательнее изучаемого ею предмета одноименной отрасли права. В ее задачу входит обоснование особенностей самой отрасли, ее места в правовой системе, разработка понятийного аппарата, исследование национальных источников конституционного права в сопоставлении с зарубежными аналогами, оценка действенности конституционно-правовых институтов и др.

Конституционное право России как учебная дисциплина – это система знаний об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, федеративном устройстве, организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые преподаются и изучаются в учебных заведениях юридического профиля в соответствии с государственными образовательными стандартами.

 

Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные, формально определенные правила, которые устанавливаются и охраняются государством и направлены на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе общие признаки, характерные для любой правовой нормы, и специфические, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим признакам относятся:

нормативность. Норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений;

обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений;

общеобязательность правовой нормы проявляется в том, что предписание правовой нормы обязательно для всех субъектов, на которых она распространяет свое действие;

формальная определенность включает в себя два основополагающих признака: 1) формальность правовой нормы, которая означает, что нормы содержатся в определенных актах – источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу; 2) определенность правовой нормы, т.е. четкость, понятность, доступность предписаний правовой нормы для всех участников конституционных правоотношений;

– у становление и охрана государством;

направленность на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Место конституционного права

В системе российского права

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, обусловливая содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права – Конституция РФ – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение демократического, федеративного, правового, социального, суверенного, светского государства с республиканской формой правления;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубъектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубъектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право, провозглашая федеративное устройство Российской Федерации, устанавливает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяя возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального законодательства;

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию федеральных органов власти, принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс – процедуру создания норм права – исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.


ЛЕКЦИЯ 2.

Учение о Конституции России. Юридическая
характеристика Конституции России

Вопросы:

1. Понятие, сущность и функции Конституции России.

2. Форма и структура Конституции России.

3. Классификация конституций.

4. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок.

6. Этапы конституционного развития России.

Классификация конституций

1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные (дарованные сверху главой государства – монархом) и принятые легитимным способом (неоктроированные) парламентом, учредительным собранием или на референдуме.

Конституция Российской Федерации – неоктроированная, потому что принята народом на референдуме.

2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрен для текущего законодательства. Конституция Российской Федерации – жесткая (см. главу 9 Конституции РФ).

3. По форме правления, закрепляемой конституциями, они делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г., Основной закон Германии 1949 г.).

Конституция Российской Федерации – республиканская.

4. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные.

Конституция Российской Федерации – демократическая.

5. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные.

Конституция Российской Федерации – федеративная.

6. По форме – способу организации конституционных норм – конституции бывают «писаные» и «неписаные» (частично писаные).

Конституция Российской Федерации – писаная.

7. По времени действия конституции разделяются на временные и постоянные.

Конституция Российской Федерации – постоянная.

В науке конституционного права принято также выделять юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция – это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция – это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.

 

Российской Федерации

Юридические свойства Конституции Российской Федерации – это особенности, позволяющие рассматривать ее в качестве основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции России относятся:

1. Учредительный характер Конституции РФ проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности.

2. Легитимность Конституции РФ состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально избранным для принятия конституции, – учредительным собранием).

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативных правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» – гласит ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Прямое действие Конституции РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

5. Реальность Конституции РФ означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической).

6. Конституция РФ является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу труда, право на защиту от безработицы, право на отдых, развивается трудовое право России.

7. Программность Конституции РФ проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

8. Стабильность Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

 

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
и принятия конституционных поправок

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра глав 1, 2, 9 и 3–8 (см.: главу 9 Конституции РФ).

 

ЛЕКЦИЯ 3.

ЛЕКЦИЯ 4.

В Российской Федерации

Вопросы:

1. Понятие, признаки, принципы и структура гражданского общества.

2. Конституционные основы экономической системы Российской Федерации.

Гражданского общества

 

В связи с этим можно выделить комплекс признаков гражданского общества.

Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов.

Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур).

В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе.

В-четвертых, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных структур и объединений, не зависящих от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав: гражданское общество — это третий общественный сектор наряду с государством и рынком.

Гражданское общество функционирует и развивается, следуя таким принципам, как:

• равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

• гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов;

• экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

• гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;

• создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, социально активных, ответственных перед законом членов общества;

• свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

• существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает в себя законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурно-духовной и информационной. Характеристика этих систем дана в следующих параграфах этой же главы.

 

2. Конституционные основы экономической системы
Российской Федерации

 

Под экономической системой общества понимается совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе.

Конституция РФ в отличие от прежних конституций советского периода в ст. 8 закрепляет важнейшие принципы экономической системы:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ);

2) поддержка конкуренции – один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения.

4) многообразие и равная защита форм собственности. В Российской Федерации устанавливается равенство всех форм собственности. Конституция РФ выделяет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Под собственностью следует понимать материальные, духовные ценности, продукты интеллектуальной деятельности, имущество, принадлежащие кому-либо или находящиеся в полном распоряжении кого-нибудь.

Функционирование экономики предполагает не только активную деятельность различных хозяйствующих субъектов, но и государственное регулирование как всей экономики, так и отдельных ее составных частей. Конституционные основы такого регулирования следует рассматривать в двух аспектах:

1. Определение общих условий функционирования хозяйствующих субъектов в национальной экономике.

2. Распределение полномочий законодательных и исполнительных органов в области экономической системы на уровне федерального центра.

Регулирование экономики на уровне Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Центральный банк РФ.

3. Конституционные основы политической системы
Российской Федерации

Политика (в переводе с греч. – «государственные дела», «искусство управлять государством») – это отношения, возникающие по поводу государственной власти, между классами, нациями, органами государственной власти, отдельными социальными группами, индивидами внутри государства (внутренняя политика), а также между государствами на международной арене (внешняя политика).

Система (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Таким образом, политическая система – это взятые в единстве и взаимодействии учреждения и организации, осуществляющие государственную власть.

К элементам политической системы традиционно относят:

– политические институты;

– политические нормы, регулирующие политические отношения;

– политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

– политическая культура и политическое сознание.

 

В Российской Федерации

 

Социальная система - это совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними, т.е. первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Среди них, прежде всего, следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей (это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе). Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека (это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах — клубах, общественных объединениях и т.п.). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами). В социальной сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация отдельных индивидов и их общностей в соответствии с их интересами в самостоятельные институциализованные формы и т.п.;

В Российской Федерации

 

Культурно-духовная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовных и культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием, которое является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, гуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. В духовной сфере к элементам гражданского общества можно отнести наличие (учитывающее реальную степень осуществления) важнейших прав и свобод личности — свободы мысли, совести, слова, права публично высказывать свое мнение; реализация этих прав и свобод может выражаться как в самодеятельности индивидов и их независимости от давления государственных структур, так и в духовной независимости и самостоятельности творческих объединений, научных сообществ и т.д.

В Российской Федерации

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Конституция РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации (ст. 29). Это конституционное положение находит свое развитие в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.


ЛЕКЦИЯ 5.

Конституционные основы правового положения
человека и гражданина в Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Понятие правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Принципы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Гарантии правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

ЛЕКЦИЯ 6.

Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина в Российской Федерации

 

Вопросы:

Российской Федерации

Конституционные обязанности – составная часть правового положения человека и гражданина. Это требование Основным законом должного поведения от человека и гражданина.

Изучение содержания действующей Конституции РФ свидетельствует о значительном сокращении норм, закрепляющих только обязанности, возложенные на граждан. Многие обязанности сформулированы в связи с предоставлением прав и свобод. Так, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 21 Конституции РФ – обязанность уважать достоинство других лиц; в ч. 2 ст. 36 – обязанность не наносить ущерб окружающей среде, не нарушать права и свободы других лиц в процессе пользования землей и иными природными ресурсами. Части 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ предусматривают обязанности родителей по воспитанию детей и совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; ч. 4 ст. 43 Конституции РФ – обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Закрепляя свободу творчества, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и беречь памятники истории и культуры и др.

В то же время в Конституции РФ есть и прямо закрепленные пять видов основных всеобщих обязанностей: 1) обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); 2) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ); 4) обязанность защиты Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ); 5) воинская обязанность (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ).


ЛЕКЦИЯ 7.

ЛЕКЦИЯ 8.

Конституционные основы государственного устройства
Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Понятие и формы государственно-территориального устройства.

2. Принципы российского федерализма.

Устройства

 

Государственно-территориальное устройство – это внутренняя организация государственной власти, система взаимоотношений между центральной властью и территориальными государственными органами.

Принято выделять две основные формы государственно-территориального устройства государства: унитарное государство и федеративное.

Унитарное государство – это государство, делящееся на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Унитарные государства состоят из административно-территориальных единиц, статус которых в большинстве случаев определяется актами текущего законодательства центральной власти. В унитарных государствах, как правило, действует единая система законодательства и единая система органов государственной власти. Центральная власть осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов государственной власти.

Федеративное государство –это сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов федерации), имеющих особый политико-правовой статус.

Признаки федеративного государства:

– составные части федеративного государства являются субъектами федерации. В отличие от унитарных государств власть в федеративных государствах распределяется по вертикали;

– субъекты федерации, как правило, имеют свою конституцию (устав), свое законодательство (не противоречащее федеральной конституции и федеральному законодательству);

– субъекты федерации имеют образованные самостоятельно законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти;

– субъекты федерации нередко имеют свой гимн, флаг и герб;

– территория субъекта федерации может быть изменена только лишь с его согласия;

– субъекты федерации не являются государствами в полном смысле слова, они не обладают суверенитетом, они не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава федеративного государства, они лишены права участия в международных отношениях с другими государствами.

ЛЕКЦИЯ 9.

Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.


ЛЕКЦИЯ 10.

Административно-территориальное устройство
субъектов Российской Федерации

 

Вопросы:

ЛЕКЦИЯ 11.

Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

2. Понятие и признаки государственного органа.

3. Система органов государственной власти Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации с особым статусом.

 

1. Конституционные принципы организации и деятельности
органов государственной власти Российской Федерации

 

Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации – это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 2, 7 Конституции РФ);

– демократизм (ст. 3 Конституции РФ);

– федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

– разделение властей (ст.ст. 10, 11 Конституции РФ);

– законность (ст. 15 Конституции РФ);

– деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);

– светский характер (ст. 14 Конституции РФ).

ЛЕКЦИЯ 12.

Избирательное право и избирательная система
Российской Федерации

 

Вопросы:

Назначение выборов

Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, а прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Голосование

Голосованиеявляется центральной стадией избирательного процесса.

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

ЛЕКЦИЯ 13.

ЛЕКЦИЯ 14.

Высшие органы законодательной власти
в Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.175 с.)