Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: государственное (конституционное) право РФ как отрасль права РФ: понятие и предмет.

Поиск

Вопрос: Государственное (конституционное) право РФ как отрасль права РФ: понятие и предмет.

Конституционное право – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом правового регулирования Конституционного права как отрасли права РФ являются государственно-правовые отношения. Государственно-правовые отношения – это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права РФ. Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые права и свободы человека и гражданина. Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы. Нормы Конституции являются исходными для всех отраслей права.

 

Вопрос: Государственное (конституционное) право РФ как отрасль российской юридической науки: понятие, предмет, объект научного исследования.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук. Конституционное право РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль конституционного права, а также нормы конституционного права, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки конституционного права. Важными задачами науки конституционного права РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Предмет:

1.Изучение отрасли конст права (основные понятия, категории)

2.Входит в предмет конституционно-правовые отношения (изучение процессов реализации норм)

3.Изучение деятельности гос органов, формы их взаимодействия.

4.изучает все сферы общественных отношений подлежащих конст-правовому регулированию.

 

4 вопрос: как дисциплина

Вопрос: Государственно-правовые отношения: понятие, виды.

Государственно-правовые отношения – это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия.

 

Виды:

1. конкретные правоотношения. Четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

2. правоотношения общего характера. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

3. правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, не определено;

4. постоянные/временные правоотношения. Срок действия не определен/определен

5. материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений.

процессуальные правоотношения - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах

Вопрос: Государственно-правовые нормы: понятие, особенности.

Конституционно-правовые нормы – это правила поведения общего характера, изданные и гарантированные государством с целью регулирования отношений народовластия. Особенностями:

1.Регламентируют отношения по реализации народного суверенитета;

2.Конституционно-правовые нормы должны быть рассчитаны на длительный срок и должны обладать стабильностью;

3.Конституционно-правовые нормы имеют учредительный характер;

4.Специфическое закрепление в нормативных актах (гипотеза, диспозиция, санкции могут содержаться в разных нормативных актах).

5.Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются.

6. Первичны.

Вопрос: Виды государственно-правовых норм

I.По подотраслям регулирования:

а) основы конституционного строя;

б) правовой статус индивида;

в) форму государственного единства;

г) основы избирательного права и системы;

д) систему органов государственной власти;

II.По источникам:

а) конституция;

б) законы;

в) подзаконные акты.

III.По уровню:

а) федеральный;

б) субъектов РФ.

IV.По действию во времени:

а) имеют обратную силу (распространяются на события, имевшие место до их принятия);

б) не имеют обратной силы.

V. По территории действия:

а) вся территория РФ;

б) часть территории РФ;

в) территория муниципального образования.

VI. По предмету:

а) материальные;

б) процедурные (регулируют нормы деятельности государственных органов);

в) процессуальные (защищающие нормы).

VII. По составу:

а) полные (нормы, все составные части которых содержатся в одной статье);

б) комбинированные:

1.отсылочные (такие нормы, различные элементы которых содержатся в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах одной отрасли права);

2.бланкетные (нормы, у которых гипотезы и диспозиции содержатся в конституционном праве, а санкции – в других отраслях права)

Вопрос: Система отрасли государственного (конституционного) права РФ.

Система отрасли государственного (конституционного) права РФ. В настоящее время предполагается сформировать ГП и КП. В КП оставить принципы конституционного строя: (принципы положения индивида); введение в КП (предмет, метод, норма, отношения, источники, система КП); теория конституции (понятие, признаки, свойства и виды конституции, этапы ее развития в РФ, общая характеристика конституции РФ 1993 года, реализация и охрана конституции); основы и принципы конституционного строя и теория КП, то есть теоретические положения, касающиеся основных институтов КП, а также порядок изменения и дополнения конституции. В ГП оставить (федерализм, структуру органов государственной власти): меры возможного и должного поведения индивида и их гарантии; порядок приобретения и утраты российского гражданства; конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов, разделение полномочий (распределение компетенций) между ними; порядок организации и проведения выборов президента РФ и ГД РФ, выборных органов субъектов РФ; Федеральное собрание РФ (основные полномочия палат, их структура и порядок деятельности, законодательный процесс); Президент РФ (начало и окончание полномочий, компетенция); Правительство РФ (начало и окончание полномочий, компетенция, взаимодействие с другими органами государственной власти); конституционные основы правосудия.

Подзаконные акты.

На первом месте находятся указы президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества — это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества уже не нормативный указ). Указы нормативного характера могут:

непосредственно содержащие правовые нормы;

утверждать положения, содержащие правовые нормы.

Например, указ 1400 от 1993 г. президента, потребовал исполнение этого указа, минуя федеральные законы, конституционный суд признал это указ недействительным. Из ст.80 п.3 указ президента обладает большой юридической силой, но непосредственно эти указы как регуляторы общественных отношений выступать не могут. Первый указ и.о. Путина о неприкосновенности Ельцина Б.Н. это шаг вынужденный, политический, может быть вслед за ним издаться федеральные законы, но это уж дело будущего.

Следующий федеральный закон - постановления палат федерального собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). В конституции описаны только постановления палат распорядительного собрания (связанные с утверждением на должности или снятием с должности). Нормативные могут (^непосредственно содержать правовые нормы и) 2) принимать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов совета федерации. В учебниках нередко упоминается, что источниками законов могут являться постановления правительства РФ, но это спорно, т.к. постановления правительства являются источником административного права, но не как не государственного, поскольку: 1. Распространяются на сферу распорядительно-исполнительной деятельности; 2. Не регулируют отношения по установлению прав и свобод.

Акты органов местного самоуправления в большинстве случаев являются источниками муниципального права, но иногда регулируют государственно-правовые отношения (например, регулирование порядка реализации избирательных прав граждан). Ст. 15 КРФ устанавливает, что частью российской правовой системы является общепризнанные принципы и нормы международного права. Они содержаться в актах международных организаций. Но в ст. 15 КРФ следует добавить слово «ратификация», исправляют ошибку нормы международного права, в которых говорится, что закон действует в стране только после его ратификации, при отмене этой нормы у нас будут действовать все международные законы.

Акты конституционного суда РФ.

Судебный прецедент - это решение судьи по конкретному делу, при пробелах законодательства по этому вопросу, которое их исправляет и в последствии становиться образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас нет. Существуют только постановления конституционного суда 2-х видов:

1. о расширительном или ограничительном толковании статей конституции РФ (постановления обязательны для всех субъектов РФ, т.е. равны по юридической силе закону). По практическим результатам эти постановления приравниваются к конституционной норме.

1. о признании неконституционными законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам эти постановления являются источником конституционного права.

Федеративные договоры или государственно-правовые договоры - это:

союзные договоры о создании федерации;

договоры о распределении полномочий между федеральной властью субъектов федерации;

договоры о распределении полномочий в сфере совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации;

договоры между субъектами федерации;

договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий. Источники государственного права в субъектах РФ.

конституции и уставы субъектов федерации;

законы субъектов федерации;

указы президентов и постановления глав администрации субъектов федерации;

постановления законодательных органов власти субъектов федерации или их палат;

договоры об организации местного самоуправления по передаче полномочий с другими субъектами федерации;

акты органов местного самоуправления по реализации прав и свобод граждан.

Вопрос: Международные правовые акты, международные договоры РФ как источники государственного (конституционного) права. Проблема соотношения международных договоров и иных международно-правовых актов с источниками внутреннего права в системе российского конституционного (государственного) права.

Ст. 15 КРФ устанавливает, что частью российской правовой системы является общепризнанные принципы и нормы международного права. Они содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 КРФ следует добавить слово “ратификация”, исправляют ошибку нормы международного права, в которых говорится, что закон действует в стране только после его ратификации, при отмене этой нормы у нас будут действовать все международные законы

Раздел I.

1 глава - Основы конституционного строя (Народовластие; демократическое государство; федеративное; правовое; республиканская форма правления (глава- Президент); светское государство (нет обязательной религии); социальное государство (достойная жизнь человека) (надо бы назвать «Принципы конституционного строя»)

2 глава - Права и свободы человека и гражданина (Свобода личности; равноправие граждан; естественное право). (Надо бы назвать «статус гражданина» т.к. включают обязанности, гарантии, принципы).

3 глава - Федеративное устройство (Федерация, имеющая три вида субъектов: а) республики (государства); б) национальные образования-автономии; в) территориальные образования- области, города фед значения. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории

4 глава - Президент РФ (глава государства; избирается прямым голосованием; гарант конституции)

5 глава - Федеральное Собрание (Нижняя палата-Гос Дума- 450 чел, профессиональная основа; Верхняя палата-Совет Федерации_ 2 представителя от каждого Суб.)

6 глава - Правительство (осуществляет исполнительную власть, отвечает за всё: бюджет, кредитная, денежная политика; оборона страны)

7.Судебная власть (правосудие осуществляется только судом) (надо бы назвать «Правосудие и прокуратура»)

8.Местное самоуправление (структура определяется населением). Устанавливаются местный бюджет, налоги.

I.По времени

1)предварительный (до вступления акта)

2)последующий (после)

II.По месту

1)внутренний (самим органом создавшим акт)

2)внешним (иными органами)

V.По форме контроля

1)абстрактный (проверка без связи с каким-либо делом)

2)Конкретный (в связи с делом (угол))

VI.По объему

1)полный(вся система общ отношений)

2)частичный(на опред сферы)

VII.По содержанию

1)формальный(проверяется соблюдение конст условий и требований, относящихся к изданию акта)

2)материальный(контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции)

Принципы гражданства РФ.

1)Единое (гражданин федерации является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает) (ст. 6)

2)Равное (независимо от способа приобретения гражданства, граждане обладают равными правами и несут равные обязанности).

3)Равноправие граждан – все граждане обладают равными юридическими правами и обязанностями.

4)Сочетание:

а) Принципа почвы- лицо приобретает гражданство той страны, на территории которой родился.

б) Принципа крови- лицо приобретает гражданство той страны, гражданином которой являются его родители.

5)Допустимость двойного гражданства.

6)Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами.

7)Гарантии защиты, покравительства гражданам за пределами РФ.

I.Территориальное

Национальная государственность - организации полит власти в районе компактного проживания этнических общностей.

Содержание национальной государственности - комплекс мероприятий и институтов, направленных на развитие титульной этнической общности.

Форма национальной государственности - это структура национальной государственности.

1)Территориальная компактность заселения этнической общности

а) абсолютная (когда проживает ›1/2 части)

б) относительная (когда проживает ‹1/2)

2)Особая организация органов гос власти, позволяющая учитывать интересы нации.

Юридический статус- это форма имеющее особое содержание юрид статуса не явл содержанием национальной государственности.

Виды статусных форм:

1)Суверенное государство (появляется путем сепарации - выход этнической общности из-под юрисдикции государства и создание своего собственного суверенного государства).

2)Создание национально организованного Субъекта Федерации

3)Национально-территориальная автономия - часть территории унитарного государства компактно заселенной титульной национальностью, обладающие привилегиями перед центральной властью в решение вопросов внутреннего значения.

Отличие от субъекта: не имеет право решать общегосударственные вопросы.

4)Муниципальное национ-территор образование (Азова)

II.Нетерриториальные

1.Создание национальной партии

2.Создание национальной политики

3.Создание национально-культурной автономии

I.По организационной форме.

1)Общественные организации

2)Общественные движения

Их различие: организация структурирована, а движение - нет; общественная организация имеет членство, порядок приема и выхода из организации, членские взносы.

(1) Общественные организации:

Политические партии - это общественная организация целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании (это ее самое главное отличие).

1)Правящая партия - это партия которая «правит», т.е. правит эта партия, или из членов которой формируется правительство.

В зависимости от республики:

А) Парламентская республика- правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест.

Б)Президентская респуб (правительство формируется президентом) - та партия, которая привела к власти президента.

В)Смешанная.

Правящая партия:

1.Члены правящей партии рекрутируются в правительство

2.Ложит свои партийные программы в основу принимаемых юрид норм.

3.Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти.

Оппозиционная партия

1.Парламенские - т.е. проникшая в парламент, но не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующая деятельность президента от оппозиции)

2.Непарламентская (Яблоко, СПС)- она просто критикует деятельность госуд.

Правящая полит партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.

Политическая система - это взаимосвязанная интегративная совокупность госуд., политических партий и иных общественных объединений, предназначенных для управления общественными процессами, возникающими между ними отношения, и регулирующие эти отношения нормы.

Ядро- это часть Пол Сис., которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие ей качества. Пол Сис создана для власти => властные полномочия концентрируются в Гос, значит Гос- это ядро Пол Сис. (Партия не может быть ядром, т.к. в демократическом обществе если убрать партию, то и исчезнет и Пол Сис).

Правящая Пол Партия является направляющей силой Пол Сис и общества.

Оппозиционная партия

1.Парламенские - т.е. проникшая в парламент, но не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующая деятельность президента от оппозиции)

2.Непарламентская (Яблоко, СПС)- она просто критикует деятельность госуд.

Правящая полит партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.

Политическая система - это взаимосвязанная интегративная совокупность госуд., политических партий и иных общественных объединений, предназначенных для управления общественными процессами, возникающими между ними отношения, и регулирующие эти отношения нормы.

Ядро- это часть Пол Сис., которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие ей качества. Пол Сис создана для власти => властные полномочия концентрируются в Гос, значит Гос- это ядро Пол Сис. (Партия не может быть ядром, т.к. в демократическом обществе если убрать партию, то и исчезнет и Пол Сис).

Правящая Пол Партия является направляющей силой Пол Сис и общества.

Понятие и виды федераций.

Федерация- это сложное гос, состоящее из нескольких гос образований, обладающих специфической компетенцией, своей системой гос органов, которые дают возможность в решение вопросов общегосударственного ведения.

Виды федерации:

I.По способу образования.

1)Союзная федерация- это федерация, образованная на основе объединения договорным путем нескольких отдельных государств в новое, суверенное. (Появилась исторически первой).

2)Альтернативная - это фед., созданная на базе унитарного гос., путем расширения полномочий провинции до участия в решение общегосударственных вопросов.

А) Откраированная альтернативная - это такая, в которой провинции получают свои права благодаря решению центральной власти.

Б)Договорная альтернативная- это когда статус суб федерации формируется на основе договора между суб и центральной властью.

В)Договорно-конституционная- это когда статус суб определяется центральной властью по согласованию с ними, в последствии эти полномочия закрепляют в Конституции.

3)Смешанная - которые начинают формироваться как союзные, но в дальнейшем как альтернативные (СССР, США).

II.По правовому положению субъектов.

1.Федерации, где суб сохраняют суверенный статус.

(Это могут быть только союзные федерации, т.к. раньше обладали суверенным статусом, а альтернативные - не могут)

2.Субъект - несуверенное гос образование.

III.По статусу субъекта:

1.Равноправные (симметричные).

2.Неравноправные (ассиметричные).

IV. По централизации:

1.Централизованные (приоритет фед законов над законами субъектов).

2.Децентрализованные.

V.По степени распространения федеративных установлений:

1.Полного типа (все фед установления)

2.Ассоциативного типа.

Признаки федерации.

Признаки федерации:

1) единая территория, которая складывается из территорий субъектов, территориальное верховенство принадлежит всем;

2) два уровня учредительной власти: общефедеральный и субъекта; федеральная власть первична;

3) две системы органов власти;

4) единое федеративное гражданство;

5) общефедеральные Вооруженные силы;

6) бюджет общефедеральный и субъекта;

7) две системы налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Право сецессии.

Виды избирательных систем.

I.По способу подсчета голосов и определения итогов выборов:

1) мажоритарные - побеждают набравшие больший объем голосов

а) абсолютного большинства (50%+1 голос);

б) относительного большинства (побеждает у кого больше голосов, даже если менее 1/2);

2) пропорциональные - при ней количество полученных мест в парламенте прямо пропорционально количеству голосов избирателей, (применяются на выборах по одному мандату от избирательных объединений),

Мажоритарная система не позволяет полностью учитывать соотношение политических сил в стране. Пропорциональная учитывает соотношение разных политических сил, но не обеспечивает гласности выборов.

3) Система единого не передаваемого голоса (избиратели голосуют не только за список, но персонально за каждую фигуру представленную в списке. Проходит та, которая набрала наибольшее количество голосов.

II. По степени альтернативности:

а) альтернативные (несколько кандидатов);

б) безальтернативные

III. По характеру избирательных округов:

а) с территориальными округами;

б) с экстерриториальными.

IV. По количеству мандатов:

а) на основе только одномандатных округов; б) одно и более мандатных округов; в) смешанные.

Подготовка и проведение выборов: основные стадии.

Организационно подготовительные (представительная стадия):

1.Назначение выборов (установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днем).

2.Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правам и проживающих на территории конкретного избирательного участка).

3. Образование избирательных округов и окружных избирательных комиссий (это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков и участковых избирательных комиссий (эти территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования).

Непосредственные стадии:

1.Выдвижение, регистрация кандидатов.

2.Предвыборная агитация (Начинается сразу же после регистрации кандидата и заканчивается за сутки до дня голосования).

3.Голосование

4.Подчет голосов на избирательном участке.

5.Подтверждение и обнародование итогов выборов по избирательному округу.

Далее стадии можно применять/нет:

6.Стадия закладывания средств на выборы в бюджет соответствующей территории (ее стадией избирательной кампании считать нельзя, т.к. это стадия бюджета)

7.Повторное голосование на выборах (это не стадия, т.к. при повторном все стадии повторяются).

8.Подтверждение полномочий избранных депутатов.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Государственная Дума Федерального Собрания России: начало и окончание полномочий, государственно-правовые

Федеральное Собрание России: общая конституционно-правовая характеристика, структура и место в системе

Формы работы палат Федерального Собрания.

Различный хар-р состава и компетенции палат накладывает отпечаток на порядок их работы.

Заседания СФ правомочно, если на нем присутствует более ½ от общего числа членов СФ. Для определения правомочности заседания перед началом утрен-го и вечер-го заседаний проводится регистрация членов СФ. Заседания СФ проводятся 25 янв.-15 июля, 16сен.-31дек. Первоочередному рассмотр-ю на заседании СФ подлежат: -послание и обращение Президента, - проекты законов о поправках к гл. 3-8 К. РФ, ФКЗ, ФЗ, - проекты актов СФ, - предложение о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 К.РФ, - предложение о направлении запросов СФ в Конст. Суд. Во время заседания председательствующий не вправе высказ-ть собст-е мнение, комментировать выступления членов СФ, давать хар-ку выступающим. Никто не вправе выступать на заседании СФ без разрешения председательст-го. Проект вопросов повестки дня формир-ся Советом палаты и представляется Председателю СФ. Проект повестки дня ставится на голосование и принимается большинством голосов от общего числа членов СФ. ГД собирается на 30-й день после избрания. Первое заседание открывается старейшим по возрасту депутатом. ГД сразу избирает Счетную комиссию, Времен-ю комиссию по регламенту и организации работы ГД, Временный секретариат, проводит выборы председ-ля ГД и его замов.ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю. Заседания ГД проводятся в среду и пятницу. Заседания ГД проводятся открыто, гласно и освещаются СМИ. На заседание м.б. приглашены представители гос. органов, обществ. орган-й, эксперты, специалисты. 2 раза в месяц на заседании, проводится «Правительственный час» для ответов фед. министров и др. должн. Лиц на вопросы депутатов. Заседания ГД начинается с регистр-и присутств-х депутатов, кот-ю проводит председательствующий. Заседание явл-ся правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Регламентом палат установлен специальный порядок работы палат, устанавливающий специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных К. к их ведению. (Утверждение изменения границ м/у суб. РФ и др.).

Состав полномочий и структура Государственной Думы Федерального Собрания России.

Из числа депутатов избир. председатель ГД и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов ГД. А на заседании комиссий избираются председатели комиссии. Эти все председатели совместно с председателем ГД образуют Совет ГД. Он необходим для оперативного решения текущих вопросов и для подготовки вопросов на рассмотрение комитетов ГД и ГД в целом.
Законодательная инициатива первоначально рассматр-ся в Совете ГД.

Функции председателя Государственной Думы (и его заместителей):

1.Осуществляют общее руководство деят-тью ГД; 2. Ведут заседания Думы; 3. Ведают внутренним распорядком ГД; 4.Разрабатывают и утверждают план законопроектной деятельности, подписывают его; 5. Организуют своевременное предоставление законопроектов; 6.Осуществляют координацию между комитетами и комиссиями, др. органами палаты; 7. Подписывают постановления ГД; 8. Решают иные вопросы, отнесённые к их ведению регламентом ГД и действующим законодат-м.

Функции председателей комитетов и комиссии:

1. Осущ. общее руководство деятельностью своих органов; 2. Взаимодействуют с председателем и зам. председателя ГД; 3. Непоср-но отвечают за подготовку тематич. материалов по профилю комитета или комиссии в пленарном заседании
или парламентском слушании; 4. Осущ. иные полномочия, предусмотр. регламентом палаты.

В ГД создаются фракции и депутатские группы. Кроме того, ГД образует половину состава счётной палаты, другую половину образует Совет Федерации. ГД избирает председателя счётной палаты. А Совет Федерации избирает зам. председателя счётной палаты.Ст. 103 Конституции. К ведению ГД относятся:

• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначение на должность и освоб-е от должности Предс-я ЦБ РФ;

• назначение на должность и освоб-е от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

• назначение на должность и освоб-е от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГД обладает не только законодат-ми полномочиями (исходя из данной статьи, ГД вообще не обладает законодательными полномочиями). Это полномочия распорядительного свойства, т.е. на первый взгляд, это нарушение принципа разделения властей, но нигде и никогда не будет существовать органа, который обладает чисто одной областью полномочий, и ГД не исключение, так что всё естественно. Т.о., распорядительные полномочия ГД вызваны тем, что:

1. ГД явл-ся одним из элементов системы органов гос. власти и в условиях разделения властей она не может не участвовать в формировании других органов гос. власти и не осущ-ть взаимодействие с ними.

2. Часть распорядительных полномочий в К. РФ не указана, они указаны в Регламенте ГД. Они направлены на самоорганизацию ГД: выборы Председателя ГД и его заместителей; утверждение плана работы ГД; принятие регламента ГД; решение иных внутриорганизационных вопросов.

Состав полномочий и структура Совета Федерации Федерального Собрания России.

КРФ провозглашает, что порядок избрания депутатов ГосДумы и порядок формирования Совета Фед-ии устанав-ся фед-ми зак-ми Фед. Соб. - парламент РФ является представительным и законод-ым орг РФ. Фед-ое Соб. действует самост-но в пределах своей компет-и и олицетворяет зак-ую ветвь власти. В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представ-го и исполнит-го органов госу-ой власти. В ч. 2 ст. 95 предусмотрен состав Сов. Фед. Он харак-ет палату как орг представит-ва суб. РФ на основе следующих начал: а) равное число представ-ей от каж суб независимо от вида суб, его величины и иных обстоятельств; б) учет принципа раздел-я властей, что обеспеч-ся равным представит-ом от представ-го и испол-го орг гос власти суб. Поскольку в состав Рос входят 88 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 176. Однако, поскольку отсутствуют представители Чеченской Республики, фактически Сов Фед насч-ет 174 членов. ФЗ «О порядке формир-я Сов Фед Фед-го Соб РФ» 2000г. установил, членом Сов Фед м/б избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с К РФ правом избирать и быть избранным.

СФ избирает из своего состава Председ-я СФ и его зам-ей, кот ведут засед-я и ведают внут-м распорядком палаты. СФ образ комитеты и комиссии. Комитеты - постоянные орг палаты, комиссии могут быть как постоянными, так и врем-ми. Счит-ся, что комитеты соз-ся по отрасл признаку, по сферам управления, а комиссии, прежде всего, призваны прорабат-ть воп, кас-ся дея-ти самой палаты.

К ведению СФ относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Презид-а РФ о введении военного положения; в) утверждение указа През-та РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов През-а РФ; е) отрешение През-а РФ от должности; ж) назначение на должность судей Кон-го Суда Ф, Верх Суда РФ, Высш Арб-го Суда РФ; з) назнач на должность и освобож-е от долж-и Ген-го прокурора РФ; и) назнач на долж и освобож от долж зам. Председ-я Счетной палаты и полов. состава ее аудиторов.

СФ принимает постан-я по вопросам, отнесенным к его ведению К.РФ.

Постан-я СФ приним бол-ом голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмот К. РФ.

СФ обладает законодательной инициативой, одобряет ФЗ, принятые ГД. Обяз-му рас-ю в СФ подлежат принятые Госдумой фед зак по воп: а) фед-го бюд-а; б) фед налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации междунар договоров РФ; д) статуса и защиты гос границы РФ; е) войны и мира.

Его порядок и сроки.

Порядок опубликования и вступления в силу регламентируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерального собрания». На территории РФ применяются только те ФКЗ и ФЗ, которые официально опубликованы. Датой принятия ФЗ считается день принятия его Гос Думой в окончательной редакции. Датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование. КРФ (ст. 107) устанавливает, что принятый ФЗ в течение пяти дней должен быть направлен Прези­денту России для подписания и обнародования. Прези­дент России в течение 14 дней подписывает федераль­ный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции боль­шинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию. Принятый обеими палатами парламента Российской Федерации ФКЗ подлежит безусловному подписанию Президентом России в течение 14 дней и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.012 с.)