Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические свойства Конституции

Поиск

Тема: «Конституционное право»

План

  1. Юридические свойства Конституции
  2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  3. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
  4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  7. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
  8. Система государственных органов в Российской Федерации

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство государства — это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они — область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов России.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым — относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежат сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом совместного самоуправления имеются и местные органы государственной власти. Например, согласно Конституции Республики Татарстан (гл. 13), в Республике устанавливается два вида местной власти: местное государственное управление и местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий, все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе РФ) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки — населенные пункты, основное значение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, Деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших уже традиционными, на территории РФ в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный округ — внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район — административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц — органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

Тема: «Конституционное право»

План

  1. Юридические свойства Конституции
  2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  3. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
  4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  7. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
  8. Система государственных органов в Российской Федерации

Юридические свойства Конституции

Под конституцией принято понимать основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя данной страны.

Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio — установление. Так в древнем Риме называли акты императорской власти, начинавшиеся словами «rem publicam constituire».

Первой в истории писаной конституцией стала принятая в 1787 г. Конституция США, действующая до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 г. и принятая в том же году Конституция Франции. Первой конституцией России была Конституция РСФСР 1918 г., ставшая и первой советской конституцией.

Будучи основным законом государства, его конституция отличается от всех других действующих нормативных правовых актов как порядком ее принятия, так и содержанием.

Конституция обычно принимается либо самим народом путем всенародного голосования, либо от имени народа его представителями. Так, ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ее преамбуле записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в Добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Для принятия действующей Конституции США в мае 1787 г. в Филадельфии был созван Конвент, в котором принимали участие 55 делегатов от штатов. 17 сентября 1787 г. Конвент принял Конституцию США, которая 4 марта 1789 г. после ратификации ее конвентами 11 штатов вступила в силу. В ее преамбуле сказано: «Мы, народ Соединенных Штатов с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

По своему содержанию конституция характерна тем, что она охватывает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную и другие, устанавливая в них базовые основы общественных отношений. Таким образом, в отличие от всех других нормативных правовых актов, конституционное регулирование общественных отношений носит всеохватывающий характер.

Принимаемая народом или от его имени и включающая предписания, носящие базовый, основополагающий характер, конституция является правовым актом, имеющим учредительный характер. Она свободна от каких-либо правовых ограничений, свойственных другим нормативным правовым актам. Это означает, что в государстве не может быть какого-то правового акта, которому должна соответствовать конституция и который мог бы ограничивать установления норм конституции.

Как основной закон конституция обладает особыми юридическими свойствами, которые отличают ее от обыкновенных законов. Эти свойства заключаются в следующем.

Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет верховенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство конституции означает также ее всеобщность, исключающую неурегулированность основным законом наиболее венных областей жизни общества.

Верховенство конституции означает, наконец, утверждение ее господства, т.е. положения, когда выраженные в ней начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы ее нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции РФ.

Одним из наиболее важных проявлений верховенства конституции является ее высшая юридическая сила по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. Закрепляя высшую юридическую силу конституции, Конституция РФ в ст. 15 устанавливает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, закрепляя верховенство конституции, выраженное в ее высшей юридической силе, конституция тем самым определяет ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что в условиях федеративного устройства России принцип верховенства ее конституции имеет исключительно важное значение. Верховенством Конституции РФ обеспечивается единство федеральной системы права. В свою очередь, это единство гарантирует взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов. Отрицание верховенства Конституции РФ и федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законодательства субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Конституция устанавливает важнейшие нормы права. Однако только конституцией действующее законодательство не исчерпывается. Конституционные нормы являются лишь основными, наиболее существенными его составляющими. Конституция служит юридической базой, правовой основой, ядром всей правовой системы государства. Ее нормы играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства, действующего в стране.

Большинство конституционных положений осуществляется, конкретизируется именно путем текущего нормотворчества, основные направления которого также часто указываются в основном законе. Например, в действующей Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты для наиболее полной ее реализации.

Принятие новой конституции обычно порождает необходимость существенного обновления текущего законодательства, связанную прежде всего с необходимостью приведения его в соответствие с нормами нового основного закона.

Наличие текущего законодательства, конкретизирующего отдельные положения конституции, не означает, что реализация конституционных норм невозможна без их конкретизации в текущем законодательстве. Согласно ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют прямое действие. Это означает, что конституция — нормативный правовой акт, нормами которого необходимо руководствоваться во всех случаях, включая и рассмотрение конкретных дел в судах и в органах исполнительной власти.

В целях единообразного применения судами конституционных норм Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим постановлением от 31 октября 1995 г. установил, что судам надлежит во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Конституция применяется непосредственно, когда нормы ее по самому их смыслу не требуют дополнительной регламентации; когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с ее положениями и т.д. Если статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшее правоотношение.

Закрепление в конституции всей совокупности основных устоев государственного строя, сосредоточение в ней важнейших норм права требуют ее особой стабильности. Она достигается специальным, усложненным порядком ее изменения, внесения поправок, который отличается от режима изменения обыкновенных законов.

Согласно действующей Конституции РФ (ст. 134) предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ (ст. 135) устанавливает, что некоторые ее главы вообще не могут быть пересмотрены, пока она действует. Это относится к гл. 1, посвященной основам конституционного строя, гл. 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина, а также к гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при проведении которого конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к остальным главам конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136 Конституции РФ). Согласно ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень всех ее субъектов (ст. 137 Конституции РФ).

Наконец, к юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана, которая осуществляется всей системой органов государственной власти. Так, согласно Конституции РФ (ст. 80) гарантом Конституции является Президент Российской Федерации. Он обязан соблюдать и защищать Конституцию России (ст. 82). Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции.

Особую роль в деле охраны конституции играет Конституционный Российской Федерации, создаваемый в соответствии со ст. 125 Конституции РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор Российской Федерации не подлежит введению в действие и применению.

В Российской Федерации в соответствии с ее федеративным устройством действуют два вида конституций: Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе Российской Федерации.

Конституции республик в составе Российской Федерации определяют на основе федеральной Конституции статус республик: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия, систему их органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие основы устройства республик. Все другие нормативные акты республик не могут противоречить их конституциям. которые имеют высшую юридическую силу по отношению к другим актам этих республик. В свою очередь, верховенство федеральной конституции означает обязательность соответствия ей конституций республик в составе Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.016 с.)