Конституция США 1787. Сша - родина первой в мире конституции. По характеру, порядку изменения – жёсткая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция США 1787. Сша - родина первой в мире конституции. По характеру, порядку изменения – жёсткая



Конституция Франции 1958г.

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны и Конституции 1958 г. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса (освобождение Алжира).Правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование. В действующей редакции Конституция Пятой Республики состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Франция провозглашается правовым, светским, социальным государством.

Большинство норм Основного закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного Совета - органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний

По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая» ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов.предметом пересмотра не могут быть: территориальная целостность Франции и республиканская форма правления.Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом.

 

48. Президент Франции: порядок избрания, компетенция, взаимодействие с Правительством и Парламентом.

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти). С 15 мая 2012 года - Франсуа Олланд. Центральное место в системе государственного управления Франции принадлежит Президенту Республики. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент Республики – гарант соблюдения Конституции Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские должности, представляет страну в международных отношениях.

Президент в Конституции Пятой республики упоминается во 2 разделе Конституции (а именно с 5 по 19 статью).

Президент избирается на пять лет прямым всеобщим голосованием (по одномандатной мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет). Условия для осуществления настоящей статьи, определяются органическим законом (ст. 6 Конституции).

Порядок избрания Президента определяется в ст. 7 Конституции: Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем уже участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий действующего Президента. Голосование является открытым по призыву правительства.

Для выдвижения кандидатуры на пост Президента Республики необходимо собрать в ее поддержку не менее 500 подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые должны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в Президенты должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся публикуются. При выборах Президента сумма залога равна 10 тыс. франков. Кандидаты на пост Президента страны должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - письменное обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном печатном органе Республики. Если в течение семи дней, предшествующих дате закрытия номинаций, один из желающих менее чем за тридцать дней до этой даты, публично объявил о своем решении быть кандидатом умирает или становится недееспособным, Конституционный совет может принять решение - отложить выборы. Если до первого тура голосования, кандидат умирает или становится недееспособным, Конституционный совет объявляет выборы отложенными. В Конституции не установлено ограничений на многократное занятие должности Президента одним лицом, тем самым допускается возможность занимать пост Президента неограниченное число раз. Компетенция. Выделяются конкретные (собственные) и общие полномочия Президента Республики. Конкретные полномочия: 1) назначение главы правительства - премьер-министра (посредством референдума, по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат); 2) право досрочного роспуска парламента - Национального собрания; 3) право сообщения парламентских ассамблей о назначении трёх членов, и председатель Конституционного совета; 4) право обращения в Конституционный Совет.

Другие полномочия Президента Республики (скрепляются подписями премьер-министра и, при необходимости, ответственными министрами): 1) назначает министров и прекращает их функции (по предложению премьер-министра); 2) подписывает ордонансы и декреты, которые обсуждаются в Совете министров; 3) может созвать парламент на внеочередную сессию (по просьбе правительства или большинства депутатов); 4) имеет право помилования; 5) назначает послов; 6) ведёт переговоры и ратифицирует договоры и др.

Компетенции Президента Республики в законодательной сфере сводятся к трем основным позициям. Во-первых, Президент осуществляет непосредственное нормативно-правовое регулирование тех или иных сфер общественной жизни посредством ордонансов и декретов, имеющих такую же юридическую силу, что и законы. Во-вторых, Президенту принадлежит право законодательной инициативы в ряде конституционно-политических вопросов, право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом, а также право промульгации законопроектов. В-третьих, Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания, которое ограничивается в следующих случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в течение года после досрочных выборов.

Президент Республики несёт ответственность за принятие законов в течение пятнадцати дней после передачи их Правительству для окончательного утверждения. Президент может попросить Парламент второй раз обсудить закон или некоторые его статьи, в этой просьбе ему не может быть отказано.

В сфере судопроизводства Президент обладает правом помилования, а также назначения и перемещения судей.

Президент Республики председательствует в определённых случаях

1) Председательство в Совете министров;2) Президиум Совета судей;3) В качестве главнокомандующего, председатель советов и главных комитеов национальной обороны.

Парламент Франции.

50.Судебная система Франции. Судебная система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:

- коммерческие споры;

- споры по социальным вопросам;

- земельные споры.

Уголовные дела рассматриваются судами в следующем порядке. Есть две категории уголовного судопроизводства: производство, осуществляемое судами по расследованию (les juridictions d'instruction) и производство, осуществляемое судом первой инстанции по непосредственному рассмотрению дел (les juridictions de jugement). Различие между ними не всегда четкое, что вызывает много вопросов к уголовному судопроизводству во Франции.

Суд по расследованию - это суд, который имеет полномочия по расследованию преступных деяний или проводить различные следственные действия: допрос свидетелей, сторон по делу, проведение обысков, арест подозреваемого и т.п.

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но основная его функция заключается в решении о виновности или невиновности лица, в вынесении приговора. Только уголовные суды полномочны рассматривать уголовные дела, но в рамках уголовных дел они могут рассматривать гражданско-правовые последствия преступлений.

На первом уровне судебной системы Франции находятся следующие суды:

- суд большой инстанции (Tribunal de grande instance);

- суд малой инстанции (суд первой инстанции / Tribunal d'instance / Tribunal de première instance).

Указанные суды имеют в своем составе гражданские и уголовные подразделения (последние именуются полицейским трибуналом).

В уголовном судопроизводстве:

- полицейский суд/трибунал (tribunal de police);

- уголовный (исправительный) суд (tribunal correctionnel);

- суд присяжных (Cour d'assises).

Наряду с судами общей юрисдикции во Франции существует довольно большое число судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи–профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие сущность вопроса.

Специализированные юрисдикции прочно связаны с судами общей юрисдикции единой для всех системой обжалования. Как правило, в апелляционный суд.

К специальной юрисдикции относятся уже упоминавшиеся суды: советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные). К этой же категории относятся торговые суды.Они состоят из судей — специалистов в области торговли, избираемых коммерсантами из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью не менее пяти лет. Обычно торговые суды создаются в городах по мере необходимости и называются именем этого города. По иным данным они состоят из трех судей–консулов и избираются на два–три года. По данным на 2001 год действовало 227 торговых судов, в каждом суде в среднем по 10 — 12 судей.5 Компетенция торговых судов охватывает три вида споров: возникающих из обязательств, из сделок между предпринимателями, купцами и банкирами; между членами товариществ; из торговых сделок между любыми лицами; дела, связанные с ликвидацией предприятий и др. Торговая сделка понимается в законе очень широко. Торговые суды выступают в качестве первой и второй инстанции, если сумма иска не превышает 13 тысяч франков.

Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения) и полицейскими судами (нарушения административных правил). Все суды состоят из профессиональных судей. Споры по торговым сделкам рассматриваются торговыми судами, члены которых избираются коллегией по выборам судей торговых судов, состоящей из коммерсантов. Трудовые споры разбираются примирительными конфликтными советами (советами прюдомов), действующими в качестве выборных органов и состоящими на паритетных началах из представителей трудящихся и работодателей. Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров - профессиональных судей - и девяти присяжных заседателей - обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков.

Конституционный совет.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

51. Муниципальная система Франции. Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые счи­таются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначен­ный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — канто­ны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управле­ния, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Низовой административно-территориальной единицей является ком­муна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на 6 лет (9—69 человек). Он избирает на 6 лет мэра и его заместителей. Мэр одновременно по должности является представителем госу­дарственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные биб­лиотеки и музеи, кладбища и др. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но если он не способен управлять коммуной. В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета является председатель совета. В регионах, объединяющих 3—5 департаментов, также избирается региональный совет. Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые вы­полняют консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, обще­ственных организаций, лица, назначенные правительством. Исполни­тельным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метропо­лии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внут­ригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами. Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-тер­риториальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики, в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным кол­лективом» и не имеющем своего совета, есть су префект. Комиссар республики (префект, супрефект) теперь не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности.

52. Нестандартный характер британской конституционной системы. Источники конституционного права. Структура конституции. В Великобритании нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты – спикера – на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.).Различные источники Конституции регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются. По конституции Великобритания – парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы. Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников. Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы). Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Судебный прецедент – это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют “несправедливые” правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название “право справедливости”). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных). Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров). Доктринальные источники – это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

53.Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии вляется высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин.

Палата общн это общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на 5 лет на основе мажоритарной изби­рательной системы относительного большинства путем всеобщих рав­ных выборов при тайном голосовании. Каждый избирательный округ. представлен одним депутатом. В Палату общин могут быть избраны граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Установлена несовместимость депутат­ского мандата для священников англиканской церкви; для лиц, нахолящихся на государственной службе; для банкротов и некоторых других категорий. Количество депутатов Палаты общин соответству­ет избирательным округам.

В настоящее время, по итогам последних выборов 2010 года, депутатский корпус составляет 650 членов. Важную роль в работе палаты играют партийные фрак­ции. Наибольшую значимость имеют фракции правящей партии и оппозиции. Оппозиционной считается самая большая по численнос­ти фракция. Фракции возглавляет лидер. В отличие от США в ниж­ней палате Великобритании существует строгая партийная дисцип­лина, за соблюдением которой следят партийные «кнуты», назначаемые каждой фракцией.

Палата общин из числа своих депутатов избирает спикера. Его кан­дидатура согласовывается с лидерами политических партий, пред­ставленных в Палате общин, и должна быть одобрена монархом.

К числу основных полномочий спикера относятся:

обеспечение взаимодействия между Палатой общин и монар­хом, Палатой общин и Палатой лордов;

• руководство работой Палатой общин;

• дача советов и разъяснений по правилам процедур;

• обладание правом дисциплинарных полномочий в отношении нарушителей порядка в палате;

• подтверждение правильности процедуры преодоления вето Па­латы лордов;

• удостоверение финансового характера законопроекта, рассмат­риваемого палатой.

Спикер не принимает участия в дебатах, он не принадлежит ни к одной из политических партий и является, как правило, наиболее уважаемым и старшейшим членом Палаты общин,. Он имеет трех заместителей и клерка, выполняющего функции секретаря палаты и советника спикера по процедурным вопросам. Обеспечение безо­пасности и поддержание порядка возлагается на пристава.

Палата общин образует комитеты: комитеты всей палаты, заседания которых проводятся не под руководством спикера„ а во главе с избираемым председателем;

общие комитеты формируются Комитетом по отбору в со­ставе 16—50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов;

специальные комитеты формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществля­ют функции, которые делегирует им Палата общин. Различается не­сколько видов таких отобранных комитетов: комитеты по рассмот­рению публичных законопроектов или по осуществлению экспертизы по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законо­дательства; комитеты по рассмотрению частных законопроектов', сес­сионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии, например, комитеты по отбору, по регламенту, по привилегиям, по процедуре, по европейскому законодательству;

комитеты по контролю над деятельностью министерств. Обра­зовано 14 таких комитетов по различным направлениям деятельнос­ти соответствующих министерств, например, Комитет по казначей­ству, Комитет по обороне, Комитет по внутренним делам, Комитет по публичной отчетности и др.;

• совместные комитеты обеих палат парламента.

Палата лордов - это вторая палата парламента, которая ведет свое происхождение от «Большого Совета», существовавшего в нормандс­кий период истории Англии. В его состав входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся баронами. С течением времени «Большой Совет» претерпел различные измене­ния, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали называться пэрами и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

Состав и численность Палаты лордов изменяется, формируется по ряду признаков:

• около 2/3 составляют пэры (мужчины и женщины, унас­ледовавшие дворянский титул не ниже барона);

• около 1/3 — пожизненные пэры (титул присваивается монархом по рекомендации премьер-министра). Институт пожизненных пэров учрежден специальным Актом в 1958 г. Среди пожизненных пэров — лица, имеющие большие заслуга перед Короной, которые получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов.

-26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви,

+ выборные лорды

Заседание Палаты лордов является правомочным при наличии кво­рума 3 человека. Палату лордов возглавляет лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на 5 лет.

Лорд-канцлер обладает следующими полномочиями:

• имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени прави­тельства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты;

• оценивает вопросы и обращения пэров, направляемые в Коми­тет по привилегиям;

• является главным советником правительства по вопросам пра­восудия и конституционного законодательства;

• возглавляет судебную власть, председательствует в Палате лор­дов, когда она заседает в качестве высшей апелляционной инстан­ции, а также в судебном комитете Тайного совета при монархе;

• является официальным представителем Апелляционного суда и председателем Канцелярского отделения Высокого суда;

• издает приказы о проведении парламентских выборов и о созы­ве на сессию Палаты лордов.

Лорд-канцлер имеет двух заместителей, которые ежегодно избира­ются Палатой. В Палате лордов имеются лишь неспециализирован­ные комитеты, ибо функциями контроля над правительством она не обладает. Создание фракций в Палате лордов запрещено.

Заседание парламента начинается путем издания королевской прокламации по предложению премьер-министра. Сессии парламента та созываются ежегодно, как правило, в конце октября — начале ноября, и продолжаются большую часть года с перерывами на кани­кулы. Кворум для принятия законов в Палате лордов составляет 30, а в Палате общин —. 40 членов. Нестандартной является и процедура голосования: оно всегда является открытым и производится, путем вставания. Текущий лорд-спикер - баронесса Фрэнсис Д'Соуза - вступила в должность 1 сентября 2011г.

!!!! Должность лорда-спикера была задумана в 2003 году после принятия решения о разделении обязанностей лорда-канцлера (первоначально должность лорда-канцлера должна была быть упразднена). Специальный комитет палаты лордов изучил вопрос о новой должности председателя палаты, включая и вопрос о ее наименовании. По рекомендации комитета должность получила название "лорд-спикер", в том числе и потому, что данное название уже использовалось ранее в регламентах и справочниках. Лорд-спикер палаты лордов избирается членами палаты и должен быть политически беспристрастным. До июля 2006 г. роль председателя палаты лордов осуществлял лорд-канцлер. Согласно акту о конституционной реформе 2005 года позиция "спикера палаты лордов" (именно так название определено в акте) стала отдельной должностью, позволяя тем самым занять эту должность кому-то другому кроме лорда-канцлера. Лорд-канцлер продолжал исполнять обязанности спикера палаты лордов в переходный период - с момента принятия закона и до вступления закона в силу. Первым лордом-спикером была баронесса Хелен Валери Хэйман. Текущий лорд-спикер - баронесса Фрэнсис Д'Соуза - вступила в должность 1 сентября 2011г.

Парла мент Великобритании осуществляет законодательные и кон­трольные функции. Кроме того, Палата лордов обладает еще и судеб­ными функциями. Законопроекты могут вноситься в любую из палат парламента, кроме финансовых законопроектов, которые вносятся только в Палату общин.

Существуют следующие виды законопроектов, называемые билля­ми, которые рассматриваются в палатах парламента. Условно их можно разделить на три группы:

• публичные билли — это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, представляющие всеобщий интерес. Ини­циатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих па­лат и депутаты — члены правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются «правительственными законопроектами» и имеют приоритет при рассмотрении в палате;

частные билли представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициаторами таких зако­нопроектов обычно являются местные органы власти или объеди­нения лиц;

смешанные билли — это законопроекты, сочетающие в себе эле­менты публичных и частных биллей.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. в первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он раз­дается депутатам. Во втором чтении (через 2--3„недели) обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты палаты. В третьем чтении он рассматривается на пленар­ном заседании, с докладом выступает головной комитет. Если в про­цессе голосования законопроект получает простое большинство голо­сов, то направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит в законопроект поправки, то они обсуждаются в Палате общин. Обычно вопрос решается путем достижения компромисса между обеими палата­ми. Если согласия нет, то Палата лордов вправе отложить законопро­ект на один год, а финансовые законопроекты — на один месяц.

В парламенте Великобритании есть несколько способов ограни­чения прений по законопроекту, прекращение дебатов по законо проекту по требованию 100 депутатов; так называемый метод «кенгу­ру», когда ведется обсуждение только отдельных статей законопроек­та, а не всего текста в целом; «метод гильотины», согласно которому отводится строго определенное время для рассмотрения вопроса, по истечении которого обсуждение автоматически прекращается; метод партийной дисциплины и некоторые другие.

Помимо законодательной деятельности парламент осуществляет контрольные функции в отношении правительства. Эти функции чаще всего осуществляются путем депутатских вопросов, которые задают­ся в устной или письменной форме. Ответы на устные вопросы дают­ся в течение часа вопросов, но не более чем через два дня после того, как вопрос был задан, в течение года таких вопросов к правительству поступает около 40 тысяч. Ответы на письменные вопросы в Палате общин даются министрами в течение 7 дней и публикуются в офици­альных отчетах. В палате лордов ответ на письменный вопрос должен быть да н в течение двух недель.

54. Статус монарха Великобритании и взаимоотношения с парламентом, правительством, церковью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.07 с.)