Государство и местное самоуправление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и местное самоуправление



Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования и наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения: бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы, родительские комитеты, трудовые коллективы и т.п. Роль органов самоуправления в политической системе общества весьма велика. Например, трудовые коллективы и некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями выдвижения кандидата в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях. Конституция РФ передает органам местного самоуправления решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Они вправе создавать предприятия, организации и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности.

Формами осуществления местного самоуправления являются референдумы, выборы и прочие формы прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

55. Механизм правового регулирования.

 

Механизм правового регулирования -система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Основные элементы механизма правового регулирования: юридические нормы, нормативные акты, акты официально­го толкования, правоотношения, юридические факты, акты реали­зации права, правосознание, режим законности.

Каждый из этих элементов выполняет свои определенные регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои­ми способами, что позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей.

 

Нормы права - выступают как предписание, как об­разец поведения в правовых отношениях, служат базой правового регулирования, в них указано, что запрещено и что разрешено, ка­ковы последствия соблюдения или нарушения предписаний, зафик­сированных в них. Нормы права - это основа механизма право­вого регулирования, остальные его элементы носят под норматив­ный характер.

Нормативно-правовой акт - документ, содержащий нормы права, оказывающий воздействие.на поведение людей путем уста­новления правового режима (регламентации).

Акты официального толкования -документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и разъясняющие смысл правовых норм. Например, пленумом Верховного Суда РФ.

Юридические факты - это ситуации, предусмотренные реаль­ной жизнью, влекущие за собой юридические последствия: возник­новение, изменение или прекращение правовых отношений.

Правоотношения - это элемент механизма правового регу­лирования, посредством которого осуществляется связь между субъ­ектами права посредством субъективных прав и юридических обя­занностей.

Акты реализации права - это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм. права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях ме­ры возможного или должного поведения.

Акты применения права - это индивидуализированные, вла­стные предписания, направленные на регламентацию обществен­ных отношений. Например, решение суда по конкретному юриди­ческому делу.

Субъективное право - стимул поведения, выступающий в виде обеспеченных нормой права правомочий.

Льготы заключаются в освобождении (полном либо частичном) от определенных обязанностей либо в предоставлении определен­ных преимуществ социально-нуждающимся слоям: пенсионерам, инвалидам, студентам и так далее.

Поощрения - форма и мера юридического одобрения социально-полезного поведения (повышенная стипендия).

Обязанность — это ограничение, которое выступает как вид и мера обязательного поведения. По своей сути, обязанность пред­ставляет собой долг, которому соответствует право другой стороны.

Запреты — это правовые ограничения, которые состоят в обя­занности воздержаться от противоправных действий. В сущности запрет — это обязанность, за спиной которой стоит на страже го­сударственное принуждение.

Наказание — это мера принудительного ограничения, содержанием которой является ограничение прав и свобод осужденного лица, вплоть до права на жизнь. Наказание как мера порицания применяется к виновному лицу от имени государства по приго­вору суда.

 

 

. Основные стадии процесса правового регулирования:

- первая стадия - формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения;

- вторая стадия - происходит определение специальных условий, при наступлении которых вступают в действие общие программы. Основным элементом данной стадии является юридический факт.

- третья стадия - установление конкретной юридической связи между субъектами правоотношения (управомоченными и правообязанными).

- четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей.

- пятая стадия (факультативная) - вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная стадия выражается в реализации охранительных правоприменительных актов.

 

56. Соотношение права, политики и экономики

Право «живет» в окружении разнообразных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принадлежат экономика и политика. Каково соотношение права и экономики? Экономика — одна из сторон материального производства в широком значении этого понятия, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права. Например, собственность есть социально-экономическое явление действительности. И только в сочетании с юридическим элементом возникает право собственности. Сама по себе принадлежность кому-то имущества означает лишь «привязку» субъекта собственности к объекту, лица к вещи. И только юридическая связь между ними переводит это социально-экономическое явление в правовую плоскость. При ее наличии и можно говорить о праве собственности. Отсюда следует, что определенным экономическим отношениям соответствует правовая форма, их закрепляющая.

Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

Раздел IV. Теория права

Обратное воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

— право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);!

— право стимулирует создание и развитие новых экономичес- J ких отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор); '

— право поддерживает и охраняет существующие экономичес-;

кие отношения, в особенности вновь возникшие (право как!

охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.

п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

 

 

57. Юридический процесс: понятие и виды.

 

Юр. Процесс-это всегда определённая совокупность последовательно совершаемых действий. В теории гр. Процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий объединённых общей целью.

Традиционно выделяют 7 стадий:

1-возбуждение судопроизводства

2-подготовка дела к судебному разбирательству

3-судебное разбирательство

4-пересмотр дела в суде кассационной инстанции

5-пересмотр дела в судах надзорной инстанции

6-пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам

7-принудительное исполнение судебного решения

На ряду со стадиями различают правоприменительные циклы.

В гр.процессе их пять:

1-производство в суде 1-ой инстанции

2-производство в кассационной ин-ии

3-производство в суде надзорной инстанции

4-производство в суде при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам

5-исполнительное производство

 

Стадии не обязательно следуют одна за другой, иногда на одной стадии производится проверка правильности предыдущих стадий. Конкретные юр. процессы могут быть усечёнными. Некоторые стадии могут быть факультативными. Могу присутствовать, а могу и нет. В каждой из названных стадий обязательны следующие компоненты:

А)относительно-самостоятельная задача

Б)специфический состав действий

В)юр. Докумены в которых итог всего процесса заключается

Правовые процедуры и судебный процесс. Юр. Процесс включает в себя самые разные правовые процедуры. Процедурный режим в разных органах может существенно различаться. (процедура заключения брака в загсе, процедура привлечения к адм.ответственности). Некоторые процедуры могут быть фрагментарными, а некоторые развёрнутыми.

Неразвёрнутыми могут быть и судопроизводство в целом.(подготовка гр.дела к судебному разбирательству)

Между юр.процедурой и судебным процессом есть принципиальное различие. Судопроизводство это установленный законом порядок деятельности суда. Есть 4 вида судопроизводства: гражданский, уголовный, административный, конституционный.

Процедуры применяются как в суде, так и во внесудебных производствах.(в законотворчестве, в депутатских выборах и тд). Роль процедурных и процессуальных норм постепенно возрастает по мере формирования правового гос-ва и реформирования судебной системы.

 

58 Юридическая практика.

 

Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

это юридическая деятельность;

это социально-правовой опыт;

это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.

Последняя точка зрения разделяется большинством ученых- юристов.

Признаки юридической практики:

она строится на основе норм права;

представляет собой составную часть правовой культуры общества;

интегрирует в правовую систему;

порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.108 с.)