Патриархальная теория происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриархальная теория происхождения государства.



Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).

Содержание: Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.

Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между со­бой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархаль­ная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.

Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.

В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, ис­торик М.Н. Покровский.

Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л.И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856 -1939), Г. Тард (1843-1904).

Содержание: Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, желанием повелевать и подчиняться. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и та­кой силой является государство. В качестве доказательства представители теории ссылаются на примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических лидеров.

 

Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1 1677), Г. Гроций (1583-1645), Д. Локк (1632-1704),, Ж.-Ж. Рус­со (1712-1778),А.Н. Радищев (1749 – 1802).

Содержание: Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. и получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением тео­рии правового государства и теории разделения властей.

Представители данной теории считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном со­стоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние. Если же условия договора нарушаются, то народ имеет право на революцию.

Ж.-Ж. Рус­со в его знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» с идеей общественного договора связывал реализацию принципа народного суверенитета. По его мнению, цель договора - в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый остается столь же свободным, как и прежде.

Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".

А.И. Радищев считал, что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных; что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

 

Теория насилия (завоевания)

Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).

Содержание: Государства возникают исключительно по во­енно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен дру­гими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повино­вении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство, и его инструмент - право. Л. Гумплович утверждал, что история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

 

Ирригационная теория происхождения государства.

Представители: К.А. Виттфогель.

Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.). Эта необходимость приводит к образованию класса интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание всего общества. В результате данный класс получает власть над всем обществом. Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над участием всего населения в едином производственном и жизненном цикле.

 

Органическая теория происхождения государства

Представители: Г. Спенсер (1820-1903).

Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние функции (оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так как является результатом действия сил природы. Оно так же наделяется самостоятельной волей и сознанием. Наибольшее развитие теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Марксистская теория.

Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).

Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)

Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.

В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

 

Расовая теория

Представители: Ж. Гобинно (1816-1882), Ф. Ницше (1844-1900).

Содержание: Главный постулат теории в том, что человеческие расы неравны, различаются по уровню физического, умственного и психологического развития. Высшая раса (белая) имеет право на господствующее положение. Государство же является инструментом обеспечения этого господства. В трактовке Ф. Ницше государство является средством насильственного социального процесса, порождающего элитарную расу культурных людей (сверхчеловеков), призванных господствовать над остальными.

 

53. Функции государства: понятие, содержание и классификация.

 

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Содержание функций государства

1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.

3. Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.

Дополнение:

Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.

Классификации функций государства:

1. По сферам политической направленности - внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальных функций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.

2. По сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

3. По принципу разделения властей - законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

4. По времени действия - постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования (политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: револю­цией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социали­стическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.

5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:

Внутренние функции — это направления деятельности государ­ства по отношению к обществу, которые проявляют себя в эконо­мической, политической, идеологической и социальной областях.

Политические функции государства представляют собой на­правления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функции государства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений эконо­мики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может прояв­ляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хо­зяйственно-организаторскую деятельность административно-ко­мандными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Социальные функции государства призваны обеспечить нор­мальные условия жизни для всех членов общества и социальную за­щищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реа­лизация социальных программ, социальное обеспечение нетрудо­способных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение этих функций способно привести государство к ослаб­лению, а затем к распаду и в конце концов — к гибели.

Идеологические функции государства проявляются в целена­правленном информационном воздействии на население посред­ством средств массовой информации. Содержание (отбор и оцен­ка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Функция обеспечения прав и свобод граждан — это особая функ­ция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении вла­сти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Внешние функции — это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.

Функция сотрудничества с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществля­ется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической об­ласти (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и на­учно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, куль­тура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энерге­тике, другие международные организации).

Функция обороны государства включает в себя систему специ­альных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие воо­руженных сил, повышение боеспособности и боеготовности ар­мейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих тер­риторий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспан­сионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.

Глобальные функции – это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций.

- обеспечение и гарантии прав и свобод человека;

- контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;

- сдерживание распространения оружия массового поражения;

- борьба с терроризмом;

- экологическая.

 

54. Политическая система общества.

 

Политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Типы политических систем:

- тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;

- либерально-демократические политические системы к ак правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;

- конвергенционная политическая системы(смешанная). Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.

Структура политической системы включает государство, пар­тии, профсоюзы, молодежные организации, политические движе­ния и другие социальные институты.

Политическая партия – это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Государство – это тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

Типы партий:

1. По способам завоевания власти - парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

2. По отношению к уже существующей власти и участию в делах государства – правящие, парламентские и оппозиционные.

Правящие партии, как правило, для осуществле­ния своих программных целей производят полную смену должно­стных лиц в государственном аппарате либо назначают по партий­ной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенк­латурных кадров. Парламентские партии в механизме государст­венной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной вла­сти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах. Оппозиционные партии могут быть как парламентскими, так и не входить в парламент. Главная их особенность состоит в оппозиции по отношению к проводимому правящей партией политическому курсу.

Типы политических систем по признаку взаимоотношения государства с политическими партиями:

1. Политическая система с однопартийным государством («Партийным государством»)

2. Многопартийные, плюралистические политические системы.

 

Профессиональные союзы – это организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшиеиз средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу.

Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы - самостоятельный элемент политической системы. Они имеют свои функции, обеспечивающие защиту ин­тересов трудящихся. Социальные задачи должны решаться путем сочетания государственной политики и линии профсоюзов.

История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова. Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

По признаку позиции, занимаемой профсоюзом по отношению к государству выделяют независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции и сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем Союзе ССР).

В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и лозунги. В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.д.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся.

 

Государство и церковь.

Церковь в рамках общественной жизни выступает как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью.

История взаимоотношений государства и церкви позволяет выделить теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.

Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В Российской Федерации отношение государства к церкви как элементу неполитического ха­рактера закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 14). Церковь формально исключена из поли­тической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фак­тически является элементом политического общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.043 с.)