Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы власти Российской Федерации и её субъектов

Поиск

 

Изучение данного раздела курса начинается с темы "Конституционная система государственных органов Российской Федерации". Уяснив понятие государственного органа, необходимо усвоить принципы построения системы государственных органов. При этом следует иметь в виду, что в единую систему государственных органов Российской Федерации входят и федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Важно также понять, чем обусловлено и в чём проявляется единство системы государственных органов.

Студент должен знать, что многообразие государственных органов не сводится лишь к трём их видам (органам законодательной, исполнительной и судебной власти). Во-первых, не входит непосредственно ни в одну из этих ветвей власти Президент Российской Федерации – глава государства; во-вторых, не относятся ни к одному из трёх упомянутых видов такие государственные органы, как, например, органы прокуратуры, Счётная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Важное место в этом разделе курса занимают вопросы избирательного права. Необходимо усвоить понятия избирательной системы и избирательного права, изучить принципы проведения выборов в Российской Федерации, а также порядок их подготовки и проведения. Постигая источники избирательного права, следует обратить особое внимание на то, в какой мере федеральное законодательство регулирует выборы на уровне субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

При подготовке вопроса о видах избирательных систем нужно разобраться в том, каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, чем были обусловлены переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно усиление пропорциональной составляющей на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Следует учесть, что в последние годы была упразднена возможность образования избирательных блоков, голосования против всех кандидатов (списков кандидатов), исключено положение о том, что для признания выборов состоявшимися в них должна принять участие определённая доля избирателей.

Изучая темы курса, посвящённые отдельным федеральным органам государственной власти (Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации), важно прежде всего понять их место в системе власти, их взаимоотношения с другими государственными органами. Так, применительно к Президенту Российской Федерации студент, в частности, должен уметь раскрыть его функцию по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, показать, в чём проявляются другие составляющие его статуса, содержащиеся в статье 80 Конституции Российской Федерации; применительно к Федеральному Собранию – раскрыть тезис о том, что оно является и представительным, и законодательным органом.

Необходимо также изучить порядок формирования соответствующего органа власти, его структуру, внутреннюю организацию (применительно к Президенту следует получить представление об устройстве его Администрации), порядок деятельности, полномочия, принимаемые акты.

При рассмотрении организации и деятельности Федерального Собрания нужно уяснить отличия его двухпалатной структуры от двухпалатной структуры прежнего российского парламента – Верховного Совета; понять, чем было обусловлено изменение порядка формирования Совета Федерации, осуществленное в 2000 году, быть в курсе дискуссий об установлении нового порядка формирования этой палаты.

Среди указанных федеральных органов государственной власти вопросы внутренней организации и порядка деятельности наиболее детально должны быть изучены в отношении палат Федерального Собрания. Это касается, прежде всего, их комитетов и комиссий, советов палат, а также – только в Государственной Думе – фракций (в Государственной Думе первого – четвёртого созывов допускалось образование ещё и депутатских групп).

Нуждается в обстоятельном рассмотрении вопрос о правовом статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. При этим важно обратить внимание на новеллы от 21 июля 2005 г., касающиеся депутатов Государственной Думы; эти изменения, связанные с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему выборов депутатов, вступают в силу в декабре 2007 г.

Изучая порядок деятельности палат Федерального Собрания, студент должен получить представление о различных парламентских процедурах (о созыве заседаний, определении повестки дня, обсуждении вопроса, голосовании и т.д.). Особое внимание нужно уделить законодательному процессу, причём требуется уяснить роль каждой из палат, а также то, как в нём участвуют Президент и Правительство. Необходимо, в частности: различать федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, и те, которые могут быть им "молчаливо одобрены"; усвоить, кем направляются Президенту для подписания и обнародования федеральные законы, знать тот единственный случай, когда федеральные законы поступают главе государства из Государственной Думы; чётко разграничивать право Президента отклонить направленный ему федеральный закон (наложить вето) и право возвратить закон без рассмотрения.

В число источников, на которые нужно опираться при подготовке вопросов данного раздела курса, входят соответствующие регламенты: Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства. Следует иметь в виду, что эти акты довольно быстро обновляются, вследствие чего их описания, содержащиеся в списках источников к темам семинарских занятий, могут с течением времени существенно устареть.

Изучение федеральных государственных органов завершается судебной ветвью власти. Особое внимание должно быть уделено Конституционному Суду. При этом важно соединить знания, полученные в конце курса, со сведениями об актах Конституционного Суда, которые стали известны студенту при подготовке предшествующих тем.

Изучая систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нужно опираться на Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также привлечь их конституции и уставы. Углублённое проникновение в эту проблему с использованием иных нормативных правовых актов субъектов Федерации может быть осуществлено на примере какого-либо конкретного субъекта.

Необходимо учесть существенные изменения, внесённые в указанный Федеральный закон в декабре 2004 г. Прежде всего, они касаются установления нового, взамен прямых выборов, порядка наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации.

В поле зрения студента должны быть правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в связи с оценкой конституционности уставов Алтайского края, Читинской и Тамбовской областей, Конституции Республики Алтай (значение этих постановлений 1996 – 2000 годов выходит за рамки соответствующих субъектов Федерации), а также положений указанного Федерального закона (постановление от 21 декабря 2005 г.).

При подготовке заключительной темы курса, посвящённой основам местного самоуправления, в качестве ключевого (после Конституции Российской Федерации) источника следует использовать Федеральный закон 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Важно уяснить, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Студент должен усвоить перечень вопросов местного значения, изучить формы осуществления местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления.

Необходимо понимать, что указанный Федеральный закон положил начало реформированию организационно-территориальной структуры местного самоуправления, установив переходный период до 1 января 2009 г. Данная реформа направлена на то, чтобы максимально приблизить органы местного самоуправления к населению (число муниципальных образований увеличилось более чем в два раза), а также более конкретно разграничить предметы ведения, полномочия и финансовые ресурсы государственных и муниципальных органов, чётче определить ответственность органов местного самоуправления за решение возложенных на них вопросов.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.006 с.)