Тема 4. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации



 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОТЫ

1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации.

3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В первом пункте работы даётся общая характеристика оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, предусмотренных в статьях 92 и 93 Конституции Российской Федерации. Рассматривая данный вопрос, студент должен использовать зарубежный и отечественный опыт конституционно-правового регулирования прекращения полномочий Президента. В этих целях полезно обратиться к Основному Закону Российской Федерации, действовавшему до принятия Конституции 1993 года, чтобы выяснить, как в нём решался вопрос об основаниях досрочного прекращения полномочий Президента.

Для ознакомления с зарубежным опытом в этой области следует проанализировать соответствующие положения конституций зарубежных государств, например, Австрии, Литвы, Польши, Португалии, США, Франции. С учётом зарубежного опыта необходимо подойти и к вопросу о возможном расширении конституционного перечня оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Так, Конституция Российской Федерации не оговаривает естественной причины досрочного прекращения полномочий Президента, хотя в конституциях многих стран в качестве одного из оснований называется и кончина (смерть) главы государства. Студенту следует подумать над тем, могут ли в связи с отсутствием такого основания в Конституции Российской Федерации возникнуть правовые коллизии.

Необходимо также пояснить, на кого согласно Конституции Российской Федерации возлагается временное исполнение полномочий Президента, как этот вопрос решался в прежней Конституции Российской Федерации, а также как он решается в конституциях зарубежных государств. С учётом проведенного анализа студент должен высказать и обосновать свою позицию по рассмотренным вопросам.

Во втором пункте работы на основе анализа имеющейся отечественной практики (отставка Президента Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г.) и зарубежного опыта необходимо рассмотреть следующие вопросы: о возможных причинах отставки; о том, нужно ли законодательно урегулировать процедуру отставки Президента (кому подаётся заявление об отставке, её "принятие" или "непринятие" и др.); вправе ли Президент, ушедший в отставку, вновь выдвинуть свою кандидатуру на очередных выборах Президента. Рассматривая указанные вопросы, студент должен уяснить, регулируют ли их Конституция Российской Федерации и федеральные законы, а также как на практике была юридически оформлена отставка Б.Н.Ельцина.

В третьем пункте следует рассмотреть вопрос о том, урегулирован ли порядок досрочного прекращения полномочий Президента по указанному основанию. В этой целью необходимо изучить постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. №12-П. При этом важно понять, возможно ли досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его волеизъявления, не нарушается ли в этом случае установленная статьёй 91 Конституции неприкосновенность главы государства. Кроме того, необходимо затронуть вопрос о временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, обратиться к отечественной практике (данная ситуация возникла в 1996 году, когда Президент Б.Н.Ельцин перенёс сложную операцию).

При написании четвёртого пункта работы следует исходить из того, что отрешение Президента от должности – высшая форма его ответственности, что Конституция установила достаточно сложный порядок принятия такого решения (статья 93). Необходимо проанализировать данную конституционно-правовую процедуру с учётом предпринятой в 1998 – 1999 годах попытки Государственной Думы выдвинуть обвинение против Президента. При рассмотрении данной процедуры следует обратиться к соответствующим положениям регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Правовые акты и литература

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2005. 64 с.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // СЗ РФ. 2001. №7. Ст.617.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №1. Ст.109.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1762 "О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №1. Ст.110.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. №2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. №7. Ст.801; №16. Ст.1828; №26. Ст.3048; №30. Ст.3699; №44. Ст.5441; №52. Ст.6348; 1999. №17. Ст.2111; №39. Ст.4588; №43. Ст.5176; №49. Ст.5965; №50. Ст.6099; 2000. №4. Ст.365; №22. Ст.2283; №24. Ст.2529; №28. Ст.2925; №30. Ст.3128; №42. Ст.4125; №45. Ст.4436; №50. Ст.4879; №52. Ст.5109; 2001. №1. Ст.59; №13. Ст.1178; №17. Ст.1651; №25. Ст.2565; №27. Ст.2734; №52. Ст.4927 – 4929, 4964; 2002. №7. Ст.659; №12. Ст.1116, 1131; №39. Ст.3703; №40. Ст.3901; №44. Ст.4336; №48. Ст.4753; №51. Ст.5043; №52. Ст.5144; 2003. №8. Ст.716; №15. Ст.1330; №23. Ст.2189; 2004. №1. Ст.1, 6, 11, 12; №4. Ст.245; №8. Ст.612, 629; №9. Ст.756, 757; №13. Ст.1167; №14. Ст.1271; №15. Ст.1377, 1378, 1385; №18. Ст.1744; №22. Ст.2137; №30. Ст.3144; №47. Ст.4579; 2005. №6. Ст.435; №9. Ст.703; №10. Ст.802; №15. Ст.1288; №25. Ст.2480; №26. Ст.2624; №29. Ст.3006; 2006. №12. Ст.1268, 1269; №48. Ст.4993.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ // СЗ РФ. 2002. №7. Ст.635; №14. Ст.1241; №23. Ст.2117, 2125; №51. Ст.4999; 2003. №7. Ст.551; №13. Ст.1193; 2004. №22. Ст.2107; №52. Ст.5321; 2005. №7. Ст.503; 2006. №14. Ст.1474; №42. Ст.4300.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. №12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // СЗ РФ. 2000. №29. Ст.3118.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесёнными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. М.: Известия, 1993.127 с.

Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1378 "О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации" //СЗ РФ. 1996. №39. Ст.4533.

Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. №1534 "О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации" // СЗ РФ.1996. №46. Ст.5239.

Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. №1535 "О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. №46. Ст.5240.

 

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. Т.2. М.: Юристъ, 2006. 778 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 784 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 608 с.

Конституции государств Европы. В 3 т. / Под общ. ред. и со вступ. статьёй Л.А.Окунькова. М.: НОРМА, 2001. Т.1. 824 с. Т.2. 840 с. Т.3. 792 с.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. 624 с.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А.Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2005. 896 с.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А.Страшун. 2-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2006. 1104 с.

 

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. 959 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Рук. ред. кол. Л.А.Окуньков. М.: Юристъ, 2002. 1007 с.

Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. 3-е изд. / Под ред. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ, 2003. 831 с.

Конституция Российской Федерации. Офиц. текст на 1 февраля 2004 г. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук. О.Е.Кутафина. Изд. 2-е. М.: Агентство "Библиотечка РГ", 2004. 336 с.

Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. 3-е изд. М.: Спарк, 2004. 671 с.

 

Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. №3. С. 87 – 97.

Дёгтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2005. 237 с.

Зыкова Н.С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. №11. С. 29 – 32.

Козлова Е.И. Президент Российской Федерации. Порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия: Научно-практический комментарий / Библиотечка "Российской газеты". Вып.3. М.: ЗАО "Библиотечка РГ", 2004. 176 с.

Колбая С.Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. №4. С. 98 – 106.

Колбая С.Г. Отставка президента //Конституционное и муниципальное право. 2004. №5. С. 27 – 30.

Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. 407 с.

Лучин В.О., Петрова А.В. Отрешение Президента Российской Федерации от должности: особенности парламентской процедуры // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 – 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А.Авакьяна. М: Изд-во Моск. ун-та, 2003.С. 215 – 228.

Сборник документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, и их рассмотрения Государственной Думой 13 – 15 мая 1999 года / Под общ. ред. В.Д.Филимонова. М.: Издание Государственной Думы, 1999. 1000 с.

Сопельцева Н.С. Проблемы правового иммунитета Президента Российской Федерации // Проблемы права (Челябинск). 2003. №1. С. 179 – 184.

Статкевичюс М. Перспективы развития импичмента в современном демократическом государстве //Конституционное и муниципальное право. 2004. №6. С. 20 – 25.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ И ЭКЗАМЕНУ

 

(для подготовки к экзаменационному зачёту –

вопросы по разделам I – IV,

для подготовки к экзамену – по всем разделам)

 

Раздел I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ

ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.

3. Конституционно-правовые институты.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения.

5. Субъекты конституционно-правовых отношений.

6. Система конституционного права как отрасли права.

7. Источники конституционного права как отрасли права.

8. Виды законов в Российской Федерации.

9. Федеральный конституционный закон.

10. Конституционное право России – ведущая отрасль российского права.

11. Конституционно-правовая ответственность.

12. Тенденции развития конституционного права на современном этапе.

13. Конституционное право как наука: предмет, система, источники.

14. Методы науки конституционного права.

 

Раздел II. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЁ РАЗВИТИЕ

 

15. Понятие и сущность конституции.

16. Юридические свойства конституции.

17. Структура Конституции Российской Федерации.

18. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.

19. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.

20. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

21. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

22. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.

23. Толкование Конституции Российской Федерации.

24. Основные этапы развития российской конституции.

25. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

 

Раздел III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ

 

26. Понятие конституционного строя и его основ.

27. Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия.

28. Институты непосредственной демократии.

29. Референдумы в Российской Федерации: федеральный, субъекта Российской Федерации, местный.

30. Вопросы референдума.

31. Порядок назначения и проведения референдума.

32. Определение результатов референдума.

33. Статья 1 Конституции Российской Федерации: содержание и анализ.

34. Человек, его права и свободы как высшая ценность.

35. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности.

36. Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации.

37. Организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.

38. Законодательная регламентация порядка создания и деятельности общественных объединений.

39. Общественная палата Российской Федерации: порядок формирования и функции.

40. Суверенитет Российской Федерации и его конституционное закрепление.

41. Декларация о государственном суверенитете России.

42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.

43. Конституционное закрепление Российской Федерации как социального государства.

44. Российская Федерация – светское государство.

45. Правовой статус религиозных объединений.

46. Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации.

 

Раздел IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

 

47. Понятие основ правового статуса личности.

48. Принципы правового статуса личности.

49. Принцип равноправия граждан.

50. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

51. Развитие законодательства о российском гражданстве.

52. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

53. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

54. Гражданство детей.

55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.

56. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

58. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

59. Право на жизнь.

60. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

61. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

62. Свобода совести, свобода вероисповедания.

63. Свобода мысли и слова. Право на информацию.

64. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

65. Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства.

66. Правовая регламентация организации и проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

67. Право на обращения.

68. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

69. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

70. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

71. Роль Президента Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина.

72. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

73. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

74. Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения.

75. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

76. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

77. Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией.

 

Раздел V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

 

78. Понятие и формы государственного устройства.

79. Принципы федеративного устройства Российской Федерации.

80. Становление и развитие России как федеративного государства.

81. Федеративный договор 1992 года: основное содержание и значение.

82. Гарантии суверенитета Российской Федерации.

83. Предметы ведения Российской Федерации и их классификация.

84. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации.

85. Государственные символы Российской Федерации. Столица Российской Федерации.

86. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

87. Меры федерального вмешательства и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

88. Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации.

89. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

90. Конституционно-правовой статус республик.

91. Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения как субъектов Российской Федерации.

92. Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов.

93. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.

94. Статус государственного языка Российской Федерации. Языковое равноправие. Законодательство о языках народов России.

95. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

 

Раздел VI. ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ

 

96. Понятие и основные признаки государственного органа.

97. Система государственных органов в Российской Федерации.

98. Принцип разделения властей как основа построения системы органов демократического правового государства.

 

99. Понятие избирательного права и избирательной системы.

100. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации. Источники избирательного права в Российской Федерации.

101. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

102. Равное избирательное право: понятие, гарантии.

103. Прямое избирательное право.

104. Тайное голосование: понятие, гарантии.

105. Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в Российской Федерации.

106. Порядок регистрации (учёта) избирателей.

107. Избирательные округа, их виды, порядок образования.

108. Избирательные комиссии: их виды, порядок образования, полномочия.

109. Избирательные объединения.

110. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты и списков кандидатов.

111. Порядок регистрации кандидатов и списков кандидатов. Избирательный залог.

112. Статус зарегистрированных кандидатов.

113. Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация.

114. Финансирование выборов. Избирательные фонды.

115. Порядок голосования на выборах.

116. Порядок определения результатов выборов.

117. Повторное голосование и повторные выборы. Признание выборов несостоявшимися и недействительными.

118. Обжалование нарушений избирательных прав граждан.

 

119. Президент Российской Федерации – глава государства.

120. Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность.

121. Классификация полномочий Президента Российской Федерации.

122. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти.

123. Роль Президента Российской Федерации в обеспечении осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

124. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности и обороны государства, а также в области внешней политики.

125. Действия Президента Российской Федерации в отношении федеральных законов, поступивших ему для подписания и обнародования.

126. Акты Президента Российской Федерации.

127. Администрация Президента Российской Федерации.

128. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

129. Государственный совет Российской Федерации.

130. Совет Безопасности Российской Федерации.

131. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

132. Порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации.

133. Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

 

134. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

135. Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации, её отличия от двухпалатной структуры прежнего парламента России (Верховного Совета).

136. Порядок формирования Совета Федерации.

137. Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы.

138. Вопросы, отнесенные к ведению Совета Федерации.

139. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации.

140. Совет Государственной Думы и Совет палаты Совета Федерации.

141. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации.

142. Порядок деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации. Парламентская процедура.

143. Парламентское расследование Федерального Собрания Российской Федерации.

144. Законодательный процесс и его стадии.

145. Законодательная инициатива: понятие, порядок реализации.

146. Порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе.

147. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой.

148. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов.

149. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

150. Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

 

151. Правительство Российской Федерации, состав и порядок формирования.

152. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации.

153. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение им своих полномочий.

154. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

 

155. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

156. Конституционное правосудие в Российской Федерации.

157. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок назначения и статус судей.

158. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

159. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, виды и юридическая сила его решений.

 

160. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

161. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

162. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.


1 Впрочем, эти издания вышли в свет в начале 2000-х годов, а потому не отражают литературу последних лет.

[1] Количество часов указано для очной формы обучения (всего – 40). В рамках очно-заочной (вечерней) формы обучения для проведения семинарских занятий отведено на 8 – 10 часов меньше (т. е. 30 – 32 часа).

1 Работа с региональным законодательством будет проходить значительно легче и быстрее, если студент сможет использовать справочные правовые системы "КонсультантПлюс" или "Гарант".

[2] См.: СЗ РФ. 2002. №50. Ст.4942.

1 Особенности этих референдумов, установленные Федеральным конституционным законом, было бы уместно отразить и в последующих пунктах работы (в четвёртом пункте применительно к агитации по вопросу референдума, в пятом – применительно к возможности проведения повторного голосования). В этом случае положения статьи 11 Федерального конституционного закона следует сопоставить с положениями пункта 7 статьи 48 и пункта 8 статьи 73 Федерального закона об основных гарантиях.

1 Текст проекта см.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Изд. 2-е. М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 466 – 502.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // САПП. 1993. №39. Ст.3597.

3 См.: указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №1625 и №1626, от 15 октября 1993 г. №1633 // САПП. 1993. №42. Ст.3993, 3994, 3995.

4 См.: Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Л.В.Смирнягин. М.: Ин-т права и публ. политики, 2003. С. 71.

1 Ситуация по состоянию на конец июля 1995 г. обстоятельно отражена в статье "Совет Федерации: назначать иди избирать?", включённой в список источников по теме.

Отношение Совета Федерации и Президента к первому варианту закона, принятому Государственной Думой 5 июля 1995 г., содержится соответственно в постановлении от 27 июля 1995 г. №575-I СФ (СЗ РФ. 1995. №32. Ст.3209) и письме от 11 августа 1995 г. №Пр-1092.

О движении второго варианта закона, принятого Государственной Думой 11 октября 1995 г., можно судить по постановлению Совета Федерации от 25 октября 1995 г. №633-I СФ (СЗ РФ. 1995. №44. Ст.4120), постановлению Государственной Думы от 27 октября 1995 г. №1254-I ГД (СЗ РФ. 1995. №45. Ст.4277) и письму Президента от 11 ноября 1995 г. №Пр-1625.

2 См.: постановление Совета Федерации от 28 ноября 1995 г. №701-I СФ (СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4700), постановление Государственной Думы от 5 декабря 1995 г. №1414-I ГД (СЗ РФ. 1995. №50. Ст.4884).

Представляет интерес законопроект о порядке формирования Совета Федерации, внесённый в Государственную Думу самим Советом Федерации уже в конце первого созыва (постановление от 28 ноября 1995 г. №702-I СФ). Текст законопроекта можно найти в справочной правовой системе "Гарант. Платформа F1".

1 Законопроект, предусматривавший внесение изменений в Федеральный закон от 5 декабря 1995 г., рассматривался Государственной Думой второго созыва только однажды. Это был законопроект Сахалинской областной Думы. Государственная Дума отклонила его 27 января 1999 г. Текст законопроекта, пояснительная записка к нему, заключение ответственного комитета Государственной Думы содержатся в разделе "Законопроекты" справочной правовой системы "КонсультантПлюс" (номер законопроекта – 98042435-2).

2 О движении законопроекта (закона) можно судить по постановлениям палат Федерального Собрания: постановлениям Государственной Думы от 31 мая 2000 г. №433-III ГД, от 23 июня 2000 г. №488-III ГД, постановлению Совета Федерации от 28 июня 2000 г. №191-СФ, постановлению Государственной Думы от 30 июня 2000 г. №518-III ГД, постановлению Совета Федерации от 7 июля 2000 г. №195-СФ, постановлениям Государственной Думы от 7 июля 2000 г. №568-III ГД, от 19 июля 2000 г. №577-III ГД, постановлению Совета Федерации от 26 июля 2000 г. №208-СФ (СЗ РФ. 2000. №23. Ст.2383; №27. Ст.2816; №28. Ст.2906, 2910, 2947; №29. Ст.3049; №30. Ст.3130; №31. Ст.3210).

1 См., например, следующие пять групп постановлений Совета Федерации (каждая группа касается одного члена палаты): от 25 февраля 2004 г. №41-СФ (пункт 2), от 25 февраля 2005 г. №34-СФ и №35-СФ (СЗ РФ. 2004. №9. Ст.701; 2005. №10. Ст.770, 771); от 26 мая 2004 г. №145-СФ (пункт 1), от 13 июля 2005 г. №230-СФ и №231-СФ (СЗ РФ. 2004. №22. Ст.2100; 2005. №29. Ст.2909, 2910); от 5 декабря 2001 г. №357-СФ (пункт 3), от 21 сентября 2005 г. №274-СФ и №275-СФ (СЗ РФ. 2001. №51. Ст.5840; 2005. №39. Ст.3871, 3872); от 27 февраля 2002 г. №127-СФ (пункт 2), от 12 октября 2005 г. №313-СФ и №314-СФ (СЗ РФ. 2002. №10. Ст.969; 2005. №42. Ст.4217, 4218); от 14 апреля 2004 г. №83-СФ (пункт 9), от 2 июня 2006 г. №152-СФ и №153-СФ (СЗ РФ. 2004. №16. Ст.1528; 2006. №24. Ст.2561, 2562).

2 См. краткие биографические сведения о членах Совета Федерации на 30 марта 2005 г. и на 15 августа 2006 г.: Российская Федерация сегодня. 2005. №8. С. 35 – 48; 2006. №17. С. 35 – 48.

3 См.: федеральные конституционные законы от 14 октября 2005 г. №6-ФКЗ и от 12 июля 2006 г. №2-ФКЗ // СЗ РФ. 2005. №42. Ст.4212; 2006. №29. Ст.3119.

1 Помимо закона Московской области и постановления Московской городской Думы, включённых в список источников по теме, можно использовать, например, Закон Магаданской области от 10 июля 2002 г. №258-ОЗ "О Магаданской областной Думе" (статья 50; с изменениями от 16 декабря 2005 г.), Положение об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Законодательного Собрания Оренбургской области (утверждено постановлением Законодательного Собрания от 31 октября 2001 г. №354, с изменениями от 18 августа 2004 г., 20 апреля 2005 г.).

2 Например, согласно указанным в предыдущей сноске актам Магаданской области и Оренбургской области для избрания представителя от законодательного органа требуется большинство голосов от числа избранных депутатов; согласно же Закону Московской области и Регламенту Законодательного Собрания Кировской области (принят 15 июня 2006 г., статья 112) – большинство голосов от установленного числа депутатов; в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (принят 19 октября 1999 г., статья 130) необходимо две трети от общего числа депутатов.

См. статьи 5 и 6 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ и пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ.

1 Паспорт законопроекта и соответствующие тексты содержатся в справочной правовой системе "КонсультантПлюс" (раздел "Законопроекты").

2 См. публикации в прессе за май – июнь 2006 г. в отношении членов Совета Федерации, представлявших Верховный Совет Республики Хакасия, администрацию Приморского края, администрацию Ненецкого автономного округа, Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия (например, в "Российской газете" за 13, 16, 17, 23 мая, 6, 10 июня). Следует обратить внимание на формулировки в постановлениях Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий указанных членов Совета Федерации, сравнив постановления от 26 мая 2006 г. №130-СФ, №131-СФ, №132-СФ, от 2 июня 2006 г. №154-СФ и постановление от 23 июня 2006 г. №178-СФ (СЗ РФ. 2006. №23. Ст.2391, 2392, 2393; №24. Ст.2563; №27. Ст.2887).

1 На момент подготовки настоящих методических указаний последние сообщения в прессе о таких предложениях имели место в связи с инициативами, прозвучавшими на съезде партии "Единая Россия" 2 декабря 2006 г., и на встрече Президента Российской Федерации с лидерами политических партий 6 декабря 2006 г.

1 СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3823.

1 Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1994. №3. Ст.160.

2 СЗ РФ. 1995. №48. Ст.4628.

1 СЗ РФ. 2001. №32. Ст.3317.

1 См., например, распоряжение Правительства от 29 декабря 2005 г. №2330-р об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства на 2006 год (СЗ РФ. 2006. №4. Ст.442).

2 См., например, распоряжения Правительства от 19 января 2006 г. №38-р и от 7 июня 2006 г. №838-р (СЗ РФ. 2006. №5. Ст.589; №25. Ст.2747).

3 См., например, распоряжение Правительства от 10 августа 2006 г. №1094-р (СЗ РФ. 2006. №34. Ст.3695).

1 СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3823; 2000. №32. Ст.3339.

[3] СЗ РФ. 2003. №50. Ст.4847.

1 Получить данные, касающиеся первого чтения, можно, причём без больших трудозатрат, с помощью справочной правовой системы "КонсультантПлюс". Результат рассмотрения законопроекта Государственной Думой отражается в её постановлении. Используются стандартные формулировки: "Принять в первом чтении проект федерального закона №...... "……. название ……", внесённый ….. субъект права законодательной инициативы ….." либо "Отклонить проект федерального закона №...... "……. название ……", внесённый …….. субъект права законодательной инициативы ……..". Применительно к проекту федерального конституционного закона первая формулировка несколько иная: "Одобрить в первом чтении проект ……………". Необходимые данные могут быть получены, если поисковое задание системе будет сформулировано посредством введения соответствующих слов в позиции "Текст документа".

1 См. в списке правовых актов описание законов города Москвы и тех субъектов Российской Федерации, где имеются филиалы МГЮА (Республика Дагестан, Вологодская, Кировская, Магаданская, Оренбургская области).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.163 с.)