Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет конституционного права как отрасли права↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет конституционного права как отрасли права Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет. Предмет отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм. Предметом регулирования КП являются общественные отношения по поводу[1]: 1. формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, 2. структурирования территории государства, 3. социального устройства, 4. обеспечения прав и свобод личности. Эти отношения называют конституционно-правовыми, а нормы, их регулирующие, конституционно-правовыми нормами. Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства государства и государственной власти (властеотношения). Особенности предмета конституционного права · конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. · конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему. КП регулирует базовые, основополагающие отношения. Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через: 1) установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя - базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов; 2) установление формы государственного устройства 3) установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали (система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов). Б) Юридическое верховенство В) Конституция – основной закон Г) Конституция – база текущего законодательства.
Конституция Российской Федерации 1993 г.: понятие, основные юридические свойства, функции.
Конституционное закрепление системы государственных органов. Российская модель «разделения властей». Разделение ветвей государственной власти — еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы этих ветвей власти самостоятельны. В условиях, когда принцип разделения ветвей власти десятилетиями и даже столетиями с порога отбрасывался и признавался принципиально негодным для российской государственности, четкое конституционное закрепление данного положения имело особое, фундаментальное значение. Без этого переход на путь реального демократизма был бы невозможен, ибо этот принцип служит важной гарантией обеспечения свободы, подчинения государства праву и закону, предотвращения возврата к самовластию, беззаконию и тоталитарному режиму. Впервые принцип разделения властей был провозглашен у нас Декларацией о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип ее организации и функционирования как правового государства, а в апреле 1992 г. он был включен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. Указанные общие положения Конституции РФ конкретизируются во многих других ее статьях при определении статуса и компетенции Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судов РФ, ее субъектов и т.д., о чем подробно говорится в дельнейшем. Не предвосхищая последующее изложение, важно обратить внимание на пути реализации принципа равновесия ветвей власти и их взаимных сдержек и противовесов в Конституции РФ даже в условиях имеющегося в ней серьезного перекоса в пользу исполнительной власти. Так, Государственная Дума, Федеральное Собрание как законодательная ветвь власти обладает исключительным правом принятия законов, но они вступают в силу только после подписания и обнародования Президентом, имеющим право отлагательного вето; в свою очередь Федеральное Собрание имеет возможность преодолеть это вето квалифицированным большинством каждой из двух его палат. Другой пример. Президент РФ обладает правом при определенных условиях распустить Государственную Думу, а Федеральное Собрание в свою очередь при определенных условиях имеет право отстранить Президента от власти. Еще пример. Председателя Правительства назначает Президент, но Государственная Дума обладает конституционным правом выражения на то своего согласия или несогласия. Кроме того, только Совет Федерации обладает правом назначать на должности Генерального прокурора РФ и судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, но право представления кандидатур на эти должности сохраняется лишь за Президентом РФ. Важная роль в регулировании взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти принадлежит судебной власти, прежде всего Конституционному Суду РФ, независимому от двух других ветвей власти и подчиняющегося только закону. Для того чтобы обеспечить разделение власти по вертикали, ст. 5 Конституции РФ предусматривает в качестве основ федеративного устройства РФ не только ее государственную целостность и единство системы государственной власти, но и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Она устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Жесткая модель разделения властей.
Источники КП в РФ 1. Конституция РФ 1993 года 2. Декларации (-//- о языках народов РФ, -//- о суверенитете) 3. Акты Конституционного собрания: a. отказать b. принять c. вынести на референдум 4. Акты Конституционного Суда РФ 5. Законы о поправках 6. ФКЗ 7. ФЗ 8. Указы Президента РФ 9. Нормативные акты палат Федерального Собрания 10. Нормативные акты Правительства РФ 11. Акты законодательной власти субъектов РФ 12. Акты местного самоуправления 13. Договоры
6. Способы и порядок принятия и пересмотра конституции. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации и внесения в нее иных изменений.
На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ. Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума. В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения. Поправки в Конституцию. Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ. Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае. Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется. А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента. Лекции: Пересмотр = принятие новой Конституции – при изменении 1, 2, 9 глав. Все остальное – поправки. Процедура пересмотра (ст. 134, 104): Инициатива может исходить от: Президент, Правительство, ГосДума, законодательный (представительный) орган субъекта федерации, группа численностью не менее 1/5 от членов ГД или Сов.Ф. Новый проект К., одобренный ГД и Сов.Ф., поступает на рассмотрение Конституционного Собрания. Про этом законодательная инициатива пренадлежит: Прз, Пр, ГД, с.ф., каждый член ГосДумы или Совета Федерации, Конституционный Суд, Верховный и Высший Арбитражный суды. Закон о Конституционном Собрании не принят, возможно от того, что не хотят допустить изменений Конституции. Внесение поправок (гл. 3-8): Поправки не должны затрагивать положения 1, 2 и 9 глав. Например, нельзя изменить положение о местном самоуправлении (гл.8), так как в ст.12 гарантируется местное самоуправление. Нельзя вносить несвязанные поправки в одном законе. Принятие ФКЗ: 2/3 ГД => ¾ СФ => Президент ФКЗ не меняет положений Конституции! Принятие специального закона об изменении Конституции: 2/3 ГД => ¾ СФ => 2/3 законодательных органов субъектов (в течении года – все ждут до конца срока!) => СФ проверяет законность => Президент (может обратиться в Верховный Суд за разъяснением) Изменение ст. 65: Появление (в РФ – только объединение) и исчезновение субъекта – ФКЗ об изменении Конституции. Изменение названия – указ Президента. Изменение статуса – пересмотр (ст.5). Очень важно, но не реализуется: необходимо всеобщее обсуждение для возможности каждого внести предложение об изменении формулировок. Учебник: Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137. В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался. Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства. Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65. Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят). Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г. Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <*> детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.
Понятие и виды референдумов в Российской Федерации. Вопросы референдумов.
Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Виды референдумов (по лекции): Общенациональный Региональный Местный По характеру норм, предусматривающих проведение: Обязательные Факультативные По наличию непосредственных правовых результатов: Решающие (результат имеет обязательное значение) Консультативные (народный опрос) Вопросы, выносимые на референдум (по лекции): Федеральный уровень: голосование по проекту новой Конституции вопрос, предусмотренный международным договором a. вопросы, отнесенные к совместному ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов РФ 2. Региональный уровень: вопросы ведения субъекта Местный уровень – по предметам ведения органов местного самоуправления
9. Референдум Российской Федерации: порядок назначения, организации, проведения, определения результатов. Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации; 3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Назначение референдума 1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. 2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. 3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. 2. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за десять дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального конституционного закона - не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования. 3. На участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все участники референдума, включенные в список участников референдума. 4. В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим участникам референдума, лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются). 6. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. 7. При получении бюллетеня (бюллетеней) участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия участника референдума либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке участников референдума делаются соответствующие дополнительные отметки. 8. Голосование проводится путем внесения участником референдума в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к позиции, в пользу которой сделан выбор. 9. Каждый участник референдума голосует лично. Голосование за других участников референдума допускается, частью 10 настоящей статьи. 10. Участник референдума, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня (бюллетеней) или заполнить бюллетень (бюллетени), вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума, членом инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. Такой участник референдума устно извещает участковую комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка участников референдума указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума. 11. Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.. 12. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования. 13. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. 15. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о референдуме. 16. Членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, политическим партиям, а также организациям, учредителями (участниками), собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или поручению указанных лиц и организаций, запрещается совершать любые действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании. Формы собственности. Согласно статье 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под частной собственностью понимается собственность физических лиц (граждан) и юридических лиц. Под государственной собственностью понимается собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ. Под муниципальной собственностью понимается собственность муниципальных образований. Закон допускает объединение форм собственности в виде общей собственности. Имущество, находящееся в собственности двух или более лиц, принадлежит им на праве общей собственности, причём оно может принадлежать им с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения долей (общая совместная собственность). Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, согласно статье 36 Конституции РФ. Частная собственность. Согласно статье 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Гарантируется право наследования. Согласно статьям 9 и 35 граждане и их объединения могут иметь в частной собственности землю, в частной собственности могут находиться и иные природные ресурсы. Религиозные объединения 1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. 2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. 3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. 4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. По лекции 1) Верховенство конституции и Федеральных законов 2) Разграничение предметов ведения и гарантия их неизменения в одностороннем порядке 3) Принцип равенства конституционно-правового статуса субъектов 4) Равенство субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами 5) Принцип несуверенности субъектов Суверенитет: В соответствии со стандартами демократических конституций многих стран мира Конституция РФ (ч. 2 и 3 ст. 3) говорит об осуществлении народом своей власти непосредственно (непосредственная, прямая демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная, опосредованная демократия). Вслед за народным суверенитетом, Конституция РФ закрепляет и производный от него государственный суверенитет РФ в трех основных положениях: а) суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; б) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; в) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Суверенитет государства и его территория — это неразрывно связанные явления, поскольку последняя определяет пространственные границы первого. Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется также на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону РФ, хотя права и юрисдикция тут определяются федеральным законом и международным правом. Приведенные выше конституционные положения подчеркивают верховенство и единство государственной власти РФ, что особенно важно в федеративном государстве. Из этого вытекает разноуровневый характер суверенитетов РФ и ее субъектов — республик.
Конституция ст66. п 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 67 п.3 Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
. КП статус республики в составе РФ.
В составе РФ в настоящее время находится 21 республика. Статус республики определен К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом. Республика - это государственное образованное по национально - территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые характерны для государства
1) каждая республика имеет свою Конституцию, она самостоятельно разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодательство. 3) каждая республика имеет свои законодательные, исполнительные и судебные органы, которые она самостоятельно формирует. 4) каждая республика обладает правом территориального верховенства, без ее согласия территория республики не может быть изменена 5) республики вправе устанавливать свои государственные языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражданство. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкономических и иных м/н отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу.
Эти и др. признаки свидетельствуют о том, что республика обладает государственным суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, Конституции. республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о государственном суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национальное государство.
КП статус края, области, города федерального значения.
До 31 марта 1992 г. (подписания Федерат. договора) области, края, города федерального значения, по действовавшей в то время. Конституции РФ являлись административно -территориальными единицами. Этот договор, и Конституция РФ относят теперь эти образования к числу субъектов РФ. Теперь это не административные – территориальные единицы, а территориально-государственные. образованиями, построенными по территориальному принципу.
Статус края, обл., города федерального значения определялся Конституций РФ и уставом края, области, города федерального значения. Устав - это учредительная конституция. акт, принимаемый законодательным (представит.) органом государственной власти соответствующего края, обл., города федерального значения. Он подлежит такой же правовой защите, как и ФЗ, Государственный. характер указанных субъектов РФ определяется также тем, что они имеют право издавать свои законы, их территория не может быть изменена без их согласия, они имеют своих представителей в федеральных органах гос. власти, обладают правом законодательной инициативы в ГД ФС и т.д.
В области. экон, соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края, обл., города федерального значения. равноправны с республиками. Однако в отличие от республик этот вид субъектов не имеет Конституции (ее заменяет Устав), своего гражданства, их высшее должностное лицо не может называться президентом, а сфера законодательного регулирования (особенно по налоговым вопросам) уже, чем у республик, они не могут устанавливать свой государственный. язык и т.п.
Конституция РФ В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защ<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.012 с.) |