Характеристика отраслей права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика отраслей права



Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

ормы современного российского государства.
Форма правления в РФ.
В РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей: наряду с признаками президентской республики (это, в частности контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Форма устройства РФ.
Россия имеет уникальное устройство, где органически сочетаются и территориальная, и национальная федерации. Здесь 32 субъекта созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе и не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население. В соответствии с Конституцией РФ «состоит из республик, областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ». «Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы гос.власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос.власти и органами гос.власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ».
Форма режима. «Демократия».

 

22.Отрасли и институты права: понятие и виды.

22.

Правовой институт — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные от­ношения. Например, отрасль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения».

Виды институтов:

1) по характеру предписаний, содержащихся в них институты подразделяются на правоохранительные (институт материальной ответственности в трудовом праве), функциональные (институт искового производства в ГПК РФ), общие (раздел 1 ГК РФ под названием «Общие положения»)

2) в зависимости от характера - на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

3) в зависимости от сферы распространения – на отраслевые (институт наследования; институт развода), межотраслевые (институт частной собственности), комплексные (институт избирательного права включает в себя нормы государственного и административного права);

4) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Правовые нормы, входящие в конкретные правовые институты, как правило, сгруппированы в источниках права в отдельных разделах, частях. Правовые институты позволяют комплексно, всесторонне регулировать, упорядочить соответствующий вид общественных отношений.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует его подотрасль. Например, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; муниципальное – подотраслью административного права.

Отрасль права — это совокупность правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных отно­шений, например, имущественных, брачно-семейных и иных. Эти структурные подразделения объединяют в единый комплекс правовые институты, позволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества, а не только отдельные виды общественных отношений.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных актов во времени определяется двумя мо­ментами: а) временем вступления в законную силу и б) временем утраты законной силы.

По общему правилу нормативный акт вступает в силу:

- со вре­мени его принятия правотворческим органом;

- с того времени, которое указано в самом акте;

- по истечении определенного срока после опубли­кования. Законы Российской Федерации вступают в силу по ис­течении 10 дней. Акты Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают по истечении 7 дней. Ведом­ственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации.

Нормативные акты утрачивают силу:

- по истечении срока действия, на который издан норматив­ный акт;

- в результате отмены акта путем публикации решения об от­мене в специальном перечне отменяемых актов;

- в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний акт.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от иерар­хии государственного органа, издавшего нормативный акт:

- акты федеральных органов действуют на всей территории федерации;

- республиканские акты — на территории данной республики;

- нор­мативные акты местных органов имеют силу лишь на подведомст­венной территории.

Под территорией Российской Федерации понимаются суша, территориальные воды, воздушное пространство над ними и зе­мельные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, яв­ляются морские и воздушные суда, космические корабли и стан­ции, несущие российский флаг, трубопроводы, подводные корабли и другие объекты, принадлежащие России, которые находятся в свободном пространстве.

Действие н-п акта (по кругу лиц)распространяется на граждан данного государства.Особым статусом обладают дипломатические представители и работники пасольств.Действие отдельных актов распространяется на определенную категорию граждан(пенсионеры,студенты)

 

29.

Юридические факты и их классификация

-это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Виды Юридических фактов

1 по зависимости от индивидуальной воли субъекта:

-события-жизненные обстоятельства,наступление которых не зависит от воли людей(рождение,смерть,стихийное бедствие)

-действия-…которые зависят от воли людей.(сюда относится и бездействие)

Все действия подразделяются:

=правомерные(которые соответствуют предписаниям правовых норм)

А)юридические акты –правомерные действия,направленные на достижение определенных правовых результатов и совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения(заключение договоров)

Б) юридические поступки-правомерные действия,которые вызывают наступление юр-х последствий независимо от того,предвидело ли их лицо(создание худ-го произведения)

=неправомерные(не соответствуют)

2.по структуре:
-простые юридические акты(содержат одно жиз-е обстоятельство,влекущее юр-е последствие)

-сложные юр-е акты(2 и более жиз-х обстоятельств,которые вместе и по отдельности порождают юр-е последствия).

 

34. Органы законодательной власти на примере Российской Федерации.(34,41,46-учебник+Конституция).

Понятие правовой системы

Правовая система включает в себя три элемента:

1. совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно организующее воздействие на общественные отношения и поведение людей;

2. правовую идеологию (совокупность взглядов и идеи, доктрины, концепции и т.д.);

3. юридическую практику (законодательную, судебную, адвокатскую, нотариальную и т.д.).

В узком смысле слова под правовой системойпонима­ется право определенного государства, то есть национальная пра­вовая система. В более широком смысле термин «правовая система» служит для обозначения правовых семей, то есть совокуп­ности национальных правовых систем, имеющих сходные призна­ки. В рамках одной правовой семьи на основе некоторой общности возможно выделение определенных групп правовой системы.

Славянская правовая семья

Славянская система права представляет собой видоизмененную континентальную правовую систему, новую систему, которая сложилась под влиянием особенностей формирования и развития славянского типа государства, правовой общности, образуемой странами славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

В составе славянской правовой семью выделяются группа восточнославянского права (Россия, Беларусь, Украина) и южнославянская группа права (Сербия, Черногория). Исторически славянская правовая семья основывается на правовой культуре Византийской империи, обычаях славян и традициях православия.

Характерные черты данной правовой системы:

- обособление данной правовой семьи отражает историческую и этнокультурную специфику России, других восточноевропейских стран. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством;

- особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления;

- формирование особого типа социального статуса личности, которому свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства;

- тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).

- юридические источники славянской правовой семьи через Византию (Восточно-Римскую империю) унаследовали законодательные традиции римского права и таким своего рода «кружным» путем примыкают к романо-германской правовой семье;

- на современном этапе основными источниками права служат нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры и правовые обычаи. Юридический прецедент как источник права играет «неофициальную» роль;

- ведущий элемент славянской правовой семьи российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают два таких различных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской империи и советское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими Особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии (которая также во многом имеет национальную детерминацию) можно говорить о преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России;

- сферой влияния российской правовой системы исторически продолжает оставаться территория бывшего Союза ССР, республики которого пользовались с Россией фактически одним и тем же правом, что, вероятно, имеет определенную объективную обусловленность. Несмотря на процессы активной суверенизации, эта обусловленность, скорее всего, сохранит свое действие и в будущем.

Индусское право

Индусское право тесно связано с религией и распространено в Индии, а также среди индусов, проживающих в Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малай­зии и восточном побережье Африки.

Источниками индусского права являются Веды - религиоз­ные сборники, отдельные строки которых содержат правила по­ведения, и Дхармашастры - свод различных правовых норм, выработанных древними жрецами.

После провозглашения независимости Индии (1947 г.) база правовых источников начала кардинально изменяться, что выразилось в принятии законов, резко ограничивших сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую оче­редь законами и прецедентами.

В современных условиях индусское право как регулятор сохраняет свое значение в брачно-семейных, наследственных отношениях и кастовом делении.

Система обычного права

Система обычного права характерна для многих африканских стран, где на протяжении веков господствовали племенные обычаи.

Колонизаторская политика европейских государств привела к распространению в Африке элементов французского (во французской Африке и на Мадагаскаре), португальского (в Анголе и Мозамбике), английского (в ко­лониях Англии) права.

В условиях национальной независимости главной тенденцией развития обычного права молодых африканских государств являет­ся ограничение правовых обычаев и расширение круга обществен­ных отношений, регулируемых национальным законодательством. Однако эта тенденция реализуется на фоне сохранения значения традиционных норм.

 

 

41. Исполнительно-распорядительные органы государственной власти на примере Российской

Федерации.

Законы

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Конституция

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Сегодня мы живем по Конституции 1993 г., принятой 12 декабря. Это основной документ государства, т. к. в нём сосредоточены основные права, свободы и обязанности граждан РФ. До 1993 г. наша страна жила по Конституции 1978 года, которая закрепляла полное господство государства и КПСС над обществом. С началом перестройки в 1985 г. начались изменения. В 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). Был утвержден пост Президента России в 1991г., первым стал занимать этот пост Ельцин Б. Н. Происходили изменения в жизни общества, которые требовали наличие Конституции, т. е. документа, который регулировал отношения между людьми, сдерживал отступления за рамки возможного граждан. После тотального контроля над обществом КПСС (Коммунистической Партии), становится свободно: появляются партии и общественные объединения, гражданские свободы, возрастает информированность общества о его жизни. В декабре 1993 г. на референдуме (путем всеобщего, общероссийского голосования) была принята Конституция. Данный документ имеет следующую структуру: 1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть, в которой собравшийся на референдум народ, клянется перед мировым сообществом в сохранении русской культуры, почитании и сохранении истории, обеспечении процветания и благополучия России. 2. Конституция содержит два раздела. Первый раздел – собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах), «Конституционный строй и его особенности» и др. Второй раздел посещен «Заключительным и переходным положениям».

Данный документ закрепляет особенности Конституционного строя, т.е. те черты,, то что, гарантирует Конституция в качестве исполнения на практике. Наше государство является: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти является народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в которых обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами государства. Государственная власть наделяет граждан правами (на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.), но и обязанностями (платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана исторических и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 83 субъектов, каждый из которых находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а законы. Все перед законом равны и несут одинаковую ответственность за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конституция 1993г. в центре ставит человека, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность государства. 6. Светским. В нашем государстве отсутствует государственная религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы.

Законы субъектов РФ

Подзаконные акты

1. Указы президента 2. Постановление и распоряжения Правительства РФ. 3. Местные подзаконные акты (например распоряжение губернатора) 4. Локальные подзаконные акты

Органы судебной власти

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:

-Конституционный Суд России как орган конституционного правосудия;

-Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, рассматри­вающие гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела;

-Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере.

Прокуратура Российской Федерации отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению – непосредственно стоять на страже законности и правопорядка – эти органы являются правоохранительными. Как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Прокуратура РФ осуществляет:

- разносторонний надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

- координацию деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ и иные функции.

47. Система прав и свобод личности

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в правенекий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

 

50. Институт президентства в современном мире.

 

Институт президентства

 

Президент (лат. praesidens — букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Политическая необходимость поста главы государства вытекает прежде всего -из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти:

— правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

— правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

— правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Основные функции Президента РФ:

— Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

— В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

— Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

— В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

— Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ:

1) Правовой статус личности - предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

2) Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ.

3) Отношения с парламентом - назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.

4) Отношения с органами исполнительной власти - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам.

5) Отношения с органами судебной власти - выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности.

6) Оборона и безопасность страны - является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение.

7) Внешняя политика - ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возрастной ценз — не менее 35 лет.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками), т.е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

Избиратели выдвигают кандидата на должность Президента РФ инициативной группой (не менее 100 человек), зарегистрированной в соответствующей избирательной комиссии.

Избирательное объединение выдвигает кандидата на должность Президента РФ тайным голосованием на съезде (конференции).

Избирательный блок выдвигает кандидата на должность Президента РФ на съезде (конференции) каждой из входящих в блок организаций.

Можно выдвинуть только одного кандидата.

После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах — половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

 

51. Плюрализм взглядов на происхождение права.

Теории происхождения права

Примирительная теория

Представители: Г. Берман, Э. Аннерс.

Содержание: Причиной зарождения права стала необходимость упорядочения отношений между родами. В условиях нараставших противоречий между племенами, состоявшими из родовых объединений, было жизненно необходимо сохранять внутриплеменной мир. Право призвано было урегулировать внутриплеменные отношения мирным путем, что делало все племя более сплоченным и боеспособным на случай столкновения с другими племенами. Правовые нормы сформировались из примирительного права, первоосновой которого были договоры о примирении, заключаемые народными собраниями и советами старейшин. По мере формирования государственных институтов, примирительное право нашло закрепление в законодательстве, гарантированном возможностью государственного принуждения.

 

Историческая теория

Представители: Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту.

Содержание: Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно, вырастает из национального духа и народного сознания. Содержание права и его характер формируется в самый ранний период истории народа. Таким образом, право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа и не обладает универсальным характером. В связи с этим задача юристов состоит не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. Право не может быть выражено абстрактными принципами, носящими всеобщий характер. Его институты можно изучать в контексте конкретного времени и места.

 

 

52. Плюрализм взглядов на происхождение государства.

 

Теория насилия (завоевания)

Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).

Содержание: Государства возникают исключительно по во­енно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен дру­гими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повино­вении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство, и его инструмент - право. Л. Гумплович утверждал, что история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

 

Ирригационная теория происхождения государства.

Представители: К.А. Виттфогель.

Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.). Эта необходимость приводит к образованию класса интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание всего общества. В результате данный класс получает власть над всем обществом. Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над участием всего населения в едином производственном и жизненном цикле.

 

Марксистская теория.

Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).

Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)

Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.

В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

 

Расовая теория

Представители: Ж. Гобинно (1816-1882), Ф. Ницше (1844-1900).

Содержание: Главный постулат теории в том, что человеческие расы неравны, различаются по уровню физического, умственного и психологического развития. Высшая раса (белая) имеет право на господствующее положение. Государство же является инструментом обеспечения этого господства. В трактовке Ф. Ницше государство является средством насильственного социального процесса, порождающего элитарную расу культурных людей (сверхчеловеков), призванных господствовать над остальными.

 

53. Функции государства: понятие, содержание и классификация.

 

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Содержание функций государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.499 с.)