Конституционно-правовые проблемы окончания президентских полномочий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые проблемы окончания президентских полномочий.



Президентские полномочия могут быть закончены: 1. В срок - после того, как Президент отработает тот период времени, на к-рый он избран. Его полномочия считаются прекращёнными с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Если, к примеру, никого не избрали, то старый президент продолжает осуществлять свои функции, впредь до момента избрания, даже если окончился его срок. 2. Досрочно: а) добровольная отставка - отставка БНЕ положила прецедент, кому он объявил о своей отставке, он просто объявил это народу. Должна быть особая процедура выхода в отставку. Президент должен бы был направлять заявление об отставке в адрес К-онного Суда, либо в ФС с согласия К-онного Суда. б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия - процедуры опять же нет. КПРФ пыталась принять в ГД постановление по этому поводу, но не получилось. Проект такого закона должен содержать: * какие заболевания дают основания для стойкой неспособности; * кто даёт заключение о том, что Президент не способен осуществлять полномочия; * кто заставит Президента пройти это медицинское освидетельствование. Не один психический больной себя больным никогда не признает. в) отрешение от должности - процедура отрешения, сегодня эта процедура практически не осуществима. Ст.93 К-и РФ. Пока губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов входят в СФ, навряд ли они поддержат такую инициативу. Есть такой принцип - не портить отн-ния с центром. Президент РФ отрешается от должности только при гос-венной измене или при совершении иного тяжкого преступления (а если преступление не тяжкое?). Гос-венная измена или совершение тяжкого преступления Президентом РФ должны быть подтверждены решением Верховного суда, но судебное решение по таким делам, выносится только после определенных следственных действий. А комиссия ГД (кот. и ведет эти действия) не является органом представительного следствия, и на этом основании Верховный Суд РФ может отказать в приёме такого дела. Также совершенно невозможно получение одобрения К-онным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Можно предложить два выхода из данной ситуации: а) Записать в УПК возможность принятия Верховным Судом таких дел к производству без предварительного следствия. б) При импичменте создаётся специальная группа в ГД, необходимо приравнять эту группу по статусу к органу, к-рый может осуществлять предварительной следствие. Если Президент нарушает присягу, то это не является основанием для отрешения от должности, и это весьма странно. Необходим более широкий перечень оснований отрешения Президента РФ от должности.

Виды полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп:

1. Полномочия Пр-та как главы государства

2. Полномочия Пр-та по формир. др. органов фед. власти: • Пр. РФ представляет в ГД кандидатуры Председателя Прав-ва РФ; • Президент утверждает членов Правительства; • Президент представляет Совету Ф-ции для утверждения кандидатуры судей высших фед. судов, Ген. Прокурора; • Президент назначает выборы в Гос. Думу; • Президент может распустить Гос. Думу; • Участвует в формировании органов судебной власти • Назначает и освобождает полномочных представителей президента; • Назначает на высшие дипломатические и военные должности;

3. Полномочия Пр-та в сфере военного командования: • Президент утверждает военную доктрину; • Назначает и освобождает высшее командование Вооруж-х сил РФ; • присваивает высшие воинские звания; • возглавляет Совет Безопасности; • является главнокомандующим всех военных сил.

4. Полномочия Пр-та в области внешнеполитич. деятельности.

• Президент возглавляет всю работу по орган-и внеш. политики гос-ва; • Он принимает верительные и отзывные грамоты, это документы которые иностранные послы вручают главе гос-ва. Когда посол прибывает в страну, он вручает Президенту верительную грамоту (с этого момента он обретает свои полномочия), а когда посол покидает страну, то он вручает Президенту отзывную грамоту (соответственно, и теряет свои полномочия); • назначает дипломат-х представителей в иностр. Гос-ва; • представляет РФ на международных переговорах.

5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов.

• Президент обладает правом законод-й и конституц-й инициативы; • Подписывает законы; • Обладает правом вето на законы ФС; • Сам издаёт указы нормативного характера; •Имеет право обращаться в Конст Суд по вопросу о конституционности той или иной юрид. нормы; •Организует согласительные процедуры при коллизии норм-х актов РФ и её субъектов;

6. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан.

• Президент имеет право объявить чрезвычайное положение; • осуществляет помилование; • является гарантом прав и свобод граждан РФ.

Президент РФ - глава государства.

Президент как гос-й орган в научной лит-ре получил самые разные оценки:

1. Президент - это высшее должностное лицо в гос-ве.

2. Президент - это ещё и глава государства.

3. Президент - глава исполнительной власти.

Эти характ-ки в разных формах правления верны, так в парламентской республике пр-нт яв-ся высшим должн. лицом, а в президентской республике - главой исполнит. власти. У нас же республика смешанного типа, и вряд ли можно назвать нашего президента главой исполнит. власти, т.к. у нас есть правительство, и есть председатель правительства, кот. и явл-ся главой исполнит. власти, хотя президент и замыкает на себе силовые ведомства.

По К.- президент он именуется главой государства, а если так, то возникает вопрос - является ли он главой чисто номинальным (подписание различных официальных документов и представительство) или же он обладает особыми функциями?

К. РФ даёт на этот вопрос вполне определённый ответ - особые функции Президента РФ как главы государства:

1. Президент РФ - это гарант К. РФ. Это значит, что в руках Президента сосредотачиваются все нити механизма обеспечения нашей К. Он должен следить за реализацией К. и не нарушать. 2. Президент РФ - гарант прав и свобод человека и гражданина. Т.е., если Пр-т обнаруживает, что какой-то закон нарушает права и свободы гражд-а, то он должен использовать право законодат. инициативы, чтобы устранить это нарушение. 3. Пр-нт РФ - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти. Это координац-я функция президента. Он также принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. 4. Пр-нт РФ - в соот-и с К. РФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Вроде бы все правильно, но дело в том, что Президент это только один человек (несмотря на его аппарат), и это не гарантирует его от ошибок, поэтому было бы правильнее осуществлять эти функции не только Президенту, а Пр-ту совместно с Фед. Соб. РФ. Есть еще одно замечание, проблема соотношения указа Пр-та и ФЗ, здесь она высвечивается очень ярко, знаменитый указ Президента №1400 от 93-го года - в соответствии с этим указом была прекращена деятельность законодательного органа. Лицам, которые высказали мнение, что данный указ неправомерен, сказали, что Пр-нт определяет основные направления внутренней и внешней политики, и поэтому его указы важнее. Сегодня эта ситуации также вполне может возникнуть, и если она возникает (указ, противоречащий ФЗ), надо ли подчиняться этому указу, или всё-таки не стоит? Поэтому необходимо принять закон, касающийся основных направлений внешней и внутренней политики, и тогда вопрос был бы исчерпан.

5. Президент РФ - представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Вторая часть понятна, это правильно, а вот как Президент РФ может представлять РФ внутри РФ. Было бы правильнее сказать - Президент РФ представляет федеральную власть внутри страны. Очередная неудачная редакции конст-го положения.

Государственная Дума Федерального Собрания России: начало и окончание полномочий, государственно-правовые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.006 с.)